Развешивая выстиранное белье во дворе на веревку, Татьяна услышала всхлипывания и заглянула за забор. Там возле ее забора сидела Соня - соседская девочка восьми лет. Хоть и училась она уже во втором классе, но выглядела маленькой, худенькой словно шестилетняя.
- Соня, опять тебя обидели, идем ко мне, - Татьяна отодвинула оторвавшуюся доску в заботе, Соня сама так часто прибегала к ним.
- Мамка выгнала, сказала: «пошла вон» и вытолкнула за дверь. Они там с дядей Колей веселятся, вытирая слезы, говорила девочка.
- Ладно, идем в дом, Лиза с Мишкой кушают, я тебя тоже накормлю.
Татьяна не раз спасала Соню от жестких рук матери, которая попадала под ее горячую руку, благо они соседи через забор. Она забирала Соню к себе, и пока ее мать Анна не угомонится, не остынет, не отправляла домой девочку.
Соня всегда завидовала соседским Лизе и Мишке, тетя Таня и ее муж очень любили своих детей, никогда их не ругали. Дома у них всегда было спокойно, отношения между мужем и Татьяной были добрыми и душевными, они заботливо относились к своим детям. Это Соня понимала, она завидовала соседским ребятам так, что даже щемило внутри, будто камень ложился на грудь и к горлу подступал ком. Очень любила находиться у них, в такой теплой обстановке.
Дома Соне запрещалось все. Заставляла мать ее таскать воду, чистить в сарае, полоть грядки, мыть полы. Родила Анна дочку без мужа, как говорится в девках, и с первой минуты не взлюбила ее. Тогда еще была жива бабушка, мать Анны, но болела. Она любила внучку, жили в ее же доме. Бабушка заступалась на Сонечку, смотрела за ней, Анна дочкой совсем не занималась.
Когда была жива бабушка, Соне жилось лучше, но бабушка умерла, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда и наступило трудное время для ребенка. Мать озлобленная тем, что жила одна без мужа, не как другие женщины, все время находилась в поиске мужа. Анна работала уборщицей на автобазе, там больше было мужиков. И однажды пришел новенький водитель Николай, как-то быстро между Анной и ним завязались отношения.
Николай был в разводе с женой, у него остался сын, которому он платил алименты. Анна сразу же предложила ему жить у себя, тот обрадовался, будет крыша над головой, ведь жена его выставила из дома. Анна быстро прибрала Николая к рукам, крутилась вокруг него, обожала, и лелеяла.
Он быстро смекнул, что жизнь в доме Анны для него будет хорошей, а ее маленькая дочка не раздражала:
- Пусть крутится под ногами, - думал он, - подрастет будет прислугой.
Анна все внимание и заботу отдавала Коленьке, а дочку постоянно ругала, заставляла работать, часто давала подзатыльник, а то и могла побить.
- Не будешь слушать меня, сдам в детдом, - обещала Анна.
У Сони не было сил нормально чистить в сарае, за это ей тоже попадало, она садилась возле соседского забора под куст смородины и тихо плакала. Если Татьяна видела, тут же забирала к себе домой. Соня росла забитой, не общительной.
Знакомые и соседи осуждали Анну, жили в поселке и многие знали друг друга. Осуждали за то, как она относится к дочке. Тем более Татьяна тоже не молчала, но Анна пустила сплетню.
- Что вы слушаете мою соседку Таньку, она положила глаз на моего Колю, поэтому выдумывает, что мы обижаем дочку.
Анна с Николаем частенько отмечали праздники, напивались, тогда Соня убегала из дома и ночевала у соседей. Татьяна понимала душевное состояние Сони, как никто другой и жалела ее.
Шло время. Соня училась в школе хорошо, подрастала. Настало время и она окончила девять классов, ей хотелось поступить учиться в город в медицинское училище. Мать строго сказала:
- Пойдешь работать, взрослая уже девка, нечего у нас сидеть на шее, - Соня расплакалась, выскочила из дома, потому что в доме ей плакать не разрешалось.
Немного успокоившись, Соня пошла к соседям, поделилась с Татьяной. Ее дети уже учились в городе. Татьяна на сей раз не выдержала и отправилась к матери Сони.
- Ань, ты не мать, а злыдня. Другие стараются все для детей, а ты свою дочку сживаешь со свету. Ты ее совсем не любишь, но у тебя есть материнский долг, и должна быть элементарная человеческая совесть. Куда пойдет Соня вкалывать, ей учиться надо, девчонка почти на отлично окончила девять классов. Это же твой ребенок, Ань. Потом ведь на стрости сама к ней приползешь.
- А ты кто такая, распоряжаешься тут, - не выдержала Анна, - за своими смотри, а не за моей Сонькой. Она привыкла бегать к тебе и жаловаться.
- Ань, угомонись. Твой-то Колька своего сына определил учиться в город, хоть с ним и не живет, а ты издеваешься над своей дочкой. Очнись, мыть ты или кто?
Анна кричала, орала на соседку, но потом обессилевшая, рухнула на диван.
- Ну да, строгая я, обижаю Соньку. Но это же на ее благо, чтобы росла не такой, как я. Чтобы не принесла мне в подоле. Ладно пусть едет в район и поступает, пусть учится, - махнула она рукой.
Соня поступила в медучилище легко. Радости ее не было предела. Только вот немного стеснялась, одета она была скромно, даже выделялась из группы. Но ее никто не осуждал, да и были девчонки из деревень, которые тоже не отличались дорогой одеждой. Домой она приезжала редко.
