Найти в Дзене

«Мам, мы твою квартиру сдадим, а ты поживешь на даче, воздух полезен»: заявил мне сын (29 лет). Я вручила ему лопату и указала на выход

Визит сына (Артем, двадцать девять лет) и его жены Алины в субботу утром был неожиданным. Обычно они спят до обеда, а тут - на пороге в десять утра, с тортом и странным блеском в глазах. Мы пили чай. Артем нервно крутил чашку, Алина пинала его ногой под столом. - Мам, мы тут подумали, - начал Артем, набрав в грудь воздуха. - У нас с Алиной ипотека, сам знаешь, душит. Тридцать тысяч в месяц отдаем, денег ни на что не хватает. Ребенка планируем, а куда его рожать? В долги? - Тяжело, понимаю, - кивнула я. - Сейчас всем непросто. - Вот! - оживился сын. - Поэтому мы придумали гениальную схему. Оптимизация ресурсов! Смотри: у тебя шикарная «двушка» в центре. А еще есть дача в СНТ «Ромашка». Добротный дом, участок, лес рядом. Воздух свежий, экология! - И? - я уже догадывалась, к чему идет этот разговор, и внутри начала подниматься волна возмущения. - Мы предлагаем рокировку, - вступила в разговор Алина, достав калькулятор на телефоне. - Вы, Ольга Николаевна, переезжаете на дачу. Жить на приро

Визит сына (Артем, двадцать девять лет) и его жены Алины в субботу утром был неожиданным. Обычно они спят до обеда, а тут - на пороге в десять утра, с тортом и странным блеском в глазах. Мы пили чай. Артем нервно крутил чашку, Алина пинала его ногой под столом.

- Мам, мы тут подумали, - начал Артем, набрав в грудь воздуха. - У нас с Алиной ипотека, сам знаешь, душит. Тридцать тысяч в месяц отдаем, денег ни на что не хватает. Ребенка планируем, а куда его рожать? В долги?
- Тяжело, понимаю, - кивнула я. - Сейчас всем непросто.
- Вот! - оживился сын. - Поэтому мы придумали гениальную схему. Оптимизация ресурсов! Смотри: у тебя шикарная «двушка» в центре. А еще есть дача в СНТ «Ромашка». Добротный дом, участок, лес рядом. Воздух свежий, экология!
- И? - я уже догадывалась, к чему идет этот разговор, и внутри начала подниматься волна возмущения.
- Мы предлагаем рокировку, - вступила в разговор Алина, достав калькулятор на телефоне. - Вы, Ольга Николаевна, переезжаете на дачу. Жить на природе для здоровья полезно, давление нормализуется. А эту квартиру мы сдаем. Здесь район элитный, тысяч за пятьдесят-шестьдесят сдать можно легко. Эти деньги пойдут на гашение нашей ипотеки. За три года мы закроем долг! И вам хорошо - природа, тишина, и нам помощь. Мы же семья!

В кухне повисла тишина. Тикали часы. Схема была «гениальна» в своей простоте. Моя дача - это летний щитовой домик. Там есть электричество, но нет газа. Вода - из летнего водопровода, который отключают в октябре. Туалет - скворечник на улице. На дворе ноябрь. За окном минус пять.

- То есть, - медленно проговорила я. - Вы предлагаете мне, в пятьдесят пять лет, переехать в летний домик без отопления и воды, чтобы вы могли гасить ипотеку?
- Ну зачем так категорично? - поморщился Артем. - Можно обогреватель поставить. Печку буржуйку купим. Воду можно в колодце брать, там недалеко. Зато воздух какой! Мам, ну ты же не работаешь, зачем тебе сидеть в пыльном городе? А нам нужнее. Мы молодые, нам развиваться надо.
- А мыться мне где? В снегу? А в туалет - в минус пять на улицу бегать?
- Ой, ну это временные трудности! - отмахнулась Алина. - Можно биотуалет в комнату поставить. Ольга Николаевна, вы просто ищете причины. Ради счастья сына можно и потерпеть немного комфорта. Вы же мать!

Вот он, главный козырь. «Ты же мать». Значит, должна страдать, мерзнуть, таскать воду ведрами, лишь бы деточки жили в комфорте и не переплачивали банку. В их глазах я уже была отработанным материалом. Пенсионерка (хоть я еще работаю онлайн), которой не нужна цивилизация. Моя функция - освободить жилплощадь и не отсвечивать.

Я встала из-за стола и пошла в кладовку. Вернулась с небольшой саперной лопаткой, которую брала в походы.

- Вот, - я положила лопатку перед Артемом.
- Что это? - опешил он.
- Инструмент. Раз вы так любите свежий воздух и экологию - дача в вашем распоряжении. Можете переезжать туда хоть сегодня. Сдавайте свою ипотечную квартиру, живите в СНТ «Ромашка», грейтесь буржуйкой и гасите долги. Ключи дам. А моя квартира останется при мне.
- Мам, ты чего? - Артем покраснел. - Нам на работу ездить далеко! И вообще, там условий нет!
- А для меня, значит, условия есть? - мой голос стал стальным. - У меня тоже работа. У меня здесь поликлиника, друзья, театр. И теплый туалет, который я, кстати, заработала сама, а не клянчила у родителей.
- Ты эгоистка! - взвизгнула Алина, понимая, что план рухнул. - Мы о будущем думаем, о внуках, а она вцепилась в свои метры! Как собака на сене!
- Вон, - я указала на дверь. - И торт свой заберите. У меня от вашей «заботы» уже изжога.

Они ушли, громко обсуждая мою черствость. Артем кричал, что я «не мать, а ехидна» и что «стакана воды не подаст». Я закрыла дверь, включила теплый пол в ванной и налила себе кофе. Может, я и ехидна. Зато в тепле. И с квартирой.

Психологический разбор: Ресурсный цинизм детей

Эта ситуация - яркий пример того, как инфантильные дети воспринимают родителей не как людей, а как ресурсную базу.

1. Дегуманизация родителей. Артем и Алина не думали о том, как мама будет жить в холоде. Для них мама - это не живой человек с потребностями (тепло, гигиена, социум). Это просто «тело», занимающее дорогой актив (квартиру). Логика: «Ей уже ничего не надо, она старая, пусть доживает в лесу, а нам нужнее». Это страшная форма потребительства.

2. «Оптимизация» за чужой счет. Обратите внимание: они не предложили помощь. Они предложили ухудшить жизнь матери, чтобы улучшить свою. Это не партнерство, не семья. Это паразитизм. Настоящая забота - это когда дети помогают родителям утеплить дачу, чтобы те могли там отдыхать, а не ссылают их туда в ссылку ради сдачи квартиры.

3. Манипуляция «Ты же мать». Это запрещенный прием. Общество навязывает стереотип: хорошая мать должна отдать детям всё, вплоть до последней рубашки. Если мать оставляет что-то себе (комфорт, жилье) - она «эгоистка». Героиня молодец, что не повелась. Жертвенность в таких вопросах приводит только к тому, что дети наглеют еще больше, а родители заканчивают жизнь в нищете и забвении.

Вы согласны с тем, что родители обязаны ужаться ради ипотеки детей, или комфорт старшего поколения неприкосновенен?