Источник: журнал Moto Magazine
Испытанные модели:
Bridgestone T32
Continental ContiRoadAttack 4
Dunlop Roadsmart IV
Metzeler Roadtec 01 SE
Michelin Road 6
Pirelli Angel GT II
Выбор шин для туристического мотоцикла, родстера, мотоцикла класса «adventure» или даже спортивного мотоцикла чаще всего определяется ценой из-за недостатка информации о характеристиках. Чтобы помочь вам, мы подвергли шесть ведущих шин для спортивного туризма серии испытаний (дождь, торможение, управляемость). Результат: несмотря на все более схожие показатели, различия сохраняются. Вот почему.
Но где же остановится их успех? При каждом сравнении спортивно-туристических шин мы наблюдаем повышение их характеристик, все более искусное сцепление с асфальтом в сложных условиях. Это снова подтверждается и в этом тесте, и это только к лучшему. Bridgestone, Continental, Dunlop, Metzeler, Michelin и Pirelli отвечают на приоритетные требования пользователей, а именно: лучшее сцепление в дождь и увеличенный срок службы, желательно в сочетании с устойчивой производительностью. Хотя оценить второй пункт за несколько дней невозможно, за исключением нескольких долгосрочных тестов, проведенных на наших личных мотоциклах, непосредственные показатели производительности доступны гораздо быстрее. Для этого нас снова пригласили в испытательный центр Goodyear в Миревале (Эро), где есть специально оборудованные для такого рода оценок площадки: мокрая трасса, имитирующая движение в дождь, тормозные дорожки на сухом и мокром асфальте, а также зона для маневрирования на низкой скорости. И результаты обнадеживают.
Всё более уверенные результаты в области безопасности
Эти шины обеспечивают впечатляющий запас безопасности при движении в сложных условиях, таких как сильные ливни. Несмотря на все наши усилия, ни одна из них не проявила поведения, которое могло бы поставить под угрозу безопасность нашей команды. Для достижения таких результатов производители используют такие инструменты, как компьютерное моделирование, которое позволяет оптимизировать канавки, предназначенные для отвода воды. Аналогично, в состав резиновых смесей входят такие материалы, как диоксид кремния, которые сокращают время прогрева и увеличивают сцепление с холодным и/или мокрым асфальтом. Еще одно наблюдение заключается в том, что разница в тормозном пути уже не так существенна, как раньше. Это можно объяснить уровнем производительности шин, а также улучшениями в системах ABS на наших мотоциклах, которые лучше регулируют блокировку колес, являющуюся причиной увеличения тормозного пути. Короче говоря, решающим фактором является управляемость. Между очень маневренными шинами Dunlop и очень прогрессивными Continental есть из чего выбрать в зависимости от ваших предпочтений. Наконец, некоторых может удивить, что мы не затронули вопрос цены. Шины представляют собой уникальную категорию на рынке из-за отсутствия рекомендованных розничных цен. Поэтому мы не можем установить соотношение цены и качества. А для тех, кто хочет снизить затраты, можно обратиться к нашему предыдущему сравнению. Длительный перерыв объясняется произошедшим кризисом в сфере здравоохранения. Модели, протестированные тогда, до сих пор продаются по более доступным ценам.
* Напоминаем, что наша процедура заключается в рассмотрении этих параметров в контексте безопасности и комфорта вождения, что исключает поиск предела сцепления на сухом асфальте — область, которая, с нашей точки зрения, предназначена для спортивных шин и не имеет отношения к дорожному покрытию.
DUNLOP ROADSMART IV
Оценка 9/10
Компания Dunlop объявляет о улучшении сцепления на мокрой дороге и сохранении характеристик в линейке Roadsmart. Эти характеристики дополняются исключительной маневренностью. Обратите внимание на наличие версий «GT» для более тяжелых мотоциклов и версий «SP» для спортивных родстеров.
Управляемость
Шины Roadsmart IV, несомненно, являются самыми маневренными в этом сравнении. Легкость, с которой наш Yamaha Tracer 9 входит в повороты, удивляет, даже поражает, на первых нескольких поворотах, поскольку усилие, необходимое на руле, минимально. Отзывчивость такова, что эти шины Dunlop создают впечатление, что они уже, чем их конкуренты. В таких условиях слаломы выполняются в мгновение ока, а развороты — без колебаний. Компания Dunlop также тщательно переработала рисунок протектора, чтобы предотвратить заваливание мотоцикла в поворотах, что могло происходить с предыдущими поколениями.