Не хотелось ей ехать к матери и отчиму. Но наступали каникулы и ей приходилось ехать, первым делом забегала к Татьяне. Та ее обязательно усаживала за стол, кормила, расспрашивала. Татьяна с мужем были внимательные к ней и всегда встречали приветливо.
А у Анны были свои проблемы, ее сожитель Николай загулял с молодой женщиной. Она нервничала, скандалила, Соня как раз приехала на каникулы. Дочери Анна не обрадовалась, высказала:
- Чего прикатила, тут не до тебя, сидеть на шее будешь… У тебя каникулы, иди работай.
Но как-то Николай пришел с работы и стал собирать свои вещи.
- Куда это ты намылился, не пущу, - кричала Анна, он глянул на нее ехидно.
- Ритка ждет от меня ребенка, а я своего ребенка не брошу. Это тебе твоя дочь не нужна, а мне мой ребенок нужен. Приведет еще Ритка чужого мужика, а он будет издеваться над моим ребенком. Не позволю... Это твоя Сонька не знает материнской ласки, словно ты нашла ее под забором. А мой ребенок с первого дня должен знать и мать и отца, должен жить в любви и ласке, - собрав вещи, он ушел.
Этот ответ просто убил Анну наповал. Она даже не могла кричать, молить и плакать. Николай сказал правду. Эта правда, которая закрыла Анне рот, глаза и сжала все внутри. Не было сил даже вздохнуть и заплакать.
Соня все слышала, мать она не успокаивала. Перед ее глазами встала картина, когда за малейший шорох во время отдыха отчима, она получала тумаки от матери и выгоняла ее на улицу. Отчим никогда за нее не заступался, но и не распускал руки, но наблюдал с усмешкой, чувствовал себя хозяином.
На последнем курсе Соня устроилась в больницу и подрабатывала, себя содержала сама. Домой не ездила, мать пила, подурнела, денег ей хватало едва сводить концы с концами. Из забитой девочки Соня превратилась в красивую девушку, которая умела хорошо работать, ответственно и с добром относилась к больным. Ее уважали за это, и даже говорили, что она хорошо воспитана, и хвалили мать за ее воспитание. Но Соня молчала и улыбалась.
- Какое там воспитание, - думала она, - это все тетя Таня, это ей я благодарна за все: за защиту, за понимание, за заботу и участие в моей жизни, а особенно за любимую профессию.
Анна все чаще стала приводить домой каких-то непонятных друзей-собутыльников, хоть и редко приезжала дочь, но каждый раз была шокирована видом матери. Анну давно уволили. Видя все это, Соня не находила слов убеждения, уговоров, понимала, все бесполезно. Ей просто хотелось всех «дружков» выкинуть из дома, сделать ремонт, как-то начать новые отношения с матерью, забыть все обиды. Но мать этого не хотела, опускалась на дно все ниже и ниже.
Окончив медучилище, Соня приехала домой. Анна была одна, и злобно глянула на дочь
- Чего приперлась? Надолго? У меня есть нечего, и холодильник отключен. Дай денег, голова у меня болит.
У Сони встал ком в горле, но она сдержалась и не заплакала от обиды, потом добавила:
- Не задержусь, не бойся…Я окончила училище с отличием, уезжаю в область, работать буду там в областной больнице. Приезжать часто не смогу, немного денег буду высылать. Так что пока, мама.
До Анны скорей всего не дошло, что сказала дочь, у нее было одно желание найти выпить, поэтому она требовала денег с дочери.
- Дай денег, мне надо голову «поправить», тебе мать свою не жаль что ли… Ну что ты за дочь такая…
Соня достала из кармана немного денег, положила на стол, тихо закрыла за собой дверь, постояв немного за дверью в надежде, что мать выбежит следом, обнимет. Но не дождалась. Медленно направилась к соседям.
Татьяна была рада. Усадила за стол.
- Давай-ка Сонечка с нами, мы как раз обедать собрались, - муж ее уже сидел за столом.
- Ой, совсем забыла, - она вынесла из другой комнаты пакет, - это тебе подарок, за то, что окончила с отличием, ну и денег немного там положила. Тебе на первое время они будут нужны.
Соня поблагодарила и расплакалась.
- Тетя Таня, ну почему так? За что мать ко мне так относится, словно я для нее чужая?
- Не плачь, Сонечка, - обняла Татьяна ее, - не плачь, теперь уже ничего не поделаешь… Такая она Анна. Видимо ты родилась не в то время. Но зато ты умница и красавица, ты обязательно будешь любима и счастлива.
Соня уехала в областной город, работала в больнице медсестрой в хирургическом отделении. Там встретила свою судьбу, молодой врач-хирург Олег влюбился в нее с первого взгляда. А вскоре они уже поженились. На свадьбе вместо матери рядом с Соней сидела Татьяна, очень радовалась за нее.
Анна получала от дочери деньги и хвасталась пред своими «друзьями»:
- Я воспитала вот такую дочь, она мне теперь присылает деньги, благодарна мне. Я ее выучила. Только вот на свадьбу она меня на позвала, и не приезжает, и внуков я не вижу. Даже зятя ни разу не видела.
А через некоторое время Татьяна нашла Анну в доме, та лежала на полу мертвая. Сколько так пролежала, неизвестно. Соседка всполошилась, что во дворе у Анны была тишина. Соня с мужем похоронили Анну, а дом вскоре продали. Изредка навещали Татьяну с мужем.
Можно почитать и другие мои публикации.
Спасибо за прочтение, подписку и вашу поддержку. Удачи Вам в жизни!