Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Жители дореволюционного Баку глазами польского инженера

Одна из моих бабушек принадлежала к бакинскому светскому обществу. Я так думаю, не только из-за того, что весь этаж, где позже располагалось десяток коммунальных квартир (и где я вырос), принадлежал ее семье, но и потому, как она держалась вплоть до своей смерти в 90-х годах. Бабушка очень не любила рассказывать о своем детстве (она родилась в 1905 году) и царившей в то время обстановке в Баку. Времена Революции вообще для нее были табу, но о бакинцах того времени она всегда вспоминала с улыбкой. Особенно о простых жителях города: местном дворнике, который жил в пристройке внутри двора и считал себя его хозяином; уличных торговцах, которых во двор не пускали, но они постоянно шумели у окон со стороны Прачечной улицы (Гоголя); здоровенном садовнике из Молоканского сада, пугающем своим видом даже взрослых, но удивительно заботливом и добром. Когда я слушал бабушку, то представлял Баку веселым и беззаботным городом, шумным и суетливым на улицах и строгим в учебных заведениях и дома. А пот
Оглавление

Одна из моих бабушек принадлежала к бакинскому светскому обществу. Я так думаю, не только из-за того, что весь этаж, где позже располагалось десяток коммунальных квартир (и где я вырос), принадлежал ее семье, но и потому, как она держалась вплоть до своей смерти в 90-х годах.

Бабушка очень не любила рассказывать о своем детстве (она родилась в 1905 году) и царившей в то время обстановке в Баку. Времена Революции вообще для нее были табу, но о бакинцах того времени она всегда вспоминала с улыбкой. Особенно о простых жителях города: местном дворнике, который жил в пристройке внутри двора и считал себя его хозяином; уличных торговцах, которых во двор не пускали, но они постоянно шумели у окон со стороны Прачечной улицы (Гоголя); здоровенном садовнике из Молоканского сада, пугающем своим видом даже взрослых, но удивительно заботливом и добром.

Улица Гоголя, 2000-е. Впереди перекресток с Торговой, справа — кусочек Русской Драмы, а  выше, за кадром, — окна бабушкиной детской, откуда она наблюдала за уличными торговцами
Улица Гоголя, 2000-е. Впереди перекресток с Торговой, справа — кусочек Русской Драмы, а выше, за кадром, — окна бабушкиной детской, откуда она наблюдала за уличными торговцами

Когда я слушал бабушку, то представлял Баку веселым и беззаботным городом, шумным и суетливым на улицах и строгим в учебных заведениях и дома. А потом мне в школе рассказали, что в то время все было очень плохо. Капиталисты мучили бакинцев, а те, голодные и оборванные, мечтали о справедливом мире рабочих и крестьян.

Однажды я на что-то обиделся на бабушку и высказал все ей в лицо: что она враг, что из-за таких, как она, голодали дети, что мне стыдно иметь такую бабушку... Там было много еще чего. Я даже вроде отрекся от нее. Бабушка только грустно улыбнулась и сказала: "Какой ты все-таки маленький, подрастешь — сам все поймешь".

Сегодня я уже почти подрос, но по-прежнему не могу разобраться, хорошо ли было жить до революции? И что было бы с Баку и бакинцами, если бы она не случилась?

Снимки инженера Марчевского

Продолжая тему бакинских фотографий поляка, начатую в предыдущей статье, я не мог не продолжить изучать личность автора.

Сведений о нем совсем немного, все-таки обычный инженер из Бакинской городской управы, но есть один примечательный момент из его биографии — Витольд Марчевский был ярым сторонником введения трамвайного транспорта в Баку. Отыскалось целых три его труда на эту тему:

  1. Ряд статей-фельетонов в газетах Баку.
  2. Брошюра, выпущенная в Санкт-Петербурге: "Соображения о постройке и эксплуатации электрического трамвая в
    Баку" / Инж. В.Б. Марчевский, б. бакин. гор. электротехн., зав. Бакин.
    электр. повероч. учреждением М-ва торг. и пром. - Санкт-Петербург: Рус. скоропеч., 1911. - 34 с., 1 л. табл.; 28.)
  3. И доклад отпечатанный в бакинской типографии: "Трамвайный вопрос в Баку" / Бакин. отд-ние Имп. Рус. техн. о-ва - Баку : Типо-лит. "Каспий", 1912 - В.Б.Марчевский.

