Найти в Дзене
Планета Сибирь

Его называли бурятским Диснеем. Непростая судьба художника – мультипликатора Радны Сахалтуева

Гениальный художник – мультипликатор Радна Сахалтуев, отметивший 90-летие, тихо ушёл от нас. Ушёл также тихо, как и жил, не привлекая к себе особого внимания. Возможно, вы никогда не слышали этого имени, зато наверняка смотрели мультики, созданные с его участием: «Доктор Айболит», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» и множество других. Недаром Радну Сахалтуева ещё при жизни называли бурятским Диснеем. Впрочем, сам мультипликатор более критично отзывался о своих способностях. «Я – художник средней руки, возможно, ремесленник неплохой», – говорил в одном интервью о себе мастер. Навыки рисования Сахалтуев получил в Доме пионеров Улан-Удэ, в кружке, который вел Иннокентий Павлович Голубев. «Я не думаю, что он был выдающимся живописцем, но педагог он был отличный. Уже в институте я учился у признанных мастеров советской живописи — Федора Богородского, Юрия Пименова, Бориса Яковлева, и могу сказать, что хороший педагог и хороший художник — это разные понятия. Родного отца Фил
Радна Сахалтуев. Фото из открытых источников
Радна Сахалтуев. Фото из открытых источников

Гениальный художник – мультипликатор Радна Сахалтуев, отметивший 90-летие, тихо ушёл от нас. Ушёл также тихо, как и жил, не привлекая к себе особого внимания.

Кадр из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля»".
Кадр из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля»".

Возможно, вы никогда не слышали этого имени, зато наверняка смотрели мультики, созданные с его участием: «Доктор Айболит», «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ» и множество других. Недаром Радну Сахалтуева ещё при жизни называли бурятским Диснеем. Впрочем, сам мультипликатор более критично отзывался о своих способностях.

«Я – художник средней руки, возможно, ремесленник неплохой», – говорил в одном интервью о себе мастер.

Радна со своим дедом Андреем Трубачеевым на курорте "Горячинск". Фото из открытых источников
Радна со своим дедом Андреем Трубачеевым на курорте "Горячинск". Фото из открытых источников

Навыки рисования Сахалтуев получил в Доме пионеров Улан-Удэ, в кружке, который вел Иннокентий Павлович Голубев. «Я не думаю, что он был выдающимся живописцем, но педагог он был отличный. Уже в институте я учился у признанных мастеров советской живописи — Федора Богородского, Юрия Пименова, Бориса Яковлева, и могу сказать, что хороший педагог и хороший художник — это разные понятия.

Родного отца Филиппа Михайловича Радна практически не помнил, его арестовали, когда мальчику было три года. Воспитанием занимался в основном дед Андрей Тимофеевич Трубачеев, который привел однажды внука в дом народного художника СССР Цыренжапа Сампилова. Мастер живописи тактично посоветовал развивать способности, которые сумел разглядеть у Радны. В подростковом возрасте с ним занимался уже Народный художник бурятской АССР Роман Сидорович Мэрдыгеев. Через много лет, будучи признанным мастером, Сахалтуев напишет: «Благодарность и уважение к этому замечательному художнику и человеку я сохранил до сих пор».

В 1955 году Радна поступил во ВГИК на художественный факультет. На параллельном курсе у Александра Довженко учились Лариса Шепитько, Отар Иосселиани, Георгий Шенгелия. По коридорам института ходили Андрей Тарковский, Людмила Гурченко, Светлана Дружинина, Владимир Ивашов.

Радна Сахалтуев в  комапнии с Арменом Джигарханяном и Давидом Черкасским. Фото из открытых источников.
Радна Сахалтуев в комапнии с Арменом Джигарханяном и Давидом Черкасским. Фото из открытых источников.

«Я счастлив, что учился в таком институте, и бесконечно благодарен своим учителям за такт и терпение, с каким они пытались делать из нас, провинциальных му*ачков, что-то стоящее. Один Вася Шукшин чего стоил».

В Киев на студию научно-популярных фильмов объединения художественной мультипликации Радну Сахалтуева распределили в 1961 году, где он проработал 32 года. Совместно с режиссером Давидом Черкасским создали мультипликационную классику – «Доктор Айболит», «Остров сокровищ», «Приключение капитана Врунгеля». По воспоминаниям Сахалтуева, они ни разу даже не поссорились. Давид называл товарища «Раднушей», а Сахалтуев Черкасского – «Додиком».

Кадр из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля»".
Кадр из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля»".

Помимо мультипликационных фильмов Радна иллюстрировал различные книги, но с особым трепетом работал над «Бурятскими сказками».

Будущий мультипликатор рос в Бурятии, но не знал родного языка, о чём с сожалением впоследствии вспоминал.

«У нас в семье все говорили по-русски, хотя Андрей Тимофеевич хорошо говорил по-бурятски, моя мама и её сестра Мария тоже знали бурятский, а вот их младшая сестра Наташа, как и я, по-бурятски не говорили. В этом смысле я всегда стеснялся, чувствовал свою неполноценность, и одно время даже избегал общения с земляками. Когда я познакомился в Киеве с Сашей Итыгиловым, выдающимся режиссёром и отменным оператором, то выяснилось, что он тоже был не силён в знании бурятского. Тогда мы посмеялись над этим обстоятельством». За 30 лет он не выучил и украинского, всю жизнь общался исключительно на русском языке.

Краткое  сообщение об уходе легенды мультипликации.
Краткое сообщение об уходе легенды мультипликации.

Радна Сахалтуев нарисовал много гениальных мультиков, но о самом мультипликаторе нет ни одного полноценного документального фильма, за исключением небольших интервью разных лет. В Бурятии Радну считают своим, потому что он родился здесь и получил первые уроки рисования. Распределившись в ещё советский Киев, прожил там всю жизнь. Даже в угаре всеобщей десоветизации на Украине не отказались от имени Сахалтуева, что само по себе редкость.

С сыном Андрияном, котррый занимается коммерческой мультипликацией. Фото из открытых источников.
С сыном Андрияном, котррый занимается коммерческой мультипликацией. Фото из открытых источников.

Но при этом ни в Улан-Удэ, ни в Киеве вы не найдёте улицы или сквера, носящего имя гениального мультипликатора. Такой вот парадокс. Стоит ли огорчаться такому положению вещей? Считаю, гениальные мультики Радны Сахалтуева будут смотреть многие и многие поколения. И лучшего памятника художнику сложно придумать.

Понравился материал – ставим лайк, подписываемся на канал «Планета Сибирь»