Найти в Дзене

От боевой черкески до "Светлорукой": национальный костюм адыгов как кодекс чести и идентичность в ткани

От боевой черкески до "Светлорукой": национальный костюм адыгов как кодекс чести и идентичность в ткани

Национальный костюм — это не просто одежда. Это визуальный манифест народа, его история, сшитая воедино, его социальный статус и философия жизни, воплощенная в узорах и крое. Адыгский (черкесский) костюм — один из самых узнаваемых и эстетически совершенных символов Кавказа. Он не только красив, но и невероятно функционален, а каждая его деталь — от газырей на груди до вышивки на платье — наполнена глубоким смыслом.

#### Мужской костюм: доспехи мирного времени

Мужской костюм, вершиной которого является знаменитая черкеска (цый) , — это, по сути, эволюционировавшие боевые доспехи всадника-воина.

* Черкеска (Цый): Длинный приталенный кафтан без воротника и без пуговиц, с глубоким вырезом на груди. Его главная отличительная черта — газырницы (хьэзыр). Это нашитые с обеих сторон груди парные кармашки-отсеки, в которых изначально хранились мерки пороха и готовые заряды для ружья — газыри. Их число могло доходить до 15-16 с каждой стороны. Со временем они превратились в декоративный элемент, символ воинской готовности и достоинства.

* Цвет как социальный маркер: Цвет черкески говорил о статусе. Белая черкеска была привилегией князей (пши) и знатных дворян (уорков). Красная и коричневая также указывали на благородное происхождение. Черная и серая были цветами простых крестьян (тфокотлей) и в мирное время, и особенно — в трауре.

* Дополнения, без которых образ неполон:

* Бешмет (кьэптал): Кафтан с рукавами и высоким воротником, который носили под черкеской (а в быту — и без нее). Часто контрастировал по цвету.

* Папаха (пыэ): Высокая меховая шапка из каракуля или овчины. Сбить папаху с головы мужчины считалось тяжким оскорблением.

* Башлык (бэрэщхъуей): Суконный капюшон с длинными лопастями, который носили поверх папахи. Им можно было укрыться от непогоды, а положение лопастей (завязанных спереди, сзади или брошенных на плечи) могло сигнализировать о настроении или ситуации.

* Бурка (щыхьащэ): Войлочный плащ-пальто без рукавов. Непромокаемый, теплый, он служил и плащом, и постелью в походе, и даже импровизированным укрытием.

Мужской костюм был создан для свободы движения всадника, подчеркивал его статность и всегда был готов к превращению из праздничного наряда в походный.

#### Женский костюм: сдержанное величие и сакральная красота

Если мужской костюм говорил о социальном статусе и воинской доблести, то женский — о благородстве, скромности и внутреннем достоинстве рода.

* Платье (сай): Длинное, до пола, платье с глухим высоким воротником и длинными рукавами, часто со спущенными плечами. Его силуэт подчеркивал плавность и грацию. Особенно красивы были раздвижные рукава на праздничных нарядах: от локтя до запястья они расходились, открывая подкладку контрастного цвета и тонкую рубашку.

* Кафтанчик (кьэптал): Распашная удлиненная верхняя одежда, богато украшенная вышивкой, которая надевалась поверх платья.

* Пояс (бгырыпх): Важнейший аксессуар! Тонкая, искусно сделанная кожаная или серебряная пряжка пояса была семейной реликвией, передававшейся по наследству. Он подчеркивал талию и был символом женской чистоты и благородства.

* Головной убор: Девушки до замужества могли ходить с непокрытой головой, но заплетали волосы в косы. Замужняя женщина обязана была прятать волосы. Для этого использовались платки, повязки (дышъэ плъыжь) и, у знатных женщин, — высокие тюбетейки (къашъоч) или короны (чылэ пащэ) , украшенные серебром и вышивкой.

* Вышивка — язык символов: Золотое и серебряное шитье (тхыгъэ дэгъу) было не просто украшением. Его орнаменты (геометрические, растительные, зооморфные) несли в себе древние сакральные смыслы: пожелания плодородия, защиты от сглаза, символы солнца и древа жизни. Руки мастерицы, создававшей этот узор, сравнивались в легендах с руками богини-покровительницы ремесел.

#### Костюм как живая идентичность: от прошлого к настоящему

В XXI веке