Найти в Дзене
Тропы Плиния

Третьяковка: Врубель и храм Николая Чудотворца в Толмачах

Третьяковка огромна, и осилить ее за раз невозможно, да и не нужно. А
вот если есть возможность, то следует ходить сюда точечно, на
определенных художников. Так вот мы сходили на Врубеля, а потом за
компанию зашли еще в церковь Николая Чудотворца в Толмачах, которая вне
служб работает как музейная, но бесплатная.
Михаил Врубель больше известен в народе своими картинами, а ведь он еще и прикладные вещи делал. Например, вот такой вот прекрасный камин.
Камин “Микула Селянович и Вольга”, 1900. Или войт майоликовая маска “Морской царь”, 1899. Даже балалайки расписывал! Балалайка-секунда “Морская царевна”, 1899.
Классическая балалайка, которую все сразу представляют, называется
Прима, Секунда же является аккомпанирующим инструментом, и чаще
используется в оркестрах. Переходим к картинам. Царевна-лебедь, 1900. Жена Михаила Врубеля –
Надежда Забела-Врубель участвовала в качестве Царевны-лебедя в опере
Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” в частной русской опере Саввы
Морозова.

Третьяковка огромна, и осилить ее за раз невозможно, да и не нужно. А
вот если есть возможность, то следует ходить сюда точечно, на
определенных художников. Так вот мы сходили на Врубеля, а потом за
компанию зашли еще в церковь Николая Чудотворца в Толмачах, которая вне
служб работает как музейная, но бесплатная.
Михаил Врубель больше известен в народе своими картинами, а ведь он еще и прикладные вещи делал. Например, вот такой вот прекрасный камин.
Камин “Микула Селянинович и Вольга”, 1900.

Врубель - камин “Микула Селянинович и Вольга”, 1900
Врубель - камин “Микула Селянинович и Вольга”, 1900

Или войт майоликовая маска “Морской царь”, 1899.

Врубель - майоликовая маска “Морской царь”, 1899
Врубель - майоликовая маска “Морской царь”, 1899

Даже балалайки расписывал! Балалайка-секунда “Морская царевна”, 1899.
Классическая балалайка, которую все сразу представляют, называется
Прима, Секунда же является аккомпанирующим инструментом, и чаще
используется в оркестрах.

Врубель, балалайка “Морская царевна”
Врубель, балалайка “Морская царевна”

Переходим к картинам. Царевна-лебедь, 1900. Жена Михаила Врубеля –
Надежда Забела-Врубель участвовала в качестве Царевны-лебедя в опере
Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” в частной русской опере Саввы
Морозова. Ее он и изобразил в этой роли. Это момент превращения – уже
не лебедь, но еще и не женщина.

М. Врубел - Царевна-лебедь
М. Врубел - Царевна-лебедь

Пожалуй, самая известная картина – Демон (сидящий), 1890. Картина
задумана как иллюстрация к юбилейному изданию сочинений Лермонтова.
Демон сидит на горе в позе, которая выражает и скорбь, и силу, и
усталость. Самого Демона Врубель рисовал с Всеволода Мамонтова - сына Саввы Мамонтова.

М. Врубель - Демон (сидящий)
М. Врубель - Демон (сидящий)

Самая большая картина во врубелевском зале – Принцесса Грёза, 1896. Это
панно создано на сюжет одноименной драмы в стихах Эдмона Ростана –
романтическая история о возвышенном стремлении к красоте, созерцание
которой достигается ценой смерти.

М. Врубель - Принцесса Грёза
М. Врубель - Принцесса Грёза

Картину практически случайно нашли в Большом театре в 1956г, когда ее обнаружили при разборе старых складских помещений.

М. Врубель - Принцесса Грёза
М. Врубель - Принцесса Грёза

Пан, 1899. Картина была написан во время пребывания Врубеля с женой в
имении Тенишевых в Орловской губернии. Идея картины родилась во время
прочтения рассказа Анатоля Франса “Святой Сатир”. Но Врубель переработал
образ Пана-Сатира, у него это скорее русский Леший.

М. Врубель - Пан
М. Врубель - Пан

По внутренним переходам Третьяковки можно, не выходя на улицу, попасть в храм Николая Чудотворца в Толмачах.
Как обычно, изначально тут стоял деревянный храм. Но в 1697г на деньги
купца Лонгина Добрынина строится каменный. Затем храм несколько раз
перестраивался. Прихожанами храма был Павел Третьяков и его семья.
В 1829г советская власть храм закрыла, помещение стало складом и запасником Третьяковки, пока в 1993г не открылся вновь.

Храм Николая Чудотворца в Толмачах
Храм Николая Чудотворца в Толмачах

Основной иконостас.

Храм Николая Чудотворца в Толмачах
Храм Николая Чудотворца в Толмачах

Владимирская икона Богородицы. По преданию написана евангелистом Лукой, до V века находилась в Иерусалиме, затем в Константинополе. В 1130-х года прибыла в Киев к Юрию Долгорукову. В 1155г Андрей Боголюбский хотел перевезти ее во Владимир. Немного не доехав до конечной точки, кони с иконой встали и отказались идти дальше. На этом месте была основана
княжеская резиденция Боголюбово. А затем и Боголюбский монастырь.
Собственно, поэтому она и Владимирская.

Владимирская икона Богородицы
Владимирская икона Богородицы

От той византийской иконы остались только лики Христа и Богородицы,
остальное – более поздние реставрации (XIII веков и далее).
Витрина-киот, в которой сейчас хранится икона, поддерживает постоянный
температурно-влажностный режим.

Владимирская икона Богородицы
Владимирская икона Богородицы

Датчики как в музее.

Храм Николая Чудотворца в Толмачах
Храм Николая Чудотворца в Толмачах

Боковые алтари.

Росписи потолков.