Найти в Дзене
Культура Москвы

Интервью с Сергеем Кузнецовым: пять вопросов главному архитектору Москвы

Двенадцать архитектурных бюро представили свои проекты на выставке «Смена ритма», которая проходит в рамках фестиваля «Архитектура для людей» под кураторством бюро Megabudka и посвящена в этом году жизни на высоких скоростях — тому, как остановиться в мире, всё время подгоняющем бежать вперёд.
На третьем этаже «Музея Москвы» посетителям предлагают снять обувь, пройтись босиком по разнообразным павильонам и поразмышлять: как на самом деле выглядит «успешный успех»? Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, создатель и идеолог фестиваля, уверен: будущее принадлежит не тем, кто быстрее бежит, а тем, кто умеет вовремя сделать паузу. Редакция «Культура Москвы» побеседовала с Сергеем Олеговичем о том, как современная архитектура помогает нам замедлиться в ритме большого города, что на самом деле представляет из себя эффективность, и как лично он борется с эмоциональным выгоранием.
— Как мегаполис помогает жителям восполнять свои ресурсы?
— Я думаю, каждый житель большого мегаполиса

Двенадцать архитектурных бюро представили свои проекты на выставке «Смена ритма», которая проходит в рамках фестиваля «Архитектура для людей» под кураторством бюро Megabudka и посвящена в этом году жизни на высоких скоростях — тому, как остановиться в мире, всё время подгоняющем бежать вперёд.

На третьем этаже «Музея Москвы» посетителям предлагают снять обувь, пройтись босиком по разнообразным павильонам и поразмышлять: как на самом деле выглядит «успешный успех»? Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, создатель и идеолог фестиваля, уверен: будущее принадлежит не тем, кто быстрее бежит, а тем, кто умеет вовремя сделать паузу.

Редакция «Культура Москвы» побеседовала с Сергеем Олеговичем о том, как современная архитектура помогает нам замедлиться в ритме большого города, что на самом деле представляет из себя эффективность, и как лично он борется с эмоциональным выгоранием.
— Как мегаполис помогает жителям восполнять свои ресурсы?

— Я думаю, каждый житель большого мегаполиса — не только у нас, но и в мире — чувствует постоянно нарастающее давление. Мы живём в мире, где, с одной стороны, всё больше и больше технологий — вроде бы наших помощников, которые должны нам облегчить жизнь. Но, думаю, это ощущение разделит множество людей: что-то в технологиях добавляется, но и стресс, и нагрузка тоже увеличиваются.

-2
-3
-4
-5

Мы решили поговорить об этом странном, несуразном несоответствии, поразмышлять на тему замедления, смены ритма — чтобы просто остановиться и сказать: «Эй, секунду! Тут есть жизнь!». И она — не только постоянная гонка за эффективностью и новыми технологиями, чтобы ещё больше успевать и что-то делать, иначе можно всё проспать — все оставшиеся события. Поэтому тема замедления и смены ритма здесь — не конкретные проекты, которые можно перенести в город и там внедрить. Это, конечно, манифест: привлечение внимания к некой идее, к тому вопросу, о котором я говорил. И вопрос, мне кажется, существенный.

Возможно, не город и не архитектура должны реагировать на этот вызов, а люди сами должны начать иначе к нему относиться. И говорить: «Слушайте, нам даже не нужно особое место. Мы просто сделаем паузу в течение дня и ничего не будем делать». И если это есть, то здорово. Мы знаем, например, что самые продвинутые компании, добивающиеся успеха на рынке в разных отраслях, об этом думают.


— Сегодня в архитектуре — акцент на технологиях, вызывающих эмоции: что будет важным в будущем?

— Мне кажется, этот маятник гонки за достижениями, успехами и эффективностью всё равно качается из стороны в сторону. И система ценностей, отношение к вещам тоже меняется. Сейчас у людей, на мой взгляд, есть всё ещё нелепые, но живучие идеи: если ты много работаешь допоздна и без выходных, то ты очень интенсивный и эффективный. А если так не можешь — ты подхрамывающий, в лучшем случае — на одну ногу, слабачок. Правда же в том, что успех, эффективность и развитие — совсем в другом. На самом деле, чем успешнее и лучше всё развивается, тем внимательнее ты можешь рассмотреть тех, кто это делает, и увидишь, что ни в каком надрыве они не находятся. Как раз у них есть и паузы, и нормальный отпуск, и выходной, и перерывы в течение дня.

