Найти в Дзене
Жорик – историк

26 декабря — родился Генрих Графтио

В городе Волхове на правом берегу одноименной реки стоит неприметный памятник — бюст академику Генриху Графтио. Волхов — город и так не туристический, а его правобережье с большой промзоной — так особенно. Поэтому заезжие туристы видят памятник нечасто. И, как правило, не придают ему особого значения. Подумаешь, главный инженер строительства Волховской ГЭС, как написано на постаменте — ну и что такого? А между тем, память Генриха Осиповича Графтио достойна совершенно иного уровня увековечивания, ведь этот человек с неукротимой энергией придумал много технических новшеств и совершил настоящий подвиг, обеспечив блокадный Ленинград электроэнергией. И не только. Родившийся 26 декабря 1869 года в семье инженеров-железнодорожников, Генрих Графтио тоже решил посвятить себя стальным магистралям. Но не работая на них, а проектируя. Это именно ему мы обязаны тем, что сейчас паровозы видим только на постаментах около вокзалов. Это Графтио стал пионером электрификации железных дорог, еще до револю

В городе Волхове на правом берегу одноименной реки стоит неприметный памятник — бюст академику Генриху Графтио. Волхов — город и так не туристический, а его правобережье с большой промзоной — так особенно. Поэтому заезжие туристы видят памятник нечасто. И, как правило, не придают ему особого значения. Подумаешь, главный инженер строительства Волховской ГЭС, как написано на постаменте — ну и что такого?

А между тем, память Генриха Осиповича Графтио достойна совершенно иного уровня увековечивания, ведь этот человек с неукротимой энергией придумал много технических новшеств и совершил настоящий подвиг, обеспечив блокадный Ленинград электроэнергией.

И не только. Родившийся 26 декабря 1869 года в семье инженеров-железнодорожников, Генрих Графтио тоже решил посвятить себя стальным магистралям. Но не работая на них, а проектируя. Это именно ему мы обязаны тем, что сейчас паровозы видим только на постаментах около вокзалов. Это Графтио стал пионером электрификации железных дорог, еще до революции предложив царскому правительству детальные проекты.

Именно Графтио стоял у истоков возникновения трамвая в Санкт-Петербурге, и он же потом обеспечил город на Неве достаточным количеством энергии для него. Принято считать, что инициатором плана ГОЭЛРО был Глеб Кржижановский. На самом деле не только он. Генрих Графтио составил план развития гидроэнергетики, спроектировал и построил первую в советской России ГЭС — Волховскую.

В первые дни войны он же руководил эвакуацией оборудования с нее, а когда угроза взятия Волхова отступила, Графтио вернулся в город и в короткие сроки наладил работу станции. Ленинград до войны получал электричество от трех электростанций: Дубровской, Нижне-Свирской и Волховской. Враг захватил первые две, а у Волховской перерезал линии передачи. Таким образом, Ленинград оказался и в кольце энергетической блокады тоже.

-2

Именно Генрих Графтио предложил организовать электроснабжение города от руководимой им Волховской ГЭС по дну Ладоги, и он же разработал проект линии. В результате три нитки кабеля разорвали энергетическую изоляцию Ленинграда, позволив работать его заводам на полную мощь.

После войны Графтио руководил восстановлением энергетического потенциала города и курировал строительство новых гидроэлектростанций в стране. Он умер в 1949 году, дожив до почтенного возраста. Сегодня именем инженера и ученого названа Нижне-Свирская ГЭС и улицы в городах. В доме Графтио располагается музей истории Волхова. А вот памятников ему всего три, и все одинаково скромные.