Парадокс российского экономического чуда образца 2025 года становится все более гротескным: пока макроэкономические отчеты излучают казенный оптимизм, микроэкономическая реальность домохозяйств стремительно сереет. Согласно свежим данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), к концу ноября доля граждан, констатирующих ухудшение своего материального положения, достигла 25%. Это, к слову, максимум с памятного 2022 года. Диссонанс между бодрыми рапортами о росте ВВП и настроениями тех, кто этот ВВП якобы потребляет, стал максимально наглядной.
Ситуация развивается по классической спирали социального пессимизма. Всего за пару осенних месяцев лагерь «пострадавших» прирос на 5 процентных пунктов, и теперь пессимистов ровно втрое больше, чем тех счастливчиков (8%), кто осмелился заявить об улучшении финансов.
Надо полагать, эти 8% обитают где-то в стратосфере оборонзаказа или банковского топ-менеджмента, ибо на "земле" царит уныние. Доля ожидающих худшего достигла максимума за девять лет — весьма показательный результат для экономики, которая, если верить официальным лицам, адаптировалась ко всему на свете.
Разумеется, Росстат живет в своей отдельной, математически выверенной вселенной. Там зарплаты растут на 13,1%, а реальные располагаемые доходы пухнут на 9,2%. Однако граждане, похоже, посещают другие магазины и получают другие зарплаты.
Сентябрьский опрос ФОМ (проведенный, по иронии, для ЦБ) вскрыл неудобную правду: 41% респондентов заявили, что их доходы не росли вовсе, пока цены брали все новые высоты, а еще 38% отметили отставание зарплат от ценников. Итого почти 80% населения фактически опровергают правительственную статистику собственным кошельком.
Инфляционные ожидания, этот самый чуткий барометр общественного страха, в декабре подскочили до 13,7%. Люди не верят в официальные 0,42% месячной инфляции, о которых рапортует Росстат. Они видят ценники и голосуют рублем, точнее — отказом от трат.
По данным ВЭБа, реальные потребительские расходы с июля колеблются около нуля, а к середине декабря и вовсе ушли в минус на 0,9% год к году. «Зарплатный бум», о котором так долго твердили большевики от экономики, оказался миражом для большинства занятых в частном секторе. Малый бизнес, лишенный бюджетной подпитки, просто не тянет гонку зарплат: согласно опросу «Опоры России», 21% предпринимателей вовсе не индексировали оклады, а значимый рост обеспечила лишь треть компаний.
Поведение потребителей стало, мягко говоря, нервозным. Центробанк, сохраняющий остатки трезвости в оценках, фиксирует сдвиг спроса в сторону дешевого ассортимента и тотальную охоту за скидками. Но самый тревожный сигнал подала банковская система.
Впервые с 2022 года (если не считать сезонных январских провалов) в ноябре зафиксирован отток средств с рублевых счетов населения. Остатки на текущих счетах похудели на 202 млрд рублей. Конечно, часть перетекла на срочные вклады, но общая динамика недвусмысленна: кубышки начали распаковывать не от хорошей жизни, а для уплаты налогов и латания дыр в текущем потреблении.
Иллюзия процветания, построенная на бюджетных вливаниях, начинает развеиваться. Когда четверть населения прямо заявляет об обнищании, а ожидания будущего мрачнее, чем в разгар прошлых кризисов, государственная статистика превращается в род литературы фэнтези. Граждане, судя по всему, перешли в режим глухой обороны, окончательно перестав верить в то, что завтра будет лучше или хотя бы чуть сытнее, чем вчера.
___________
Поддержать канал донатом через СБП