В дождь
Еще одно преимущество этой шины — езда без опасений в дождь. Это неудивительно, учитывая большую глубину протектора по сравнению с Roadsmart III. Чувство уверенности очень высокое как в медленных, так и в быстрых поворотах, независимо от уровня воды. Устойчивость при наклонах, при торможении и сцепление безупречны.
Торможение
Шины Roadsmart IV заслужили еще одно отличие, выделившись своей стабильностью во время тестов на торможение. Хотя они уступили первое место конкурентам как в сухих, так и во влажных тестах на торможение, они заняли второе место в обоих случаях. Кроме того, они входят в число шин, которые реже всего активировали ABS на нашей Yamaha.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Маневренность
• Управляемость в дождь
• Стабильная эффективность торможения
НЕДОСТАТКИ
• Мы их ищем
PIRELLI ANGEL GT II
Оценка 9/10
Шины Angel GT II представляют собой значительные улучшения по сравнению со своими предшественниками, особенно в плане сцепления на мокрой дороге и управляемости. Эти улучшения идеально соответствуют требованиям спортивно-туристического вождения.
Управляемость
Компания Pirelli значительно улучшила свои показатели в сегменте спортивно-туристических шин в этой области. Шины Angel GT II делают Yamaha чрезвычайно легкой в управлении как при разворотах на низкой скорости, так и в быстрых поворотах, при этом прилагая минимальные усилия к рулю. Наклон в поворотах происходит быстро и плавно. Это такие шины, которые создают ощущение, что мотоцикл сбросил 20 кг.
В дождь
С этими шинами Pirelli можно петь под дождем! Итальянский производитель доказывает, что, несмотря на свой спортивный имидж, он умеет создавать шины, которые с легкостью справляются с мокрой дорогой, например, с лужами. Именно такое впечатление у нас сложилось во время теста. Уровень уверенности настолько высок, что приходится сдерживаться, чтобы не наклонить мотоцикл еще сильнее и не задеть подножки. Аналогично, заднее колесо практически не теряет сцепления при наклоне. Стабильность при торможении и в быстрых поворотах, а также сцепление с дорогой безупречны.
Торможение
Тормозной путь Angel GT II на мокром асфальте составляет 26,9 метра, что подтверждает отличное впечатление, полученное во время тестирования на мокрой трассе. Они на метр быстрее, чем Dunlop, их ближайший конкурент, разработанный на их домашней трассе в Миревале. На сухом асфальте результаты не столь впечатляющи: Pirelli показывают лишь средние результаты.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Маневренность
• Сцепление с дорогой
• Торможение в дождь
МИНУСЫ
• Среднее торможение на сухой дороге
BRIDGESTONE T32
Оценка 8/10
Шины T32 — это идеальные шины для туристических поездок. Прогрессивные и предсказуемые, они также превосходно работают при торможении на сухой дороге. Широкий ассортимент доступных размеров охватывает множество мотоциклов, включая новую линейку GT для более тяжелых мотоциклов.
Управляемость
Компания Bridgestone приняла мудрое решение не менять профиль своих спортивно-туристических шин. Шины T32 сохраняют превосходную управляемость шин T31, позволяя легко передвигаться по городским джунглям и преодолевать горные дороги. Усилие на руле минимально как при наклоне, так и при выравнивании мотоцикла во время маневров объезда препятствий или слалома. Аналогично, отпускание руля на треке (см. процедуру на страницах 114-115) демонстрирует хорошую устойчивость при углах наклона.
В дождь
Шины T32 впечатляют! Как во время наших тестов, так и в длительных поездках (мы тестировали две пары на BMW RT), шины T32 демонстрируют идеальную устойчивость в дождь. Резина настолько плотно сцепляется с асфальтом, что на трассе требовались значительные усилия, чтобы заставить их потерять сцепление (даже незначительное). По словам японского производителя, это в первую очередь связано с новым рисунком протектора, разработанным для улучшения отвода воды. Однако мы отметили, что эти характеристики ухудшаются в середине срока службы, сопровождаясь заметным шумом от дороги.