Возможно, поэтому Витольд Болеславович в 1913 году был назначен заведующим Бакинским электрическим поверочным учреждением.

Вот скрин с его брошюры (в Сети она есть в PDF-формате):

-2

Умиляет фраза "в нашем городе" от европейца, переехавшего в Баку в 1909 году.

Напомню: Бакинский электрический трамвай был запущен в 1924 году, через 5 лет после того, как Марчевский навсегда покинул город.

Базарные ворота в Крепости

О Базарных или Тагиевских воротах я уже писал, поэтому не буду повторяться. Они находятся в садике Сабира, чуть ниже Исмаилии, а самый известный их снимок — приблизительно 1900 года.

Тагиевские ворота, 1900-е
Тагиевские ворота, 1900-е

А тут фото Марчевского, приблизительно из тех же времен, но совсем другое впечатление.

Базарные ворота города Баку,
Базарные ворота города Баку,

Джентльмены в котелках позволяют посмотреть на Баку начала XX века несколько иначе.

Дети в Старом Городе

Вроде по советским понятиям, тогда должны были быть все неграмотными, а стены все равно исписаны.

Внутренний город, Баку
Внутренний город, Баку

Обращает на себя внимание фонарь. Даже в таком закутке — городское электрическое освещение. Видимо Марчевский его и проверял, когда сделал этот снимок.

Местная жительница в Крепости

Всегда удивляло желание представителей новой эпохи опорочить прежнюю, представить ее в невыгодном свете. Так делали коммунисты с царскими, так сегодня делают с ними.

Местная жительница в Крепости, Баку
Местная жительница в Крепости, Баку

Сколько я ни просмотрел снимков Баку царских времен, нигде не видел грязных голодранцев, мечтающих перевернуть мир. Людям внушают идеи, делают из них толпу, а потому устраивают хаос и революции.

У здания Бакинского городского совета

Название не совсем понятное. Если речь именно о Бакинском городском совете, то это орган, созданный в 1917 году.

После Октябрьской революции Бакинский Совет под председательством Степана Шаумяна безоговорочно поддержал большевиков и объявил себя 31 октября (13 ноября) 1917 года верховным органом власти в Баку и Бакинском регионе. Уже в ноябре 1917 года Баку стал первым советским городом Закавказья.
После перевыборов 12 (25) декабря 1917 года в Бакинском Совете были представлены эсеры (85), большевики (48), дашнаки (38), мусаватисты (18) и меньшевики (13). Шаумян сохранил пост председателя. Помощником Шаумяна выступил Прокофий Джапаридзе. 16 (29) декабря 1917 года Ленин назначил Шаумяна «чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа».
(с) Вика
У здания Бакинского городского совета
У здания Бакинского городского совета

Он заседал в здании Городской Думы (позже Баксовете), но это явно не то здание.

Караван в Баку

Для Баку XX века верблюжьи караваны уже были анахронизмом. Но город сильно продвинулся в своем развитии, намного опередив мусульманский Восток, поэтому торговые связи с некоторыми регионами оставались "по-старинке".

Караван в Баку
Караван в Баку

Точильщик ножей

Профессия, которая была популярна в Баку и в советское время.

Точильщик ножей
Точильщик ножей

Правильно, конечно, называть "заточник", но я не знал в Баку ни одного человека, кроме бабушки, который бы так называл точильщиков ножей.

Дети

Снимок подписан "Возможно, Баку", поэтому вердикт выносите сами.

Дети
Дети