Найти в Дзене
В Движении

15 прототипов SAAB: как шведы 60 лет делали машины будущего, но мир их не понял

Шведская авиастроительная корпорация Svenska Aeroplan Aktiebolag родилась в конце 1930-х, а после войны авиаторы решили заняться автомобилями. Группа из 16 сотрудников, у многих без водительских прав, приступила к проекту 92, и летом 1947 г. представили первый прототип. Ursaab Прототип Ursaab ("первоначальный" по-шведски) получил аэродинамичный дизайн с коэффициентом лобового сопротивления 0,32 - вдвое лучше конкурентов. 2-тактный 2-цилиндровый DKW на 692 куб. см развивал всего 18 л.с., но при 800 кг разгонял до 100 км/ч. Наработки использовали в серийном SAAB 92 (1949 г.) с форсированным мотором на 764 куб. см и 25 л.с., а первые машины красили в зелёный, потому что осталась авиационная краска военных времён. Sonett В 1955 г. начали проект 94 с бюджетом 75.000 крон, и в марте 1956 г. представили родстер Sonett с алюминиевым кузовом весом 70 кг. При массе полтонны 3-цилиндровый мотор на 748 куб. см и 57 л.с. разгонял до 160 км/ч, но изменения в гоночных регламентах к 1958 г. убили прое

Шведская авиастроительная корпорация Svenska Aeroplan Aktiebolag родилась в конце 1930-х, а после войны авиаторы решили заняться автомобилями. Группа из 16 сотрудников, у многих без водительских прав, приступила к проекту 92, и летом 1947 г. представили первый прототип.

Ursaab

Прототип Ursaab ("первоначальный" по-шведски) получил аэродинамичный дизайн с коэффициентом лобового сопротивления 0,32 - вдвое лучше конкурентов. 2-тактный 2-цилиндровый DKW на 692 куб. см развивал всего 18 л.с., но при 800 кг разгонял до 100 км/ч.

-2

Наработки использовали в серийном SAAB 92 (1949 г.) с форсированным мотором на 764 куб. см и 25 л.с., а первые машины красили в зелёный, потому что осталась авиационная краска военных времён.

-3

Sonett

В 1955 г. начали проект 94 с бюджетом 75.000 крон, и в марте 1956 г. представили родстер Sonett с алюминиевым кузовом весом 70 кг. При массе полтонны 3-цилиндровый мотор на 748 куб. см и 57 л.с. разгонял до 160 км/ч, но изменения в гоночных регламентах к 1958 г. убили проект. Построили шесть экземпляров, и все дожили до наших дней.

-4

Монстр с двумя моторами

В 1959 г. представили "Монстр" на базе SAAB 93: в моторный отсек вставили два 3-цилиндровых двигателя по 748 куб. см, получив мощность 138 л.с. Машина разогналась до 200 км/ч, но из-за веса на передней оси стала неуправляемой, и проект закрыли.

-5
-6

Спорткары для Америки

К началу 1960-х в США насчитывалось 160 дилеров SAAB, и они требовали спорткар для конкуренции с MG и Triumph. Дизайнер Sixten Sason создал два прототипа: "Catherina" (1965 г.) получила съёмную крышу с задними стойками как каркасом безопасности - новая концепция для индустрии. SAAB не реализовал идею, зато Porsche выпустил 911 Targa в 1966 г.

-7

Второй прототип MFI13 оказался проще в производстве, и в 1966 г. его запустили как Sonett II с характеристиками 60 л.с., 150 км/ч и разгоном за 12,5 сек.

-8

SAAB 99 и эксперименты

В середине 1960-х построили четыре прототипа "Paddan" ("жаба") для тестов узлов новой машины, а в 1967 г. представили SAAB 99 - выход в компактный бизнес-класс.

-9

В 1974 г. построили прототип SAAB 98 (смесь хэтчбека с универсалом), в начале 1980-х голландский дилер создал прототип универсала 900 Safari, но SAAB отказался от обоих. От Safari выжили два экземпляра.

-10

Viking и EV-1

В 1982 г. итальянское ателье Fissore представило концепт Viking - клиновидное купе на базе 900 Turbo, хотя о серии речи не шло.

-11
-12

В 1986 г. SAAB показал в Женеве концепт EV-1 с форсированным до 285 л.с. 2-литровым мотором, разгонявшим до 100 км/ч быстрее 6 сек. и достигавшим максимума 270 км/ч, как у Ferrari Testarossa.

Дизайн включал панорамное остекление, двери с углеродным волокном и кевларовые бамперы, а в стеклянную крышу встроили 66 солнечных элементов для вентилятора охлаждения. В серию не пошёл, но технологии использовали в других моделях.

-13
-14

Купе 9000 и Прометей

В 1984 г. вывели модель 9000, а в 1989 г. наняли Pietro Camardella (автор Ferrari F40) для эскизов 2-дверной версии. Шведам не понравилось, и хотя American Sunroof Company самостоятельно сделала 2-дверную версию, SAAB не решился на производство.

-15

После прихода General Motors компания участвовала в программе "Прометей" по безопасности: в 1993 г. создали прототип Prometheus с джойстиком вместо руля, где малейшее движение руки вызывало резкий поворот. Проект доказал, что не все авиационные решения применимы на дорогах.

-16
-17

Последние концепты

В 1990-х убытки превысили $1 млрд, но с 2000-х футуристичные концепты посыпались один за другим. В 2001 г. показали 9-X - трансформер с признаками купе, родстера, универсала и пикапа, с V6 на 300 л.с. В 2002 г. представили концепт 9-3X купе-кроссовера, обещали серию к 2005 г., но выпустили обычную вариацию GM SUV.

-18

В 2003 г. концепт 9-3 Sportcombi превратился в серийную модель - редкий успех, а в 2006 г. показали Aero-X с фонарём кабины и 180-градусным обзором без передних стоек. Углепластиковый кузов, 400 л.с., но непригодно для серии.

-19

Агония и финал

В 2008 г. умирающая компания представила три концепта: кроссовер 9-4X BioPower, хэтчбек 9-X BioHybrid и кабриолет 9-X Air, хотя только 9-4X запустили в серию с февраля 2010 г. по ноябрь 2011 г., не дотянув до 1.000 экземпляров.

-20

Долги достигли $2 млрд при активах $0,5 млрд, а за 19 лет владения GM прибыль зафиксировали лишь раз - в 1994 г., $77 млн. В 2011 г. новый владелец Spyker Cars показал концепт PhoeniX с гибридной установкой, но SAAB обанкротился окончательно в том же году.

-21

Шведско-китайская NEVS пыталась возродить бренд, но безуспешно, и с 2025 г. права принадлежат аэрокосмической группе SAAB, отказывающей в лицензиях автопроизводителям.