Торможение
В то время как шины T31 доминировали в рейтинге характеристик на мокрой дороге в нашем предыдущем сравнении (см. MM выпуск 349), шины T32 предпочитают сухой асфальт. Единственные шины, которые стабильно опускались ниже 41 метра (тормозной путь на сухой дороге), Bridgestone легко занимают первое место. Однако на «зимней» трассе (дождь, низкое сцепление) они замыкают список вместе с Michelin. Анализ результатов показал, в частности, что они часто активируют антиблокировочную систему тормозов Tracer 9, что негативно сказывается на тормозном пути.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Управляемость в дождь
• Торможение на сухой дороге
• Устойчивость
НЕДОСТАТКИ
• Торможение на мокрой дороге
METZELER ROADTEC 01 SE
Оценка 8/10
Шины Roadtec 01, получившие высокую оценку в нашем предыдущем сравнении, возвращаются в версии SE (Second Edition), улучшенной по таким параметрам, как время прогрева и сцепление в поворотах. Эти модификации не революционизируют общие характеристики шин, которые, тем не менее, подходят для ограниченного числа мотоциклов.
Управляемость
Маневренность без недостатков маневренности: вот как ведут себя шины Metzeler в поворотах, будь то крутые или широкие. Эта характеристика хорошо подходит для туристических поездок, когда цель — ехать с ветерком в волосах, но также позволяет быстро реагировать в случае непредвиденных обстоятельств. Наша Yamaha, оснащенная этими шинами, плавно и без усилий наклоняется до максимального угла. Небольшая нестабильность заметна на длинных, быстрых поворотах мокрой трассы, но ничего существенного.
В дождь
Шины Roadtec 01 не утратили своей привлекательности даже в этой версии SE. Уровень уверенности, который они внушают, впечатляет, до такой степени, что вы можете высвободить их мощность без (слишком большого) колебания. Разгон на холодную, устойчивость в поворотах, преодоление луж — они были испытаны на прочность, включая кратковременные нажатия на педаль газа в поворотах, чтобы попытаться заставить их потерять сцепление, но безуспешно. Хотя уменьшенное количество канавок по краям задней шины могло бы вызвать опасения, это не повлияло на управляемость.
Торможение
Если бы мы искали недостаток, мы бы нашли его в тормозном пути. Наше измерительное устройство зафиксировало значения, которые описываются как средние как в сухих, так и во влажных условиях. Здесь нет ничего тревожного, так как разница с лучшими показателями относительно невелика (2 и 3 метра), учитывая скорости, с которыми мы ехали (80 и 100 км/ч). Но, скажем так, конкуренты показывают лучшие результаты.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Управляемость
• Характеристики в дождь
МИНУСЫ
• Неудовлетворительный тормозной путь
• Ограниченные габариты
MICHELIN ROAD 6
Оценка 8/10
Шины Road 6 выделяются среди конкурентов по многим параметрам, начиная с динамичного дизайна, который предполагает превосходные характеристики на мокрой дороге. Еще одна уникальная особенность заключается в том, что это единственные шины, в которых используется технология двойного компаунда как на переднем, так и на заднем колесе, сочетающая в себе долговечность и сцепление в поворотах.
Управляемость
Тем, кто предпочитает спокойный стиль езды, шины Road 6 окажутся незаменимыми. Рисунок протектора позволяет легко проходить повороты без чрезмерного усилия на руле или сохранять контроль, предотвращая слишком сильный наклон мотоцикла. Это особенно полезно для маневров на низкой скорости и разворотов. В нашем сравнении они занимают промежуточное положение между маневренными шинами Dunlop и Pirelli и более требовательными к физической нагрузке шинами Continental.
В дождь
Благодаря глубоким канавкам и ламелям, шины Road 6 показывают, что они превосходят все ожидания на мокрой дороге. Это утверждение решительно оспаривается конкурентами, которые действительно показали лучшие результаты, особенно при тестировании шин в «холодном» состоянии. Хотя шины Road 6 продемонстрировали свою легкость в лужах во время этого теста, они также оказались самыми легкими в скольжении при наклонах и намеренно резком нажатии на педаль газа. Хорошая новость в том, что скольжение всегда плавное и равномерное, поэтому легко контролируемое.
