И это на самом деле очень интересный вопрос. Ведь, знаете ли, одно дело восхищаться победами сталинского СССР или достижениями петровской России.
Другое дело — оказаться в теле крепостного 1700-х или колхозника 1930-х-1940-х. Откат всего на сотню лет назад может оказаться настоящим шоком для современного человека, даже с психологической точки зрения. Не говоря уж об остальном.
Есть мнение, что люди современной формации в период условного даже не Средневековья, а Нового времени просто бы не выжили. Впрочем, народ и «местный» тогда жил сильно меньше.
Правда, многие «недовольные реальностью потенциальные попаданцы» думают, что в альтернативной реальности стали бы дворянами-аристократами или представителями бюрократии. Но таких всегда немного, при любом строе.
Социологические исследования Института социологии ФНИСЦ РАН на протяжении ряда лет позволяют проследить, как историческая память россиян соотносится с их современными ценностными ориентирами и политическими установками.
Один из ключевых диагностических вопросов касался того, какие эпохи отечественной истории в наибольшей степени соответствуют идеалам респондентов и в какое время они предпочли бы жить, если бы такой выбор был возможен.
Полученные данные показывают важную особенность массового исторического сознания: россияне в целом не склонны искать свои идеалы в глубокой древности или в отдалённых исторических периодах. Никто почти не хочет во времена Рюрика, Александра Невского или хотя бы Иоанна Грозного.
Напротив, подавляющее большинство ограничивается горизонтом так называемой «актуальной истории» — эпохами, которые либо непосредственно переживались самими респондентами, либо сохранились в живой памяти их ближайшего окружения.
В начале 2000-х годов предпочтения россиян в основном распределялись между двумя фазами этой «непосредственно переживаемой истории».
С одной стороны, это период позднего СССР, чаще всего ассоциируемый с правлением Л. И. Брежнева и воспринимаемый как время относительной стабильности и социальной предсказуемости. С другой — современный этап, олицетворяемый действующим президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
При этом ностальгия по брежневской эпохе в наибольшей степени характерна для старших и частично средних поколений. Молодёжь же, которая либо не застала «развитой социализм» вообще, либо помнит его лишь фрагментарно (если речь об опросах нулевых годов), чаще связывает свои ожидания и надежды с настоящим, рассматривая его как пространство новых возможностей и личной самореализации.
Примечательно, что при всех поколенческих различиях российское общество демонстрирует высокий уровень согласия в оценке некоторых исторических периодов.
Практически повсеместно отвергаются как эпоха «перестройки», так и 1990-е годы, ассоциируемые с социально-экономической нестабильностью, усилением олигархии, ростом коррупции, криминализацией общественной жизни, финансовыми пирамидами, Первой чеченской кампанией и распадом целых высокотехнологичных отраслей.
Эти годы в массовом сознании воспринимаются как время, не оставлявшее большинству законопослушных и трудолюбивых граждан реальных шансов на достойную самореализацию.
Одновременно общество не демонстрирует ярого стремления к возвращению в сталинские времена. Хотя сталинский период со временем стал оцениваться более позитивно и в ряде аспектов выглядит более «заслуживающим уважения», доля условных «сталинистов» остаётся незначительной — на уровне 3 — 4%. Попытки популяризации имперского прошлого также не привели к его массовой идеализации.
То бишь у людей есть понимание того, что существование в переломную эпоху — оно хорошо, оно круто... если есть пара-тройка запасных жизней. А лучше сразу девять, как у котиков)
Оно и понятно: гражданам вряд ли хочется принимать участие в Первой мировой, Гражданской или Великой Отечественной войнах. Причем, опять же, вы там вряд ли будете батькой-атаманом или тем более условным генералом (и да, они как бы тоже были не бессмертные, достаточно взглянуть на судьбы большинства тех же ярких командиров периода Гражданской).
В целом взгляды россиян на логику исторического развития страны на рубеже XX–XXI веков отличаются заметной устойчивостью.
По результатам опросов, свыше 40% респондентов ограничивают свои исторические идеалы рамками «сегодняшнего» и «вчерашнего настоящего» — показателя, примерно вдвое превышающего долю тех, кто склонен идеализировать иные эпохи.
При этом около 43% опрошенных либо затрудняются с выбором, либо заявляют, что ни один из предложенных периодов полностью не соответствует их представлениям об идеале. Это указывает на относительность исторических консенсусов и их потенциальную подвижность в будущем.
Дополнительный срез общественных настроений дают совсем новые данные ВЦИОМ. За последние 25 лет заметно снизился запрос на фигуру «сильного лидера»: если в 2000 году такой вариант считали приоритетным 72% россиян, то к 2025 году — лишь 28%.
Аналогичная доля респондентов сегодня говорит о необходимости «сильного государства», тогда как в начале 2000-х годов этот показатель достигал 59%. По оценке государственных социологов, сформировавшийся в 1990-е годы запрос на «сильную руку» в значительной степени оказался исчерпан.
В совокупности эти данные позволяют говорить о постепенной трансформации общественных ожиданий: от стремления к жёсткому централизованному управлению — к более сложным и многомерным представлениям о желаемом будущем страны.
При этом, за «сильные руки», опять же, топит в основном поколение постарше, объективно уменьшающееся (хотя и составляющее значительную часть общества).
Именно поэтому даже в среде молодых людей нередко отдается предпочтение брежневской эпохе (я прям такое слышал от граждан, моложе тридцатилетнего меня... ну и по опросам брежневский период всё равно обгоняет у молодых сталинский или позднеимперский, равно как и горбачевско-ельцинский). Которая, кстати, тоже была разная, тот же Афганистан возник ближе к концу данного периода.
Ну и современная эпоха также уже явно превратилась в переломную, по крайней мере, отличающуюся от периода 2000-х и «десятых». Все же основная масса населения явно стремится к спокойной жизни.
Но даст ли история шанс на такую жизнь нынешним поколениям и их потомкам? Кроме того, народ редко может что-то решить (да, звучит не очень оптимистично), чаще главный выбор делают «организованные меньшинства», нередко — радикальные и вооруженные.
Одна из фишек современного общества — социальные сети. Они превратились в ключевое средство коммуникации, многие именно там смотрят новости и в целом проводят немало времени.
Brand Analytics, разработчик одноимённой системы анализа соцмедиа и СМИ, представил данные исследования активной аудитории в социальных сетях России. Согласно результатам исследования, ВКонтакте возглавила рейтинг по числу публикаций и числу активных авторов среди социальных платформ в России.
В социальных медиа в сентябре 2025 года в России года было размещено 1,7 млрд общедоступных публикаций. Лидером по количеству публикаций стала ВКонтакте — пользователи соцсети разместили 319,5 млн записей (19% от общего числа публикаций). В сентябре 2025 года создавали и делились публичным контентом в соцсети 22,5 млн авторов.
«Мы последовательно развиваем платформу, чтобы авторам было
легко и удобно развиваться, находить аудиторию и создавать оригинальный контент.
В этом году запустили VK Donut в VK Видео и VK Клипах, чтобы
дать авторам дополнительный источник монетизации, и представили „Тренды“ в VK Клипах — новую механику роста для создателей контента. Мы продолжим развивать платформу, чтобы авторам было проще делиться своим контентом и расти», — прокомментировал директор по продукту ВКонтакте Евгений Васильев.
А при каком правителе вы хотели бы жить (и кем себя там видите)? Смогли бы обойтись без современной инфраструктуры и соцсетей?
Если вдруг хотите поддержать автора донатом — сюда (по заявкам).
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на You Tube или на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!