— Всё, сахара больше нет! За-кон-чил-ся!
Кроха внимает строгому голосу хозяина, а сама ненавязчиво шарит губами по его куртке, задерживаясь на карманах. Потом кивает, манерно роет копытом землю, пару раз привстаёт на точёных задних ногах – и вдруг поворачивается к нам задом.
— Обиделась! — с улыбкой констатирует Сергей Мигунов.
Взял и исполнил
Статная, тонкая, изящная. Умные внимательные глаза разделены широкой белой полосой. По длинной шее змеится плотный валик аккуратно подстриженной гривы. На ногах — идеально подогнанные чёрные «чулки». Что сказать: красавица!
— Породы у Крохи нет. Но по стати просматривается что-то рысистое, — рассказывает Сергей. — Купил я её в марте, в соседнем селе. Сначала смотрел, думал… А потом один человек сказал мне: «Мечтаешь о лошади? Возможность и силы есть? Вот и исполняй свою мечту!» В марте ей три года исполнится.
— А почему Кроха?
— Ну, она пока небольшая. Зато ещё растёт!
— Что сказали в семье о покупке?
— Семью я поставил перед фактом: был такой грех! — улыбается Мигунов. — От жены, когда узнала о Крохе, крепко досталось. Но потом они познакомились — и сейчас уже всё хорошо!
— А на работе не подначивают по поводу лошадки?
— Регулярно спрашивают, не превышаю ли я на ней скорость, - посмеивается Сергей. — Ну, и интересуются, когда на Крохе на комбинат приеду. Я отвечаю: «Когда ей пропуск сделают!»
Родом из детства
Экзотика, блажь, развлечение для богатых – что ещё скажет обычный современный человек, если ему предложат завести лошадь? А вот в биографии сварщика Лебединского ГОКа Кроха заполнила недостающую и очень важную страницу.
На смене Сергей Мигунов — рабочий. В управлении железнодорожного транспорта комбината он уже три десятка лет ремонтирует грузовые вагоны-думпкары. А вне работы живёт полноценной крестьянской жизнью: в губкинском селе Богословка у него настоящая усадьба, которую обустраивали ещё прадеды.
Нужный опыт у Сергея был: как и все деревенские мальчишки советской поры, он водил дружбу с колхозными конями. Летом пас на них коров. Перенимал азы ухода за лошадьми у деда-ветеринара. И со временем детская любовь не развеялась, как у большинства сверстников, а хранилась и крепла – до удачного момента.
Как своя
Кроха в хозяйстве сварщика стала животным далеко не первым: его подворье буквально кипит жизнью. Небольшая отара овец, поросёнок, бычок, куры, утки, четыре собаки, три кошки. Места для всех хватает: покрытые травой склоны рядом с домом свободны – паси кого хочешь! А главной живой достопримечательностью до Крохи здесь были голуби.
— С детства ими увлекался, ещё когда жил в Губкине, — вспоминает хозяин. — В наше время даже в городе голубятников хватало: отгораживали для птицы каморки на чердаках, смотрели, у кого лучше летают, менялись. Сейчас у меня примерно 70 голубей николаевской породы. Они далеко поднимаются и высоту хорошо держат!
Вся живность, рассказывает Сергей, Кроху приняла, как свою. Больше всего беспокоились собаки, но и они быстро поняли: лаять на лошадку смысла нет. Вообще, давно проверено: если животным хватает хозяйской заботы, то и между собой они живут мирно. Травоядные обитатели подворья уже давно и спокойно пасутся с лошадью за двором. А телёнок даже обижается, когда хозяин забирает Кроху на прогулку: смотрит вслед и грустно мычит.
Хлопоты и радости
Конечно, лошадь – это и расходы, и хлопоты. В день Крохе нужно два килограмма овса. Зимой, когда трава под снегом – ещё и 30 килограммов сена. Утром вывести из-под навеса на выгон, вечером обратно, ухаживать, чистить, не забывать о прививках, покупать упряжь – это вам не кошку держать! Но хозяина, который каждое утро встаёт в четыре часа, уход за лошадью особо не тяготит.
И, конечно, в ежедневном графике Мигунова появилась новая строчка: конные прогулки! На Крохе Сергей уже накатывает маршруты по окрестностям Богословки. Потихоньку приучает её не только к седлу, но и тележке. Старается молодую лошадку не перегружать, но и без дела не оставляет: сильному животному физическая нагрузка нужна, как воздух.
Счастье по наследству
Сегодня на несколько сотен жителей Богословки приходится только семь лошадей. Как и корова, тысячелетняя спутница человека с каждым годом всё больше переходит в разряд экзотики.
Тем сильнее чувствуют свою общность лошадники из этого и окрестных сёл. Постоянно встречаются и созваниваются, вместе выезжают на прогулки, делятся полезными советами и инвентарём, ищут проверенных ветеринаров.
Осуществив свой замысел, редкий человек успокаивается. Вот и у Сергея Мигунова после появления Крохи появилась ещё одна мечта. Полгода назад семья старшего сына Александра подарила Сергею и Светлане Мигуновым внука.
— Как подрастёт, сразу познакомлю его с Крохой! — улыбается Сергей. — Представляете: дед с настоящей лошадью — это ж какое счастье для мальчишки!
Ярослав Макаров