Торможение
Это становится привычной закономерностью. В каждом из наших сравнений шины Michelin с трудом выделяются более коротким тормозным путем, чем конкуренты. В данном случае Road 6 занимают последнее место в списке как на сухом асфальте, так и на мокрой трассе. Причина кроется прежде всего в интенсивном использовании ABS. Чередование блокировки и разблокировки колес, особенно передних, механически увеличивает тормозной путь.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Езда в дождь
• Управляемость
МИНУСЫ
• Неудовлетворительное торможение
• Время прогрева
CONTINENTAL CONTIROADATTACK 4
Оценка 8/10
Четвертое поколение шин ContiRoadAttack — это обновление, ориентированное на управляемость и сцепление на мокрой дороге. Эти шины остаются верны основным принципам немецкого производителя: отсутствие периода обкатки, эквивалент двухкомпонентного компаунда и т. д. Хотя количество типоразмеров ограничено, они включают версии GT для более тяжелых мотоциклов.
Управляемость
Шины ContiRoadAttack 4 следуют пути, проложенному их предшественниками, ContiRoadAttack 3, профиль которых был переработан с приоритетом на прогрессивность, а не на маневренность. ContiRoadAttack 4 плавно наклоняются до максимального угла, что больше подходит для туристического использования этих шин. Однако они требуют больше усилий, чем их конкуренты, при нажатии на руль. Это область, требующая улучшения для их преемников.
В дождь
В дождь эти шины чувствуют себя как дома, при условии поддержания умеренного темпа. Шины ContiRoadAttack 4 хорошо показывают себя на типичных дорожных скоростях, но на самых быстрых поворотах трассы Миреваль задняя часть автомобиля создавала ощущение нестабильности, которого мы не испытывали с шинами конкурентов. Может ли это быть связано с новой зоной слика на краях шин? Это гипотеза, заслуживающая изучения, поскольку мы никогда не ощущали подобного явления с шинами ContiRoadAttack 3.
Торможение
Шины Continental, как и Dunlop, демонстрируют стабильные характеристики. Значения, зафиксированные нашим тест-пилотом, показывают хорошую работу как на сухой, так и на мокрой поверхности, в то время как другие шины превосходно справляются с одним типом покрытия, но испытывают трудности на другом. Эти показания также отражают минимальное вмешательство ABS, обеспечивающее стабильный тормозной путь. Положительный момент, когда нужно как можно быстрее остановиться.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Стабильное торможение
• Постепенность
• Отсутствие периода обкатки
НЕДОСТАТКИ
• Сниженная маневренность
ВЕРДИКТ
После наших многочисленных испытаний мы пришли к одному выводу: ни одна из протестированных шин не является нежелательной. Конечно, между моделями остаются некоторые незначительные различия, которые проявляются либо в несколько меньшем тормозном пути на сухом или мокром асфальте, либо в рисунке протектора, влияющем на управляемость. Однако в целом эти шины обеспечат удовлетворительные характеристики. Тем не менее, мы отдали предпочтение Dunlop Roadsmart IV и Pirelli Angel GT II, которые впечатлили нас своей стабильной работой. Следует отметить, что не все эти шины универсальны. Некоторые производители разрабатывают размеры для всех типов мотоциклов, от спортивных до тяжелых туристических, в то время как другие ограничиваются минимальным набором наиболее распространенных размеров, что может привести к разочарованию.
Разочарование под названием Vredestein
Читатели регулярно просят нас протестировать шины Vredestein, начиная с их спортивно-туристической модели Centauro ST. Следует отметить, что цены, указанные на Allopneus.com, импортере из Франции, создают впечатление постоянных распродаж и выгодных предложений, при условии, что качество соответствует заявленному. Теперь это в прошлом, поскольку запасы практически полностью исчерпаны. Причина? Простая: индийская группа Apollo Tyres, владеющая голландским брендом, приостановила разработку линейки мотоциклетных шин во время кризиса, вызванного COVID-19.
КАК МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ
Трасса.
Для проведения испытаний в оптимальных условиях мы смогли использовать центр разработок Goodyear в Миревале (Эро). Производитель превратил бывшую трассу Karland в предприятие, специализирующееся на разработке шин для мотоциклов, а также легковых и коммерческих автомобилей. На этой обширной территории собираются мотоциклы, фургоны и спортивные автомобили. В ясный день, кажется, можно даже разглядеть прототипы, но тссс! Это секрет.
Обкатка.
Перед выездом на испытательный полигон необходимо обкатать шины. Этот процесс включает в себя прохождение двух кругов по скоростной трассе (6,6 км) для удаления блестящей пленки с поверхности резины. Эта чрезвычайно скользкая пленка является остатком продукта, используемого для облегчения снятия шин во время производства. Только компания Continental утверждает, что может исключить этот этап благодаря специальной технологии.
