24 декабря 2025 года в Санкт-Петербурге открыли первый этап трамвайной линии «Славянка», связав Купчино и Шушары на юге города. Это событие имеет гораздо более глубокий смысл, чем простой запуск очередного транспортного маршрута. Вместо того чтобы прокладывать автомагистраль, город сделал выбор в пользу рельсового транспорта, обеспечив развивающийся район альтернативным скоростным коридором, который не требует бесконечного расширения дорог. Однако в первый день работы линия столкнулась с техническими трудностями, которые показали: любая сложная транспортная система требует времени на обкатку и доработку ошибок.
Современный ответ на кризис транспортной доступности юга
Трамвайная линия «Славянка» — это не новый «Чижик». Легендарный скоростной трамвай в районе Ладожской, который благодаря полной автоматизации и четкому графику работает почти в режиме метро с интервалом 2-3 минуты и средней скоростью 25 км/ч, стал эталоном высокотехнологичной концессии в России. Но это не означает, что «Славянка» - неудача. Просто у неё другая задача и другая логика. «Чижик» соединяет плотно застроенный район Ржевка-Пороховые, где жильё расположено компактно вдоль маршрута. «Славянка» решает иную проблему: она пробивает коридор связи через разорванный ландшафт на юге города. Шушары — это посёлок с высокой плотностью застройки, окруженный железными дорогами, шоссе и путепроводами, выехать из которого автотранспортом та ещё задача. Когда на первом этапе проектирования власти обсуждали варианты развития этого района, вариант со строительством новой автомагистрали казался привлекательным, но город выбрал трамвай. И этот факт не может не радовать!
В предыдущих статьях мы раскрывали идею проекта «Славянки» скорее в негативном ключе, так как она дублирует ЖД и неидеальна по своей трассировке. Однако здесь вопросы скорее вызывает вторая очередь линии, а данном этапе это уникальная связь.
Трамвайный вокзал у Купчино: рождение современного узла
Первый в России крытый трамвайный вокзал (как заявляет концессионер) расположился на Балканской площади у метро Купчино. Павильон площадью около 900 квадратных метров способен одновременно принять 600 пассажиров и четыре трамвайных состава. Интересно, что пути «Славянки» пока не связаны с сетью ГЭТ.
Архитектурное решение говорит о серьёзности проекта: навесы защищают от дождя, электронные табло показывают время прибытия, качественное освещение и скамейки. На входе стоят московские турникеты — пока отключены, но створки уже украшены логотипом «Славянки».
Однако есть и минусы. Пересадка с метро на трамвай требует нескольких минут ходьбы и в плохую погоду может доставить неудобства. Удивило также и отсутствие какой-либо навигации для пассажиров на пересадке, кроме одной таблички в переходе, которая среди прочих никак не выделяется. Помнится, что во время организации временно бесплатного маршрута №30 во время закрытия Ладожской в переходе под Заневской площадью было множество табличек, временных стендов и вывесок, при том, что остановка существует давно, так же, как и пути, по которым ходила 30ка. Здесь – новый инфраструктурный объект и первый день работы, и такая информационная пустота.
Новый трамвай №2 работает с 5:30 до часа ночи, последний трамвай из Купчино в сторону Шушар отправляется чуть позднее часа ночи, что вполне соответствует даже московским стандартам.
Вагоны «Невский» в фирменных цветах: бирюза вместо привычного
Десять трёхсекционных низкопольных трамваев модели 71-932 «Невский» собраны на Невском заводе электрического транспорта — это первые вагоны, которые ездят в бирюзово-оранжевом оформлении, отличном от привычных петербуржцам цветов. Вместимость каждого составляет 205 человек, салон оснащён кондиционерами и USB-зарядками.
Дизайн интерьера говорит о внимании к деталям. Система оповещения о закрытии и открытии дверей выполнена необычно — не резкие сигналы, а плавные мигания зелёных и красных светодиодных полосок. Это решение менее раздражающее и более современное.
