Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Основные мотивы в фильмах 2025 года (по моему мнению)

Я пробежалась по списку уже просмотренных фильмов 2025 года, и на фоне имеющихся данных мне открылось, что подавляющее количество действующих лиц очень одиноки и/или пытаются сбежать от реальности тем или иным способом, а также фильмы показывают уязвимость мужчин и превосходство над ними женщин (та же “Балерина”, где произошла замена Джона Уика на Еву Макарро). Решила развить тему пошире и поделиться ею с читателями. В списке у меня 58 фильмов, причем в основном истории раскручиваются вокруг мужчин, и одиночество показывается больше с философской точки зрения, именно как осознание того, что никто не сможет разделить это состояние, понять его и принять. Это даже и не нужно, потому что одиночество в фильмах этого года словно утверждает, что человек приходит в мир один и уходит так же. Все же стоит отметить, действующие лица в этих фильмах по большей части окружены людьми, но всех разделяют собственные призраки и боли, им всем трудно договориться; остается только принять то, что есть. Как

Я пробежалась по списку уже просмотренных фильмов 2025 года, и на фоне имеющихся данных мне открылось, что подавляющее количество действующих лиц очень одиноки и/или пытаются сбежать от реальности тем или иным способом, а также фильмы показывают уязвимость мужчин и превосходство над ними женщин (та же “Балерина”, где произошла замена Джона Уика на Еву Макарро).

Решила развить тему пошире и поделиться ею с читателями.

коллаж автора
коллаж автора

В списке у меня 58 фильмов, причем в основном истории раскручиваются вокруг мужчин, и одиночество показывается больше с философской точки зрения, именно как осознание того, что никто не сможет разделить это состояние, понять его и принять. Это даже и не нужно, потому что одиночество в фильмах этого года словно утверждает, что человек приходит в мир один и уходит так же.

Все же стоит отметить, действующие лица в этих фильмах по большей части окружены людьми, но всех разделяют собственные призраки и боли, им всем трудно договориться; остается только принять то, что есть.

Как минимум в фильмах о творческих/публичных личностях, например:

коллаж автора
коллаж автора
  • “Сентиментальная ценность” – режиссер Густав Борг (в исполнении Стеллана Скарсгарда) умеет ‘говорить’ только своими фильмами, ему сложно выражать чувства привычно – словами и подарками; от этого его дочери чувствуют себя одинокими;
  • “Голубая луна” – поэт-песенник Лоренц Харт (в исполнении Итана Хоука) живет своим творчеством; более того, он ‘другой’, что делает его еще более одиноким. Плюс ко всему его предает его давний коллега-соавтор, что подрывает жизненные силы Харта;
  • “Джей Келли” – актер Джей Келли (в исполнении Джорджа Клуни) слился со своими экранными образами, абсолютно отдалился и от простых людей, и от своих дочерей, которые привыкли жить так, словно у них нет отца, хотя он и есть;
  • F1 – несостоявшийся гонщик Сонни Хейс (в исполнении Брэда Питта) представляет собой типичного одиночку. У него скверный характер и полное отсутствие играть в команде.

Изучая список, я подумала, что преобладающая тема не такая уж и странная. Если опираться на то, что уязвимых мужчин-героев/персонажей больше, то в этом проявляется тенденция на то, чтобы скорректировать картину – прочь токсичная маскулинность, мужчины тоже умеют плакать, имеют право скорбеть и тоже уязвимы, как и женщины.

коллаж автора
коллаж автора

Например:

  • в “Сущности” – герой Бенедикта Камбербэтча учится жить без жены, с трудом принимая ее внезапную кончину;
  • в “Анемоне” – суровый солдат в исполнении Дэниела Дэй-Льюиса прячется от чувства вины в лесной глуши;
  • в “Снах поездов” лесоруб Роберт Грейниер (в исполнении Джоэля Эдгертона), в детстве потерявший опору, жил как сосна в лесу, как часть большой экосистемы; даже в браке он был одиноким, словно подсознательно сбегая на сезонные работы, потому что привязанность не была для него тем понятием, как его понимают люди, выросшие в семье;
  • в “Рукою Данте” писатель Ник Тошес (в исполнении Оскара Айзека), полностью потерявший веру в светлое и доброе, опускается на самое дно, он теряет страх и мораль, вступая в сотрудничество с бандитами;
  • в “Балладе о маленьком игроке” игрок Райли (в исполнении Колина Фаррелла) сбегает в Макао; он инициирует свою смерть, чтобы переродиться в лорда Дойла, но прошлое его все же настигает;
  • и даже “Сират”, в котором смерть идет по пятам действующих лиц, а главный герой словно потакает ей и подставляется под удар.
коллаж автора
коллаж автора

Количество практически сравнивается: пять фильмов с переживающими мужчинами против трех с женщиной в центре внимания – “Прости, детка” Евы Виктор, в котором Агнес пытается справиться с травматичным опытом, связанным с ее профессором; “Порочный круг” Брайана Бертино, в котором Полли, однажды потерявшая веру в Бога и во что-то светлое, больше никак не может вернуться к жизни; “Отражения № 3” Кристиана Петцольда, в котором Бетти ищет способ пережить смерть дочери.

В историях, где предполагается противостояние женщины и мужчины, женщина уже намного меньше полагается на мужское плечо, она начинает больше доверять себе и рассчитывать на свои силы.

коллаж автора
коллаж автора

Например, романтическая драма о расчетливом мире “Материалисты” и хулиганская драмеди об инфантильных взрослых “Нескромные”, также драма “Умри, моя любовь”, когда главная героиня понимает, что ее спасение заключается не в мужчине и что не он является основой ее счастья, потому что брак, предложенный им, не помог. Или черная комедия “Супруги Роуз” Джея Роуча, в которой герой Бенедикта Камбербэтча превращается в отчаянную домохозяйку, а Оливия Колман исполняет роль доминантной жены с пачкой купюр и, следовательно, правом ‘заказа музыки’.

Есть пример и в европейском кино – в биографической драме “Женщина в очереди” Андреа Морелло (в исполнении Наталии Орейро) выступает против судебной власти Аргентины, а в борьбе становится опорой для одного из заключенных. Это если совсем сжато.

Я еще думала, стоит ли упоминать боди-хоррор “Одно целое” Майкла Шенкса, и решила, что да. И Тим, и Милли не были довольны собой как личностями, следовательно, их брак привел к одиночеству вдвоем, что еще хуже, чем одиночество в истинном смысле, и, согласно сюжету, они прибегли к безумному решению о полном слиянии. Этот фильм получился иллюстрацией похорон личности – они решили не сражаться за себя как личностей и выбрали способ побега от ответственности, то есть слились в одно целое. [Сюжет фильма искажает миф о двух половинках, потому данную трактовку я даю на основе имеющегося сценария].

Забавно, но в первой половине года вышли в общей сложности три фильма от Marvel и DC (“Супермен”, “Фантастическая Четверка: Первые шаги” и “Громовержцы”), объединенные общим трендом на очеловечивание супергероев. Это я воспринимаю как низвержение нереальных способностей и восстановление в правах силы человека – опять же приземление, мы не должны пребывать в фантазиях.

Второй причиной такой грустной тематической волны является, по моему мнению, общая мировая ситуация, когда пандемия – аномальное затишье – сменилась потрясением, творческое сознание откликнулось таким образом, выдало истории подобного плана. Например, Ари Астер в своей абсурдной сатире “Эддингтон” (Eddington) доходчиво иллюстрирует, до чего доводит изоляция.