Мотоцикл.
Для этого сравнения мы выбрали Yamaha Tracer 9, туристический мотоцикл, ценимый за свои многочисленные качества, начиная с управляемости и торможения. Кроме того, он оснащен шинами размеров, характерных для рынка (120/70ZR17 и 180/55ZR17). Примечание: все вспомогательные системы для водителя, такие как система контроля тяги, были установлены на минимальные значения, чтобы избежать искажения обратной связи от шин.
Шиномонтаж.
Чтобы безопасно кататься по бездорожью, нужно доверить свою мастерскую тому, кому вы доверяете. Поэтому мы снова обратились к Сирилу Гордичо, механику из Монпелье, для шиномонтажа — либо в его мастерской, либо у вас дома (Gordi Moto Services, +33 6 25 57 85 35). Три слова описывают его работу: скорость, надежность и конфиденциальность. Нам это очень нравится!
Сухое торможение.
Смотрим вперед, ноги крепко держат бак, руки вытянуты, чтобы удерживать мотоцикл прямо: торможение на сухом асфальте требует минимальной концентрации при выключении сцепления, а затем, секунду спустя, при резком нажатии на тормоза. Это упражнение повторяется около десяти раз для каждого колеса после установки скорости приближения на 125 км/ч на спидометре, при этом тормозной тестер измеряет расстояние между 100 и 5 км/ч. Для тех, кому интересно, это замедление эквивалентно 1g, примерно тому же, что и сила, испытываемая на американских горках.
Тест тормозов.
Влияние шин на тормозной путь хорошо изучено, поэтому мы измерили различия между различными шинами с помощью VBox Sport, устройства от Racelogic, которое использует GPS для измерения пройденного расстояния во время замедления. Результаты можно считывать в режиме реального времени, подключив устройство к планшету, помещенному в сумку на баке.
Торможение на мокрой дороге.
В отличие от комфорта сухого асфальта, испытательный полигон "Low mu*", как его называет Goodyear, представляет собой две проблемы: воду и поверхность с низким сцеплением. Поэтому выезд на этот прямой участок эквивалентен воспроизведению осенних условий езды, которые позволяют оценить уровень сцепления шин. Последовательность действий идентична торможению на сухом асфальте, за исключением скорости измерения: от 80 до 5 км/ч (с приближением к 90 км/ч). Ситуацию усугубляет то, что антиблокировочная система тормозов (ABS) мотоцикла срабатывает чаще, увеличивая тем самым тормозной путь. Напомним, что ABS в первую очередь используется для поддержания контроля над мотоциклом и предотвращения падений, а не для сокращения тормозного пути.
*Мю — двенадцатая буква греческого алфавита, символ коэффициента трения.
Давление
Шины были накачаны до рекомендованного Yamaha давления - 2,5 бар спереди и 2,9 бар сзади. Контролируемые значения после установки колес с помощью калиброванного манометра.
Управляемость
Оценка влияния шин на управляемость мотоцикла включает в себя различные упражнения. Самое очевидное — это слаломная трасса, похожая на те, которые используются в мотоспорте, и выполняется на постоянной скорости (примерно 30 км/ч). Цель состоит не в том, чтобы установить время, а в том, чтобы почувствовать усилие, необходимое на руле для наклона и последующего выравнивания мотоцикла. Второй инструмент, уникальный для Goodyear, состоит из цветных линий, образующих вытянутые восьмерки различного диаметра. Эти зоны имитируют развороты на 180 градусов — важные маневры для определения того, «падает» ли мотоцикл или остается стабильным с крутым наклоном и минимальным гироскопическим эффектом.
Испытания в дождь.
Чтобы оценить способность этих шин работать в дождь, нет ничего лучше нескольких кругов по воде. В центре Миреваль есть «мокрая» трасса, имитирующая условия, встречающиеся на дороге, залитой сильным ливнем или даже грозой. Медленные или быстрые повороты, петля с постоянной кривизной и различная глубина воды: конфигурация трассы позволяет проводить различные испытания. Мы начали с заезда на скорости, соответствующей скорости движения по дороге, чтобы оценить общее поведение шин. Затем мы попытались вызвать занос заднего колеса, чтобы оценить порог и характер — плавный или резкий — потери сцепления. Эта трасса также предоставляет возможность проверить сцепление (полный газ на второй передаче) и устойчивость при наклонах.
Источник: журнал Moto Magazine