Головоломка-выживание в мире постапокалипсиса про взросление и человеческие отношения
В последнее время в российском культурном пространстве было замечено немало попыток как-то обыграть ностальгические чувства – в том числе и в играх. Наиболее отчетливо этот тренд был виден в Atomic Heart, где нам представили пусть и альтернативные, но все же советские реалии – с отсылками на «Ну, погоди!», «Кавказскую пленницу», и быт того времени в целом.
И, наверное, ничего плохого в этом нет – в конце концов, ностальгия по детству, прошедшему в советский или постсоветский период, действительно живет во многих из нас. А попытки как-то отрефлексировать свое отношение к этому периоду, в том числе в формате игр – дело нужное.
Hail to the Rainbow от автора Сергея Носкова – очередная такая попытка. Это экскурс в прошлое, облаченный в постапокалиптический антураж. Как и в Atomic Heart, это история о том, как советской науке удалось достичь небывалых высот в робототехнике. Только в отличие от него, Hail to the Rainbow – не яркое приключение, а действительно мрачная антиутопия в жанре выживания и головоломок.
А еще – это рассказ о взрослении, пропитанный отсылками к детству людей, заставших конец советской эпохи или 90-е годы. Не идеальный с точки зрения игрового процесса, но по-своему трогательный.
Материал писал для портала 161.ru.
Электроники разбушевались
Сергей Носков не новичок в разработке видеоигр. В частности, он известен (хотя и не очень широко) уже вышедшими проектами «35ММ» и 7th Sector – тоже в общем-то симуляторами ходьбы с элементами головоломок и стрельбы. Кстати, 7th Sector относилась к жанру киберпанка, и эксперименты с «совет-панком» в Hail to the Rainbow, вероятно, опирались на этот опыт.
Играем мы за немого юношу Игната. Хотя ему этот изъян никак не мешает, поскольку разговаривать не с кем. Буквально – даже те немногие выжившие, с которыми он поддерживает связь, укрываются в своих убежищах и общаются посредством текстовых сообщений. В отличие от Atomic Heart, в Hail to the Rainbow все случилось не сейчас, а уже давно – мир лежит в руинах, тишину которых нарушает только жужжание моторов враждебно настроенных к людям роботов.
Не буду спойлерить все детали происходящего, так как игра, по сути, именно сюжетная. Упомяну лишь, что главная трагедия мира Hail to the Rainbow заключается в том, что в какой-то момент роботы здесь обернулись против своих создателей. Еще одна особенность сеттинга – так называемая «программа спящих», подразумевающая перенос сознания людей в тела железяк.
Вместо «атомного сердца» - «Золотые мозги»: комплекс РАН, где была изобретена вышеупомянутая технология. Вместо Сеченова – Вернадский, положивший начало научной революции, которая впоследствии приведет к трагедии. А заправляла всем этим некая организация под названием «Радуга».
Но для нас как игрока все начинается в момент, когда Игнат получает странное сообщение – якобы от своего отца, которого он очень давно не видел. Надо сказать, что отец этот являлся сотрудником «Радуги» и непосредственно был причастен к тому, что случилось с ней позже. Так что поиск родителя, являющийся основой сюжета Hail to the Rainbow, теснейшим образом связан и с историей самого этого мира.
Гордон Фримен в детстве
Геймплейно Hail to the Rainbow можно охарактеризовать так – на 60% это головоломка, а еще по 20% - элементы выживания и экшена. Поэтому, если не любите загадки, то проходить ее вам может быть тяжело.
В основном в распоряжении у нашего персонажа – боевой гаечный ключ, детектор, способный определять на расстоянии врагов и другие источники электромагнитного сигнала, летающий дрон, которым мы управляем с пульта, а также дробовик и пистолет-пулемет (правда, находим его далеко не сразу). Экипировку можно улучшать, но, как правило, всего по разу, да и в целом крафт здесь совсем простой и обусловленный сюжетом.
С этим арсеналом мы начинаем путешествие Игната в поисках его отца. Первая часть игры – по сути, одна большая экспозиция. Много сюжетной информации и кат-сцен, которые сильно замедляют игровой процесс. Думаю, что часть игроков это может оттолкнуть уже в начале прохождения. Но на самом деле динамика Hail to the Rainbow потом ускоряется, и самая «вкусная» часть – в конце.
Загадки в игре не совсем тривиальные – не просто «составь мозаику» или включи рычаги в определенной последовательности. Есть и такие, но чаще шарады имеют какую-то концепцию – к сожалению, не всегда сходу понятную. С головоломками вообще всегда есть проблема: если они слишком очевидны – плохо, но, если они понятны только автору – тоже ничего хорошего. Hail to the Rainbow не всегда выдерживает этот непростой баланс, и иногда ломать голову придется довольно долго.
Пролететь дроном, чтобы посмотреть правильную последовательность нажатия кнопок. Разобраться в вентилях и трубах, чтобы заполучить застрявший в сопле фонтана ключ. Отвлечь роботов громкой музыкой, проехать по минному полю на автомобиле – все загадки перечислять не буду, так как это тоже, по сути, спойлер.
