Найти в Дзене
transportSpb.com

Бирюзовый трамвай для разорванного города: почему первый этап «Славянки» гениален по своей сути

24 декабря 2025 года в Санкт-Петербурге открыли первый этап трамвайной линии «Славянка», связав Купчино и Шушары на юге города. Это событие имеет гораздо более глубокий смысл, чем простой запуск очередного транспортного маршрута. Вместо того чтобы прокладывать автомагистраль, город сделал выбор в пользу рельсового транспорта, обеспечив развивающийся район альтернативным скоростным коридором, который не требует бесконечного расширения дорог. Однако в первый день работы линия столкнулась с техническими трудностями, которые показали: любая сложная транспортная система требует времени на обкатку и доработку ошибок. Трамвайная линия «Славянка» — это не новый «Чижик». Легендарный скоростной трамвай в районе Ладожской, который благодаря полной автоматизации и четкому графику работает почти в режиме метро с интервалом 2-3 минуты и средней скоростью 25 км/ч, стал эталоном высокотехнологичной концессии в России. Но это не означает, что «Славянка» - неудача. Просто у неё другая задача и другая л
Оглавление

24 декабря 2025 года в Санкт-Петербурге открыли первый этап трамвайной линии «Славянка», связав Купчино и Шушары на юге города. Это событие имеет гораздо более глубокий смысл, чем простой запуск очередного транспортного маршрута. Вместо того чтобы прокладывать автомагистраль, город сделал выбор в пользу рельсового транспорта, обеспечив развивающийся район альтернативным скоростным коридором, который не требует бесконечного расширения дорог. Однако в первый день работы линия столкнулась с техническими трудностями, которые показали: любая сложная транспортная система требует времени на обкатку и доработку ошибок.

Трамвайная линия "Славянка" открыта! Фото transportSpb.com
Трамвайная линия "Славянка" открыта! Фото transportSpb.com

Современный ответ на кризис транспортной доступности юга

Трамвайная линия «Славянка» — это не новый «Чижик». Легендарный скоростной трамвай в районе Ладожской, который благодаря полной автоматизации и четкому графику работает почти в режиме метро с интервалом 2-3 минуты и средней скоростью 25 км/ч, стал эталоном высокотехнологичной концессии в России. Но это не означает, что «Славянка» - неудача. Просто у неё другая задача и другая логика.​ «Чижик» соединяет плотно застроенный район Ржевка-Пороховые, где жильё расположено компактно вдоль маршрута. «Славянка» решает иную проблему: она пробивает коридор связи через разорванный ландшафт на юге города. Шушары — это посёлок с высокой плотностью застройки, окруженный железными дорогами, шоссе и путепроводами, выехать из которого автотранспортом та ещё задача. Когда на первом этапе проектирования власти обсуждали варианты развития этого района, вариант со строительством новой автомагистрали казался привлекательным, но город выбрал трамвай. И этот факт не может не радовать!

В предыдущих статьях мы раскрывали идею проекта «Славянки» скорее в негативном ключе, так как она дублирует ЖД и неидеальна по своей трассировке. Однако здесь вопросы скорее вызывает вторая очередь линии, а данном этапе это уникальная связь.

Трамвайный вокзал у Купчино: рождение современного узла

Первый в России крытый трамвайный вокзал (как заявляет концессионер) расположился на Балканской площади у метро Купчино. Павильон площадью около 900 квадратных метров способен одновременно принять 600 пассажиров и четыре трамвайных состава. Интересно, что пути «Славянки» пока не связаны с сетью ГЭТ.

-2

Архитектурное решение говорит о серьёзности проекта: навесы защищают от дождя, электронные табло показывают время прибытия, качественное освещение и скамейки.​ На входе стоят московские турникеты — пока отключены, но створки уже украшены логотипом «Славянки».​

Однако есть и минусы. Пересадка с метро на трамвай требует нескольких минут ходьбы и в плохую погоду может доставить неудобства. Удивило также и отсутствие какой-либо навигации для пассажиров на пересадке, кроме одной таблички в переходе, которая среди прочих никак не выделяется. Помнится, что во время организации временно бесплатного маршрута №30 во время закрытия Ладожской в переходе под Заневской площадью было множество табличек, временных стендов и вывесок, при том, что остановка существует давно, так же, как и пути, по которым ходила 30ка. Здесь – новый инфраструктурный объект и первый день работы, и такая информационная пустота.

-3

Новый трамвай №2 работает с 5:30 до часа ночи, последний трамвай из Купчино в сторону Шушар отправляется чуть позднее часа ночи, что вполне соответствует даже московским стандартам.