Информатор использует синтезированный голос, так называемый «ботский» — типовое решение, т.к. перевозчик решил пока не инвестировать в собственного диктора.
Кривые повороты и медленное движение: компромиссы инженерии
Маршрут от Балканской площади до конечной на Валдайской улице занимает расчётные 15 минут. Время в пути небольшое, однако в реальности поездка ощущается достаточно медленно. Причина в сложной геометрии маршрута: путь от Купчино в Шушары — это серия кривых и уклонов, в чём-то напоминающих даже «американские горки».
Трамвай проходит по набережной реки Волковки, затем взбирается на путепровод над Витебским проспектом, дальше пересекает комбинированный путепровод над железнодорожными путями Витебского направления, Московским шоссе, Южным железнодорожным полукольцом и КАД. После этого спускается в Шушары и едет уже по обычным улицам. На криволинейных участках трамвай вынужден снижать скорость — несмотря на техническую возможность развивать до 60 км/ч, средняя скорость на первом этапе составляет примерно 15-20 км/ч. Это нормально для новой линии, однако даже если вспомнить запуск того же чижика, обидно, что здесь не смогли сделать так же.
Первый день: сход с рельсов и четыре часа ремонта
24 декабря стал не просто первым днём работы, но и тестом на прочность. Регулярное движение стартовало в 15:00, но через несколько часов произошло первое ЧП: трамвай сошёл с рельсов. Инцидент произошёл на Старорусском проспекте в поселке Шушары, на стрелочном переводе: задняя тележка вагона оказалась на неправильном пути — вероятно, дал сбой автоматизм управления стрелкой или произошла ошибка диспетчеризации. На устранение последствий ушло около четырёх часов: ремонтные бригады поднимали состав домкратами и возвращали его на рельсы. До 20 вечера линия работала в усечённом режиме, трамваи ходили только до остановки «Окуловская улица». Сбои интервалов были неизбежны, вагоны временно ходили по неправильному пути. Несколько часов затора нарушили весь распорядок, и потребовалось время, чтобы вернуть вагоны к правильному расписанию.
Несмотря на эти трудности, сотрудники и пассажиры находилось в приподнятом настроении: многие просто катались, снимали и радовались запуску новой трамвайной линии. Оптимизма у Петербуржцев (или Шушарцев) не отнять и это радует!
Логика альтернативного развития
Так что такое «Славянка» на самом деле? Это не конкурент метро и не попытка заменить его. Это трамвай для людей, которые живут там, куда метро не придёт в обозримое время, а дорожная ситуация очень напряжённая. Если сравнивать эту концессию с уже существующей, то можно сказать так: «Чижик» стал символом высоких технологий, а «Славянка» решает проблему территории — того, что городу катастрофически не хватает. Этот проект, несмотря на все свои недостатки, имеет стратегическую важность для развития Петербурга.
Даже со всеми проблемами первого дня (сход с рельсов, сбитые интервалы, неудобная пересадка с метро), линия обеспечила жителям Шушар и будущей Славянки то, что они ждали годами, — быструю связь с центром города и возможность не зависеть полностью от перегруженных автобусов и личных автомобилей. Второй этап, запланированный на конец 2026 года, протянет линию до микрорайона Славянка и добавит ещё одну параллельную ветку через Новгородский проспект, тогда уже можно будет говорить об эффективности/неэффективности работы линии в целом.
Сегодня хочется закончить на позитивной ноте, и к счастью, вполне обосновано. Петербург выбрал не самый простой путь развития, но правильный. Развитие рельсового транспорта и повышение связности агломерации – это именно то, что ведёт к развитию транспортной системы. После масштабного сокращения трамвайной сети, в городе наконец появилась новая линия, которая воодушевляет и вселяет надежды, что у города есть светлое будущее!
Автор: Михаил Чапаев
Вы уже проехали на новой «Славянке»?
Если да — что стало главным плюсом и разочарованием?