Автомобиль, кстати, тоже является неотъемлемой частью прохождения, и колесить по зимним пейзажам придется немало. Вообще «Радуга» регулярно пытается менять темп повествования, внедряя в него новые жанры – одними головоломками все же сыт не будешь. Вот вам погоня от робота-охотника на машине. Вот – спуск по каналу на лодке в обход смертельных препятствий. А вот – хоррор-вставка, где маленький Игнат прячется от металлического убийцы в подъезде собственного дома.
Флэшбеки из детства нам показывают регулярно. И в основном ностальгия, о которой было сказано в начале обзора, сосредоточена в этих сегментах. Причем дело не в отдельных элементах – фактически автор попытался воссоздать то самое детство тех, кому «за 35». Типичный интерьер поздне- и постсоветской квартиры. Нарядная елка в углу, привычные на вид игрушки и фрагменты быта. Те самые дворы и те самые школы. Перечислять можно бесконечно – мы буквально попадаем (плюс-минус) в банк воспоминаний, общий для поколения.
К слову, Игнат в детстве показывает себя почти как агент Адам Дженсен из Deus Ex– постоянно «хакает» взрослые ограничения, лазает по вентиляции и т.д. Есть и отсылки к Гордону Фримену из Half-Life – помимо молчаливости героя это монтировка, показанная в одной сцене под музыкальную тему из игры Valve.
Экшен на минималках
Несмотря на обилие всяких девайсов, Hail to the Rainbow вовсе не является иммерсивной. Взаимодействие с миром обычно носит четко предопределенный автором характер, а мир изобилует условностями. Например, мины не взрываются от прямого попадания из помпового ружья, а герой на лодке почему-то погибает от легкого прикосновения к определенным стенам. Электротехника годами лежит на улице на морозе, но сразу включается после нажатия кнопки.
То же можно сказать и про сражения – в целом для такой игры они сделаны неплохо, но местами достаточно неказисто, хотя положение дел спасает не такое уж большое количество экшена. Например, позабавила ситуация, когда робот-палач, который до этого в кат-сцене объявлял себя существом, во всем превосходящим человека, не мог поймать бегающего от него в трех стенах Игната. Притом, что физическая подготовка у нашего персонажа страдает – он не может пробежать и 30 метров, чтобы не задохнуться и не перейти на шаг.
Бои в Hail to the Rainbow – это не какие-то арены, где нам нужно отстрелять всех нападающих на нас противников. Обычно это те же загадки, только в формате схватки – в духе «подмани большого робота к минам и взорви их».
Из выживания у нас здесь сразу несколько механик. Например, персонаж начинает терять здоровье. Также работает и голод, но он возникает просто по таймингу – утоляется, что логично, всякой тушенкой и батончиками, которые находим на местности. Батарейки тоже не бесконечные, а без них мы не можем читать электронные книги с важной для заданий и понимания лора информацией. И все-таки, если посмотреть на все это в целом – нельзя сказать, что Игнату приходится прямо «выживать». Даже на максимальном уровне сложности мне в ходе прохождения всего хватало, включая шприцы с лечением и патроны для ружья.
Взросление и постапокалипсис
И получается интересная ситуация. С одной стороны – многие элементы в игре имеют массу шероховатостей, которые иногда затрудняют прохождение. Стрельба – совсем нереалистичная и как будто «для галочки». Платформинг – иногда раздражающий, поскольку прыжки не везде работают понятно. Однако благодаря тому, что нас не развлекают чем-то одним слишком подолгу, в целом получается довольно увлекательный, хотя и неприхотливый геймплей.
Во многом потому, что Hail to the Rainbow берет еще и своим смысловым содержанием. В игре немало интересных и иногда глубоких мыслей. Ностальгии по детству здесь противопоставляется взрослый мир, который, как ни странно, олицетворяют роботы – гротескные, нелепые, но при этом несущие угрозу. А сюжет в итоге получается не про то, как мир ребенка разрушается, сталкиваясь с реальностью. А про то, как ребенок в нашем персонаже погибает, осознавая, каким этот мир всегда являлся на самом деле.
На это работает и антураж. Постапокалипсис здесь ощущается так, как, наверное, он и ощущался на самом деле – не как место для увлекательного приключения, а как тоскливый трип по руинам былой жизни, без прикрас.
Подводя итог, можно сказать, что Hail to the Rainbow – это не инди-поделка, которая раскрывает потенциал автора и обещает что-то в будущем. Это полноценная игра (часов на 25), хотя и с очевидными шероховатостями – все-таки речь идет про совсем бюджетный проект, со всеми вытекающими особенностями. К слову, в игре четыре концовки, включая одну скрытую. И после прохождения лично мне действительно захотелось вернуться – правда, не столько ради геймплея, сколько особенной ностальгической атмосферы.
Спасибо за прочтение! А что вы думаете про Hail to the Rainbow? Пишите свое мнение в комментариях! И, если понравился материал - подписывайтесь на канал!
Канал в Telegram: https://t.me/MishootkaGamerTg
В «ВКонтакте»: https://vk.com/mishootkagamer