Когда-то железная дорога решала все вопросы логистики в России, а рельсы порой прокладывали ценой нечеловеческих усилий. Прогресс изменил транспортный рисунок страны, многие направления оказались невостребованными. Расскажу о заброшенных железнодорожных ветках с интересной историей. Если нельзя путешествовать по ним, почему бы не посетить их как достопримечательность.
Салехард — Игарка: «мёртвая дорога»
Железнодорожный путь строили заключённые ГУЛАГа с 1949 по 1953 годы. В течение четырёх лет в условиях вечной мерзлоты узники прокладывали рельсы, чтобы исполнить очередной грандиозный советский проект. За ударный труд каждому заключённому обещали один день срока засчитывать за два. Многие в попытках освободиться быстрее прилагали столько усилий, что организм их не выдерживал.
За годы стройки сюда привезли более 100 тыс. человек, из них погибли около трёх тысяч. Однако «мёртвой» эту дорогу называют не поэтому. Стройку резко прекратили после смерти Сталина, и дорога буквально «замерла». Здесь и сегодня можно увидеть брошенные паровозы, лагерные пункты, сгнившие шпалы и покосившиеся ржавые рельсы.
Чтобы увидеть эти объекты, многие отправляются в урочище Ермаково на Енисее. Сюда можно попасть во время экскурсии на теплоходе по реке. Также можно доехать на машине до ближайшего посёлка Курейка, здесь взять лодку и доплыть до берегов урочища.
Кругобайкальская дорога: заброшенные «итальянские» галереи
В начале XX века при строительстве Транссибирской магистрали вокруг Байкала возвели тоннели и стены. Из-за угрозы оползней рядом проложили новую линию. Однако вскоре началось строительство Иркутской ГЭС, которое спровоцировало паводок и привело к затоплению северного берега.
Для пассажирских и грузоперевозок стали использовать южный путь, и он же со временем вошёл в состав Транссиба. Верхний участок в сторону порта Байкал использовался всё меньше, а со временем и вовсе забросили. Сегодня по нему курсирует туристический поезд на паровозной тяге. Из его окон можно увидеть Сосновую галерею, старинный тоннель № 13, полуразрушенную галерею № 9, знаменитую галерею «Итальянская стенка» на одноимённой платформе и ещё несколько галерей перед портом «Байкал» в устье Ангары.
Билеты на экскурсионные составы из Иркутска можно купить только у официальных представителей, например BaikalExpress и BaikalTrain.
Мокринский железнодорожный мост: магия вне Хогвартса
В этом месте вполне мог сниматься какой-нибудь сюжет про Гарри Поттера, потому что Мокринский мост удивительно похож на тот, по которому в фильме ехал экспресс в Хогвартс. Построили его в начале XX века по проекту иностранного архитектора и использовали как часть пути между станциями Мокры и Ачакс. В годы войны он служил важной артерией для отправки боеприпасов с тыловых предприятий на фронт.
По мосту уже давно не ходят поезда, и даже следов от рельсов не осталось, но до 80-х годов прошлого века здесь было активное движение. Последний состав проехал по красивому сооружению в далёком 1986 году. Рельсы сразу разобрали, потому что рядом проложили более прямой маршрут. А мост остался как популярный чувашский туристический объект, куда приезжают путешественники.
Добраться до моста можно из Чебоксар на машине или на автобусе. Расстояние — около 100 км, но местами плохая дорога.
Нял — Заозёрск: суровые кольские пейзажи
В районе города Заозёрск видны насыпи старинной железной дороги. Если пройти дальше вдоль русла реки Западная Лица, то можно найти и остатки железнодорожного полотна: прогнившие шпалы, местами рельсы и даже раритетные семафоры. А на 70-м километре шоссе М18, соединяющего Мурманск и Печенгу, сохранился железнодорожный мост, проходящий через трассу.
Эта железнодорожная линия была важна для региона — пропускала пассажирские и грузовые поезда между Туломой (станция Няль) и Заозёрском, почти полностью проходя вдоль реки Западная Лица. Однако по экономическим причинам её закрыли. К 2003 году линия была почти полностью разобрана, и теперь лишь немногочисленные следы старинного полотна привлекают туристов.
Чтобы пройтись по оставшимся насыпям и утонувшим в мёрзлой кольской земле шпалам, нужно доехать до Заозёрска из Мурманска на автобусе. Оттуда можно взять сопровождающего из местных и пройти путь с начала или сразу выйти у Долины Славы и начать исследование там.
Килемарская железная дорога: железнодорожный остров
В 20-е годы прошлого века на территории современной республики Марий Эл активно шло освоение леса. Чтобы обеспечить бесперебойный вывоз лесоматериалов к пристани Орехов Яр на Волге, в 1926 году была построена сквозь лес полноценная ширококолейная дорога, хотя обычно в таких ситуациях использовали узкую.
Главной веткой дороги была линия от волжской пристани на станции Орехов Яр вглубь лесов до конечной станции Пиштань в Нижегородской области. По ней вывозили древесину к Волге, а далее перегружали на суда для сплава. В конце 1970‑х годов у дороги появилась дополнительная ветка: от станции Нолька до станции Новый Цинглок.
