Найти в Дзене

«Черная роза Тифлиса»: трагическая история любви Грибоедова и Нины Чавчавадзе

Представьте: блестящий дипломат и автор бессмертного «Горя от ума», полиглот и вундеркинд, врывается на бал… верхом на лошади. Это — Александр Грибоедов. Его жизнь была яркой и стремительной, но главная роль в ней досталась хрупкой грузинской княжне, ради которой он перестал быть сердцеедом. Учитель и ученица: обещание, которое сбылось Тифлис, 1822 год. В доме князя Александра Чавчавадзе, поэта и генерала, часто гостил его друг — Александр Грибоедов. Там он учил музыке и французскому старшую дочь хозяина, 11-летнюю кареглазую Нино. Девочка с обожанием смотрела на талантливого «дядю Сандро». Однажды, похвалив ее игру, он шутливо бросил: — Молодец, Нино! Когда вырастешь — женюсь на тебе! Оба рассмеялись. Но девочка запомнила эти слова навсегда. Встреча через шесть лет: «Как солнечным лучом обожгло!» Судьба сведет их снова лишь в 1828-м. 33-летний Грибоедов, уставший от дипломатических интриг, снова приехал в гостеприимный дом Чавчавадзе. И замер: перед ним была не девочка, а юная краса

Представьте: блестящий дипломат и автор бессмертного «Горя от ума», полиглот и вундеркинд, врывается на бал… верхом на лошади. Это — Александр Грибоедов. Его жизнь была яркой и стремительной, но главная роль в ней досталась хрупкой грузинской княжне, ради которой он перестал быть сердцеедом.

Учитель и ученица: обещание, которое сбылось

Тифлис, 1822 год. В доме князя Александра Чавчавадзе, поэта и генерала, часто гостил его друг — Александр Грибоедов. Там он учил музыке и французскому старшую дочь хозяина, 11-летнюю кареглазую Нино. Девочка с обожанием смотрела на талантливого «дядю Сандро». Однажды, похвалив ее игру, он шутливо бросил:

— Молодец, Нино! Когда вырастешь — женюсь на тебе!

Оба рассмеялись. Но девочка запомнила эти слова навсегда.

Встреча через шесть лет: «Как солнечным лучом обожгло!»

Судьба сведет их снова лишь в 1828-м. 33-летний Грибоедов, уставший от дипломатических интриг, снова приехал в гостеприимный дом Чавчавадзе. И замер: перед ним была не девочка, а юная красавица, чьи изящество и скромность покорили всех в Тифлисе. Ее улыбку сравнивали с «благословением».

Однажды за обедом, сидя напротив Нины, Грибоедов не мог оторвать от нее взгляд. Его сердце бешено заколотилось.

Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать, — решительно произнес он по-французски, выходя из-за стола и беря ее за руку.

Она послушно пошла, думая, что урок у фортепиано. Войдя в комнату, Грибоедов, красный от волнения, начал что-то бормотать, признаваясь в чувствах. Нина то плакала, то смеялась от счастья. Позже она признавалась подруге: «Как солнечным лучом обожгло!».

Нина Чавчавадзе и Александр Грибоедов. Источник: eva.ru
Нина Чавчавадзе и Александр Грибоедов. Источник: eva.ru

Свадьба и дурное предзнаменование

Он без посредников попросил у князя руку его дочери и получил согласие. 22 августа 1828 года в Сионском соборе Тифлиса они обвенчались. Но во время церемонии больной лихорадкой Грибоедов уронил обручальное кольцо. Все содрогнулись — плохая примета.

Счастье длилось считанные недели. Грибоедова срочно вызывали в Персию. Беременная Нина, несмотря на тяготы пути, ехала с ним. Но, видя, как она слабеет, муж настоял на ее возвращении в Тифлис. Их переписка — крик двух любящих душ.

Последнее письмо: крик души и предчувствие

За две недели до гибели, будто предчувствуя беду, Грибоедов отправил жене письмо, полное тоски и нежности. Вот строки из него:

«Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя — и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться......Помнишь, друг мой неоцененный, как я за тебя сватался, без посредников, тут не было третьего. Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал, скоро и искренно мы с тобою сошлись, и навеки......Прощай, Ниночка, ангельчик мой... Целую тебя в губки, в грудку, ручки, ножки и всю тебя от головы до ног. Грустно.Весь твой А. Гр.»

Трагедия в Тегеране: «Жесткое сердце»

В Тегеране Грибоедов, требуя выплаты контрибуции, заслужил у персов прозвище «Сахтир» — «Жесткое сердце». Конфликт из-за беженцев, искавших защиты в русском посольстве, накалился до предела. 30 января 1829 года толпа фанатиков ворвалась в миссию. Грибоедов с горсткой казаков отчаянно защищался (говорят, он лично убил 18 нападавших), но силы были неравны. Его тело зверски изуродовали...

Резня в русском посольстве в Тегеране. Источник: histograf.ru
Резня в русском посольстве в Тегеране. Источник: histograf.ru

«Для чего пережила тебя любовь моя?»

Правду от Нины скрывали. Но в марте она случайно услышала страшный разговор. Потрясение вызвало преждевременные роды. Мальчика, названного Александром, крестили, но он прожил лишь час. «Мое бедное дитя... уже соединилось со своим несчастным отцом, — писала она.*

Когда гроб с телом мужа привезли в Тифлис, 16-летняя вдова поставила на его могиле памятник с пронзительной эпитафией: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!».

Могила А. С. Грибоедова, Тбилиси (Грузия) у подножия горы Мтацминда.
Могила А. С. Грибоедова, Тбилиси (Грузия) у подножия горы Мтацминда.

«Черная роза Тифлиса»: 28 лет верности

С этого дня Нина надела черное и не снимала траур 28 лет, до самой смерти. Ее красоту в черных одеждах тифлисцы почтительно называли «Черной розой». Она отвергала всех, включая сыновей знаменитых полководцев. Всю свою жизнь посвятила благотворительности, памяти мужа и семье. Современники отмечали ее душевную ясность и доброту.

Умерла она от холеры в 1857 году, ухаживая за больными. Ее последние слова были о муже и прозвучали как завет: «Меня... рядом с ним».

Ее волю исполнили. Так закончился траур длиною в жизнь, и «Черная роза» навеки воссоединилась со своим Грибоедовым в пантеоне на горе Мтацминда. Их история — не роман, а реальная жизнь, где любовь оказалась сильнее смерти.