Трамвай №2 прибывает на платформу
Трамвай №2 прибывает на платформу

Вагоны «Невский» в фирменных цветах: бирюза вместо привычного

Десять трёхсекционных низкопольных трамваев модели 71-932 «Невский» собраны на Невском заводе электрического транспорта — это первые вагоны, которые ездят в бирюзово-оранжевом оформлении, отличном от привычных петербуржцам цветов. Вместимость каждого составляет 205 человек, салон оснащён кондиционерами и USB-зарядками.

Дизайн интерьера говорит о внимании к деталям. Система оповещения о закрытии и открытии дверей выполнена необычно — не резкие сигналы, а плавные мигания зелёных и красных светодиодных полосок. Это решение менее раздражающее и более современное.

Информатор использует синтезированный голос, так называемый «ботский» — типовое решение, т.к. перевозчик решил пока не инвестировать в собственного диктора.

-5

Кривые повороты и медленное движение: компромиссы инженерии

Маршрут от Балканской площади до конечной на Валдайской улице занимает расчётные 15 минут. Время в пути небольшое, однако в реальности поездка ощущается достаточно медленно. Причина в сложной геометрии маршрута: путь от Купчино в Шушары — это серия кривых и уклонов, в чём-то напоминающих даже «американские горки».​

Трамвай проходит по набережной реки Волковки, затем взбирается на путепровод над Витебским проспектом, дальше пересекает комбинированный путепровод над железнодорожными путями Витебского направления, Московским шоссе, Южным железнодорожным полукольцом и КАД. После этого спускается в Шушары и едет уже по обычным улицам. На криволинейных участках трамвай вынужден снижать скорость — несмотря на техническую возможность развивать до 60 км/ч, средняя скорость на первом этапе составляет примерно 15-20 км/ч. Это нормально для новой линии, однако даже если вспомнить запуск того же чижика, обидно, что здесь не смогли сделать так же.

-6

Первый день: сход с рельсов и четыре часа ремонта

24 декабря стал не просто первым днём работы, но и тестом на прочность. Регулярное движение стартовало в 15:00, но через несколько часов произошло первое ЧП: трамвай сошёл с рельсов. Инцидент произошёл на Старорусском проспекте в поселке Шушары, на стрелочном переводе: задняя тележка вагона оказалась на неправильном пути — вероятно, дал сбой автоматизм управления стрелкой или произошла ошибка диспетчеризации.​ На устранение последствий ушло около четырёх часов: ремонтные бригады поднимали состав домкратами и возвращали его на рельсы. До 20 вечера линия работала в усечённом режиме, трамваи ходили только до остановки «Окуловская улица». Сбои интервалов были неизбежны, вагоны временно ходили по неправильному пути. Несколько часов затора нарушили весь распорядок, и потребовалось время, чтобы вернуть вагоны к правильному расписанию.

Трамвай сошел с рельс в первой день работы линии "Славянка"...
Трамвай сошел с рельс в первой день работы линии "Славянка"...

Несмотря на эти трудности, сотрудники и пассажиры находилось в приподнятом настроении: многие просто катались, снимали и радовались запуску новой трамвайной линии. Оптимизма у Петербуржцев (или Шушарцев) не отнять и это радует!

Логика альтернативного развития

Так что такое «Славянка» на самом деле? Это не конкурент метро и не попытка заменить его. Это трамвай для людей, которые живут там, куда метро не придёт в обозримое время, а дорожная ситуация очень напряжённая. Если сравнивать эту концессию с уже существующей, то можно сказать так: «Чижик» стал символом высоких технологий, а «Славянка» решает проблему территории — того, что городу катастрофически не хватает. Этот проект, несмотря на все свои недостатки, имеет стратегическую важность для развития Петербурга.​

Даже со всеми проблемами первого дня (сход с рельсов, сбитые интервалы, неудобная пересадка с метро), линия обеспечила жителям Шушар и будущей Славянки то, что они ждали годами, — быструю связь с центром города и возможность не зависеть полностью от перегруженных автобусов и личных автомобилей. Второй этап, запланированный на конец 2026 года, протянет линию до микрорайона Славянка и добавит ещё одну параллельную ветку через Новгородский проспект, тогда уже можно будет говорить об эффективности/неэффективности работы линии в целом.

Новогодний трамвай на линии "Славянка"
Новогодний трамвай на линии "Славянка"

Сегодня хочется закончить на позитивной ноте, и к счастью, вполне обосновано. Петербург выбрал не самый простой путь развития, но правильный. Развитие рельсового транспорта и повышение связности агломерации – это именно то, что ведёт к развитию транспортной системы. После масштабного сокращения трамвайной сети, в городе наконец появилась новая линия, которая воодушевляет и вселяет надежды, что у города есть светлое будущее!

Автор: Михаил Чапаев

Вы уже проехали на новой «Славянке»?
Если да — что стало главным плюсом и разочарованием?