На днях мне на глаза попался крайне любопытный и, я бы даже сказал, знаковый материал - расшифровка беседы журналистов с топ-менеджментом «АвтоВАЗа». Тема, которая поднималась в этом разговоре, является, пожалуй, самой болезненной и обсуждаемой в наших гаражных кооперативах и на кухнях уже не первое десятилетие. Речь идет о судьбе легендарной, непотопляемой и вечной LADA Niva Legend.
Только вдумайтесь в эти цифры: в этом году автомобилю исполнилось 48 лет. Почти полвека на конвейере! За это время в мире сменились эпохи, рухнули империи, перекроились карты, телефоны лишились проводов и кнопок, а автомобили научились ездить без водителей. А в Тольятти, словно в капсуле времени, продолжают варить кузов, нарисованный в начале семидесятых, и ставить детали, разработанные еще при Брежневе.
Многие из нас задаются справедливым вопросом: доколе? Почему завод с упорством, достойным лучшего применения, продолжает выпускать этот артефакт, вместо того чтобы создать современную, безопасную и комфортную замену? Ответ оказался прост, циничен и безупречен с точки зрения бизнеса.
Советское наследие: как временное решение для села стало вечным
Чтобы понять феномен «Нивы», нужно отмотать пленку истории назад, в далекий 1970 год. Именно тогда председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин поставил перед вазовцами жесткую, но амбициозную задачу.
Роман с итальянским концерном Fiat подходил к концу - контракт по запуску «копейки» был выполнен, и итальянцы паковали чемоданы. Стране нужно было срочно показать, что советская инженерная школа способна создавать шедевры самостоятельно, без западных суфлеров. Косыгин был прагматиком до мозга костей. На одной из встреч он сказал фразу, ставшую судьбоносной: «Горожанам мы дали современный автомобиль - "Жигули". А наши сельчане остались ни с чем, они обделены».
Стране, где асфальт заканчивался сразу за границей городов, нужна была машина для председателей колхозов, агрономов, ветеринаров и простых жителей глубинки. Она должна была быть комфортной, как легковая машина (чтобы не трясло, как в УАЗе), но при этом обладать проходимостью трактора. Инженеры ВАЗа совершили настоящее чудо. Используя агрегаты обычных «Жигулей», они в кратчайшие сроки создали первый в мире массовый внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом.
Уже в 1972 году поехали первые ходовые прототипы, а в 1977 году началось серийное производство. Тогда это была революция. Весь мир аплодировал. Но проблема в том, что то, что было прорывом 50 лет назад, сегодня превратилось в опасный анахронизм. Мы по-прежнему ездим на машине, созданной по технологиям эпохи застоя, где эргономика рассчитана на человека, готового терпеть любые лишения ради того, чтобы просто проехать по грязи.
Запаска-убийца: почему безопасность «Нивы» застряла в прошлом
Отдельный и очень важный блок в изученном мною материале посвящен безопасности, а точнее - полному её отсутствию по современным меркам. Стоит заметить замечает: «Нива» - это, возможно, единственный автомобиль в мире, выпускаемый серийно в 2025 году, у которого полноразмерное запасное колесо лежит в моторном отсеке, прямо под капотом.
В 70-е годы это казалось гениальным компоновочным решением. Багажник у машины крошечный, вешать колесо на заднюю дверь тогда не решились (петли были слабые), а под днищем места не было из-за неразрезного моста, раздатки и глушителя. Инженеры просто кинули его к мотору. «И так сойдет», - подумали они.
Но современные краш-тесты и печальная статистика реальных аварий говорят об обратном. Это не просто колесо - это снаряд. При серьезном лобовом столкновении этот тяжелый штампованный диск с резиной не сминается, гася энергию удара, как это делают современные зоны деформации. Наоборот, он работает как жесткий таран.
При ударе колесо срывается с креплений и летит назад, в сторону салона. Оно ломает моторный щит, смещает рулевую колонку и педальный узел прямо навстречу водителю. Риск получить тяжелейшие травмы грудной клетки и ног в «Ниве» кратно выше, чем в любой современной машине. Весь цивилизованный автопром отказался от такой схемы компоновки еще полвека назад. Но на «АвтоВАЗе» время замерло. Перенести запаску некуда - для этого нужно полностью перекраивать силовой каркас кузова, что равносильно созданию новой машины. А значит, завод продолжает выпускать автомобиль, который потенциально опасен для своих владельцев даже в городских ДТП средней тяжести.