Сказать сложно, будет ли это архитектурный стиль, хотя я думаю, в архитектуре точно найдёт своё отражение. Кстати, уже находит: тема рекреации, оранжерей, зимних садов — весь парк «Зарядье» — проект, например, абсолютно про это: проект контрастный этому супермятущемуся мегаполису — такой оазис просто релакса. Я считаю, что современность, прогресс, успех, мода — все позитивные понятия — связаны, конечно, не с таким забойным, адским трудом, как в шахте во времена стахановцев, а с какими-то другими вещами. То есть мы побеждаем инновациями, интеллектом, эффективностью, весом принятых решений, а не тем, что мы можем, как машины, работать.

-6
-7
-8



— Архитектор Александр Бродский представил проект по гармонизации ландшафта. Это новый тренд в архитектуре?

— Я на открытии немножко шутил, что у нас берёзы, как в «Зарядье», хотя они такие «подрезанные». Есть реминисценции, есть пересечения. У Александра Саввича Бродского, я считаю, суперэкспозиция. Мы тут все про современность и даже немного про будущее говорим — при этом у него явная, прямая ассоциация со сталинской высоткой. Он говорит про то, что есть ценности, на которые можно обратить внимание, вроде архитектуры, созданной до нас. Но если внимательно посмотреть, то это архитектура будущего.

Потому что мир настолько ускоряется и создаёт столько новых сущностей, что ему приходится, условно говоря, их быстро перемалывать. Просто не хватает места. Ты что-то построил — должен это снести, построить другое. И сегодня нельзя быть уверенным: то, что мы делаем и строим, — это реальная архитектура будущего, просто потому что она до будущего может не достоять. Её могут заменить в таком же темпе на другое. А какие-то уже признанные вещи, которые сделаны до нас, они с большой долей вероятности достоят.

Делаем ли мы сегодня архитектуру будущего, что из этого будет признано ценным и простоит долго — для меня вопрос открытый. Дай бог, что-то будет признано — точно не всё.

— Что важно знать о выставке в рамках фестиваля «Архитектура для людей»?

Во-первых, спасибо Музею Москвы, который нас принял. Музей Москвы все знают, где находится. Прекрасное, огромное, наше любимое пространство. Всех сюда приглашаю: выставка бесплатная, будет идти месяц. Здесь абсолютно топовые звёзды архитектуры, искусства и не только топовые, но и восходящие, прошедшие конкурсный отбор. Все они у нас собраны: 12 класснейших проектов — все очень разные, осмысленные, вдумчивые, такие философские, поэтому точно не пожалеете.

Я вот сижу в носках и обращаю внимание, что мы здесь ходим босиком — это часть концепции. Можно взять из дома носки или тапки: идея перезагрузки и замедления для нас важна, и часть выставки подразумевает, что мы здесь разуемся. Об этом надо помнить.

-9
-10
-11



— Как вы справляетесь с эмоциональным выгоранием?

— Я верю в то, что «лучший отдых — это смена деятельности…» (И. М. Сеченов. — Прим. ред.) Для меня абсолютная тема многих-многих лет. Ещё со школьного возраста я подметил, что активно занимался и спортом, и творчеством параллельно. При том, что в моей творческой тусовке практически не было спортсменов, а в спортивной — людей, которые занимались бы творчеством. Но я заметил, что для меня это взаимоподдерживающие вещи: спорт помогает в творчестве, а творчество — в спорте.

С тех пор сущностей стало больше. Я играю в шахматы, читаю книги, правда, я всегда читал, учу иностранные языки — стараюсь каждый раз новые. То есть нахожу разнообразные занятия, которые практикую именно для того, чтобы отключиться от остального и подключиться к чему-то конкретному. Ты реально отдыхаешь от другой вещи, когда ты не просто пытаешься от неё отвлечься — закрыл глаза и думаешь: «Так, сейчас я забуду». По моему опыту, надо включиться во что-то. Именно включение в другое позволяет тебе отключиться от предыдущего. И мне кажется, это очень поддерживает. Всегда всем советую.