Однако вскоре линии перестали использовать по назначению, и они обрели негласный статус туристического объекта. Чтобы найти в лесу старые шпалы, нужно отправиться в Йошкар-Олу, а затем поехать на машине в один из ближайших населённых пунктов, например в Цинглок или Визимьяры.
Мацестинская железнодорожная ветка: всё для гостей бальнеокурорта
В начале XX века Мацестинские сероводородные курорты были популярны, поэтому специально для пассажирских перевозок в этом направлении в 1926 году была построена железнодорожная ветка от основного маршрута Туапсе — Сухум в районе станции Мацеста. Линия вела до станции Старая Мацеста, а её длина составляла всего 3 км полноценного широкополосного полотна.
К середине 30-х годов пассажиропоток был настолько высоким, что ежедневно по этому участку проходило около 16 поездов. Со временем значительно улучшилось автотранспортное сообщение и поток пассажиров по железной дороге стал падать. Затем по железнодорожной ветке стали всё чаще ходить только грузовые составы. Они везли в Мацесту топливо для котельных в санатории, а вниз спускали бутылки с минеральной водой. А к 1960 году ветка оказалась настолько нерентабельной, что её частично разобрали.
Чтобы пройтись по остаткам дороги, нужно доехать на поезде или электричке до станции Мацеста перед Сочи и найти в окрестностях в направлении Старой Мацесты потрёпанные временем заросшие шпалы.
Оборская железная дорога: дальневосточная «ведомственная» дорога
Одна из самых живописных дорог позволяла наслаждаться видами на хребет Сихотэ-Алинь. Её построили ещё в 1929 году, чтобы открыть доступ для добычи ценных пород леса у подножия хребта. Позже она обросла узкоколейными ответвлениями до разных лесозаготовительных отделений. Дорога принадлежала частным компаниям, всегда была обособленной, поэтому на станции примыкания к Транссибу леса перегружали в государственные вагоны.
В 90-е годы рельсы перестали соответствовать нормам перевозок, постепенно составы стали ходить реже. Однако и для этих целей дорога прослужила недолго. Ремонтом так никто и не занялся, ветку продали, а в 2010 году вовсе разобрали на металлолом. Правда, несколько интересных участков осталось.
Можно пройти от станции Кругликово по оставшимся насыпям и поискать сохранившиеся детали дороги. Для этого на станцию нужно доехать на машине или электричке из Хабаровска.
Гайно-Кайская железная дорога: владения ФСИН
В 30-е годы прошлого века в Коми, Пермском крае и Удмуртии существовал Вятский исправительно-трудовой лагерь с поселениями заключённых. Узники трудились здесь же в лесах, добывая и обрабатывая древесину. Именно для снабжения лагерных поселений была выстроена целая система железнодорожных линий среди лесов и заболоченных территорий. Путь начинался от удмуртского посёлка Яр и вёл до посёлка Крутоборка в Коми. Позже полотно использовали и в промышленных целях, поэтому оно оставалось рабочим вплоть до развала СССР, когда фактически утратили свой смысл и статус многие лагеря.
После всех переломных событий 90-х началась работа по расформированию дороги. Пришлось расселить несколько посёлков вдоль маршрута, которые уже успели стихийно образоваться за годы эксплуатации полотна. Рельсы тоже постепенно разбирали и к 2010 году почти полностью убрали. Для любознательных туристов остался лишь участок в 40 км между станциями Верхнекамская и Лесная. На других отрезках встречаются лишь гнилые шпалы, ветхие остатки мостов и даже несколько заброшенных станций.
Исследовать старые рельсы можно начать с посёлка Яр, сюда получится доехать на машине из Кирова примерно за 3 часа. В Яре также останавливаются разные поезда, с Яндекс Расписаниями легко найти удобный маршрут из любого направления.
Купить ж/д билеты из Яра в Киров на Яндекс Путешествиях
Советы туристам
- Некоторые заброшенные объекты могут всё ещё охраняться. Обращайте внимание на запрещающие таблички и не пытайтесь забрать себе детали старой дороги или ржавеющих вагонов.
- Обычно такие исследования совмещают с прогулками по ближайшему городу. Например, можно остановиться в Мурманске, изучить его достопримечательности, а затем доехать до Долины Славы и попробовать дойти по старой насыпи до станции Нял.
- Такие исследования железных дорог могут превратиться в полноценные походы. Подбирайте удобную обувь, берите с собой перекус, воду, дождевики и другие атрибуты, которые помогут с комфортом пройти маршрут.
- На заброшенных железных дорогах получаются невероятные постапокалиптичные кадры. Чтобы телефон не подвёл в один из таких моментов, в рюкзак лучше положить пауэрбанк.
- Найти подход к старым рельсам сложно даже по картам, потому что рельеф постоянно меняется, природа берёт своё. За подсказкой можно обратиться к жителям ближайших сёл и деревень. Обычно они с радостью помогают туристам, а некоторые и вовсе согласятся побыть гидами.
Текст: Мария Гагулина для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!