Найти в Дзене
Культовая История

Ницше и демократия

Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий философ, которого часто считают одним из предшественников экзистенциализма наряду с Сёреном Кьеркегором (1813–1855). Влияние Ницше поистине колоссально и охватывает большую часть философии и литературы XX века, включая экзистенциализм (Кафка, Сартр, Камю), феноменологию (Гуссерль, Хайдеггер, Мерло-Понти), постструктурализм (Делёз, Фуко) и деконструкцию (Деррида). Даже там, где Ницше не выступает как очевидный источник влияния, он всё равно ощущается как решающий фактор в развитии и истории философии; его присутствие и воздействие считаются почти повсеместными. Поэтому Ницше безусловно является значимой силой как в истории философии, так и в современной философской мысли. Независимо от того, принимаем мы его критику религии — особенно христианства — или нет, последующие религиозные философы, такие как Пауль Тиллих и Мартин Бубер, испытали на себе его влияние. Его философские прозрения и вклад выходят далеко за пределы своего времени, преодолевая гран
Оглавление
Фотография Ницше, сделанная Густавом-Адольфом Шульце, 1882 год
Фотография Ницше, сделанная Густавом-Адольфом Шульце, 1882 год

Введение

Фридрих Ницше (1844–1900) — немецкий философ, которого часто считают одним из предшественников экзистенциализма наряду с Сёреном Кьеркегором (1813–1855). Влияние Ницше поистине колоссально и охватывает большую часть философии и литературы XX века, включая экзистенциализм (Кафка, Сартр, Камю), феноменологию (Гуссерль, Хайдеггер, Мерло-Понти), постструктурализм (Делёз, Фуко) и деконструкцию (Деррида).

Даже там, где Ницше не выступает как очевидный источник влияния, он всё равно ощущается как решающий фактор в развитии и истории философии; его присутствие и воздействие считаются почти повсеместными. Поэтому Ницше безусловно является значимой силой как в истории философии, так и в современной философской мысли. Независимо от того, принимаем мы его критику религии — особенно христианства — или нет, последующие религиозные философы, такие как Пауль Тиллих и Мартин Бубер, испытали на себе его влияние. Его философские прозрения и вклад выходят далеко за пределы своего времени, преодолевая границы эпох и мест.

Ницше и нацисты

Несколько странно, что имя Ницше часто связывают с нацистской партией. Его сестра, Элизабет Фёрстер-Ницше, печально известна тем, что отредактировала его записи и опубликовала их под названием Воля к власти, стремясь оправдать антисемитизм и фашизм, хотя существует версия, что она также пыталась защитить философское наследие брата. Позднее сами нацисты пытались присвоить труды Ницше, используя его резкую и внешне воинственную философию для оправдания собственной политической программы.

Однако Ницше неоднократно ясно высказывался против антисемитизма. В одном из писем Францу Овербеку от 29 марта 1883 года он писал:

«Мне, возможно, суждено прослыть антисемитом, тогда как все мои инстинкты направлены против этого, и я не имею никаких дел с этой антисемитской канальей».

(
Переписка, 587)

Готовность Ницше высмеивать сострадание и эгалитаризм, а также его защита жестокости сделали возможным — или, скорее, удобным — его искажение в пользу воинственных установок, обычно ассоциируемых с фашизмом. Сам фашизм возник лишь в XX веке, и возможно, Ницше недооценил вероятность появления подобной системы.

Ницше и политическая теория

Что касается отношения Ницше к демократии, то с самого начала кажется, что он не позиционирует себя ни как сторонник, ни как защитник демократии или демократических идеалов. При этом он и не представляет себя как политического философа. За исключением отдельных полемических выпадов против демократии, он обычно избегает прямого обсуждения политики. Всё более очевидно, что Ницше сосредоточен на формировании сильных личностей: эффективных лидеров (не обязательно политических), бесстрашных экспериментаторов, разрушителей общепринятых ценностей.

Ницше и греки

У Ницше особое отношение к древним грекам: он высоко ценил досократиков и значительно менее благосклонно относился к Сократу и Платону.