Иллюзия обновления: почему даже Niva Sport не спасет ситуацию
Конечно, нельзя сказать, что завод ничего не делает. Маркетологи и инженеры пытаются навести марафет на «старушку», чтобы хоть как-то оправдать рост цен.
Инженеры дочернего предприятия LADA Sport действительно проделали титаническую работу, пытаясь научить ветерана ездить быстро:
- Мотор: Наконец-то под капот впихнули 16-клапанный двигатель. Это то, о чем мечтали нивоводы 30 лет. Мощность выросла, появилась какая-то динамика.
- Тормоза: Сзади появились дисковые тормоза вместо архаичных барабанов, которые плохо тормозили и вечно закисали.
- Подвеска: Перетряхнули ходовую, усилили мост, поставили другие амортизаторы.
Но стал ли автомобиль от этого современным? Конечно же, нет. Глобально мы получили «сырой» продукт по цене, которая вызывает нервный смех. Установка более мощного мотора в кузов полувековой давности не решает главных родовых проклятий модели:
- Чудовищный вой раздаточной коробки и трансмиссии, который глушит разговор в салоне на скорости 90 км/ч.
- Тесный салон, где рослому водителю некуда деть ноги, а рычаг КПП находится где-то в соседнем часовом поясе.
- Полное отсутствие пассивной безопасности (подушек мало, кузов мягкий).
Это тюнинг, а не новая модель. И продажи этой версии подтверждают: люди не готовы платить две-три цены обычной «Нивы» за старую машину, пусть и с красивым шильдиком Sport и красной строчкой в салоне.
«Автомобиль - не коньяк»: обезоруживающе честный ответ руководства
И вот мы подходим к кульминации этого расследования. Почему же её не снимают? Почему не отправят на покой? Директор по продуктам и программам «АвтоВАЗа» Олег Груненков в своем интервью дал ответ, который можно заносить в учебники по циничному бизнесу.
Он процитировал легендарного конструктора «Нивы» Петра Михайловича Прусова: «Автомобиль - не коньяк, с годами лучше не становится».
Казалось бы, завод официально признает: да, мы понимаем, что машина устарела. Она не становится лучше, она ветшает морально. Но следом Груненков озвучил железную логику, против которой не попрешь.
«У Niva Legend настолько высокая популярность, что АвтоВАЗ не планирует снимать её с производства. Зачем снимать автомобиль, если есть потенциал продаж? Если есть спрос, не надо его уменьшать».
Перевожу с корпоративного языка на русский: пока мы с вами несем деньги в кассу, покупая «Ниву» за миллион с лишним рублей, её будут выпускать. Заводу абсолютно невыгодно вкладывать миллиарды долларов в разработку новой платформы (которой у нас сейчас физически нет), строить новый конвейер, проводить испытания, если старый, давно окупившийся конвейер приносит стабильную, жирную прибыль. «Пипл хавает» - грубо, но это факт. Зачем что-то менять, если очередь на покупку стоит на месяцы вперед?
Вердикт: безальтернативная реальность на десятилетия
С классической ВАЗ-2121 (она же Legend) мы останемся на долгие-долгие десятилетия. Её не заменят, не обновят кардинально и не спишут в утиль. Она будет сходить с конвейера до тех пор, пока её покупают.
А покупать её будут. Не потому что она хорошая, а потому что альтернативы просто нет. Китайцы не делают дешевых, железных, честных внедорожников за миллион рублей. УАЗ - это уже другая весовая категория и другие расходы на топливо. Мы оказались в замкнутом круге: мы ругаем «Ниву» за архаичность, за запаску под капотом, за вой раздатки, но когда нам нужно ехать в лес или на дачу по раскисшей колее, мы идем и покупаем её. Потому что больше нечего. И руководство завода это прекрасно понимает, выжимая из советского наследия последние соки.
А вы как считаете: нужно ли волевым решением запретить выпуск устаревшей машины ради безопасности граждан, или «Нива» должна жить, пока на неё есть хоть какой-то спрос? Жду ваши мнения и споры в комментариях!