Как известно, Сократ был приговорён афинским государством к смерти за нечестие и развращение молодёжи. Платон не является философом демократии в строгом смысле слова, хотя Государство посвящено размышлениям об идеальной форме правления. Аристотель же в Политике (книги III и IV) относил демократию ко второй худшей форме правления после тирании. В его понимании демократия приводит к тому, что позже Алексис де Токвиль назовёт «тиранией большинства».

В Государстве Сократ не отстаивает явно демократическую модель, однако и не предлагает мрачную или сектантскую концепцию управления. В некотором смысле платоновский полис можно считать республикой или «представительной демократией», поскольку правители стремятся выражать наилучшие интересы граждан. Философы-цари выбираются потому, что они наиболее пригодны к правлению, но одновременно глубоко недоверчивы к самой природе власти, считая её отталкивающей.

Это резко контрастирует с современной политикой, где популистские демагоги, жаждущие власти, говорят массам то, что те хотят услышать, не заботясь о реальных интересах общества.

Воля к власти

Центральным понятием философии Ницше — если вообще можно говорить о «системе» — является воля к власти. Это не столько политический или социальный принцип, сколько биологический и психологический импульс, определяющий все аспекты человеческой реальности:

«Физиологам следовало бы подумать, прежде чем ставить инстинкт самосохранения в ранг основного инстинкта органического существа. Живое существо прежде всего стремится разрядить свою силу — сама жизнь есть воля к власти; самосохранение лишь одно из её косвенных и наиболее частых следствий».

(
По ту сторону добра и зла, §13)

Ницше также утверждает, что каждая философия — это, по сути, исповедь её автора:

«Постепенно мне стало ясно, чем была всякая великая философия до сих пор: личным признанием её автора и своего рода невольными и бессознательными мемуарами».

(
По ту сторону добра и зла, §6)

Идеологии, таким образом, становятся подозрительными, поскольку выражают волю к власти своих создателей.

Ницше и государство

Ницше часто высмеивает демократические ценности — равенство, сострадание, усреднённость — связывая их с посредственностью. Но это не означает, что он предлагает конкретную альтернативную форму правления. Его философия в первую очередь обращена к художникам, мыслителям и творцам, а не к политикам. Он утверждает индивидуалистские ценности и считает творческую и философскую силу более высокой формой человечности, чем «стадо».

«Так говорил Заратустра»: о старых и новых скрижалях

Критика демократии у Ницше связана с идеей благородства и достоинства. В Так говорил Заратустра он вводит понятие сверхчеловека (Übermensch), подчёркивая необходимость преодоления человека как такового.

Заратустра говорит о самопреодолении, ответственности за собственное будущее и отказе от дармовых благ. Благородная душа не хочет ничего получать бесплатно, особенно жизнь.

Самопреодоление

Цель философствования для Ницше — не победа той или иной политической системы, а развитие личности через самопреодоление. Это способность пересматривать собственные ценности, мотивы и предрассудки — добродетель творцов и мыслителей.

Влияние Ницше на экзистенциализм

Ницше оказал мощное влияние на экзистенциализм, особенно на Сартра, де Бовуар и Камю. Хотя они по-разному относились к коммунизму и политике, их философия сохраняла близость к ценностям свободы и ответственности.

Влияние Ницше на постструктурализм

Постструктурализм развивал идеи структурализма, связывая лингвистику и социологию с эпистемологией, этикой и метафизикой. Делёз и Фуко, каждый по-своему, восприняли ницшеанскую критику власти, истины и субъективности, распространив её на анализ культуры и знания.

Заключение

Труды Ницше объединяет стремление помочь индивиду обрести самопознание, самоприсвоение и самопреодоление — иначе говоря, реализовать волю к власти. Политика для него — дело вторичное и банальное по сравнению с задачей формирования сильной личности. Хотя Ницше часто связывают с фашизмом, его критика «стадных инстинктов» в равной степени применима и к фашистским режимам. Он последовательно выступал против антисемитизма и, вероятно, не заслуживает той степени ответственности за катастрофы XX века, которую ему часто приписывают.