В последние дни участились сообщения о морозах: сегодня Владимирович написал, что у них -25 градусов, даже во всегда сыром и дождливом Черняховске было -10, ну и у нас в Киргизии установилась морозная погода. А уж в Якутии и вовсе -56(!!!!!!!!) Зима берет свое. И мне тут вспомнилась морозная зима в 1978-79 годах.
Представьте меня(да и не только меня одного) призванного в Подмосковье из славного Учкудука, где летняя температура за +40 это не аномалия, а самое обычное дело и где с марта по ноябрь может не упасть с неба не одной капли в виде дождя. Правда зимой могут быть морозы и в -20, но это скорее редкость, к большому счастью, а то при тамошних ветрах, это довольно сурово.
И вот я оказался в Подмосковье, где дождь может идти не только часами, а сутками и даже несколько дней кряду. Но за то столько зелени вокруг и не жарко. Правда должен сказать, что лето 1979 года было довольно жарким, температура доходила до +30 и при той влажности я, лично, ходил весь мокрый с языком на плече. Но вернемся к зиме.
О том, что декабрь 78-го и начало января 79-го было аномальным я узнал лишь по разговорам и новостям по ТВ, откуда мне было знать, что -40 это не совсем обычно для этих мест. А холодно было и вправду, мы стали ночью укрываться еще и шинелями вдобавок к синим т.н. верблюжьим одеялам. А это значит, что наша котельная справилась с таким морозом.
Единственным пострадавшим в те дни был наш киномеханик Заяц. Заяц это фамилия, хороший был работник штаба связанный с клубом и показом фильмов, часто показывал самый новые фильмы, только вышедшие в прокат
В эти морозные дни он должен был принести почту, которую обычно носил каптер Ковальчук. Перед кем он там форсил, не знаю, но он ходил по городу в ушанке с поднятыми "ушами", извините за тавтологию. Кто-то из прохожих указал ему на побелевшие уши и, в принципе, он отделался легким испугом - небольшим обморожением. Без всяких последствий.
Если мы, основная масса роты, находилась на своих теплых рабочих местах, то было несколько человек вынужденных, в столь лютый мороз, вышагивать целый день по плацу. Человек 5 старослужащих были замечены за употреблением горячительных жидкостей, чье применение не регламентировано Уставом. Они в эти дни сидели в промерзшей насквозь гауптвахте.
По словам караульных внешние стены гауптвахты изнутри были покрыты слоем льда. Ровно через год я посетил это место, там по стене проходила труба отопления диаметром 50 мм., наполовину скрытая в штукатурке. И хоть топили в караульном помещении печь докрасна, обогреть камеру такая труба не могла. А топили здорово, я раз задремав коснулся щекой этой трубы, как итог волдырь от ожога.
И вот эти сидельцы целыми днями вышагивали строевым. Каждый час менялся сержант, для этого даже договорились с соседней роты и привлекли их сержантов, а эти без всякой смены с утра и до ужина. Отшагав 50 минут они 10 минут грелись в помещении для умывани и снова на плац. Выглядели они ужасно, я тогда единственный раз увидел кирзовые сапоги покрытые слоем инея...
Тогда мне показалось, что наказание слишком суровое, но сейчас, прикинув, подумал, а не спас ли их командир полка от замерзания. Наказать их он был обязан, но сутки проведенные в стылой камере никому бы здоровья не прибавили.
Я вот смотрю на это фото, найденное мною в интернете, здесь солдаты расчищающие дорогу, обуты в валенки, а это, как я смог убедиться, самое главное в мороз. И как положено у всех ушанки завязаны под подбородком, и хоть форс мороза не боится, нужно все же знать время и место чтобы форсить.
И если я, можно сказать, даже не заметил столь сильных морозов, даже в карауле, а мы тогда менялись каждый час, очень это неудобно, особенно в отдыхающую смену- не успел прилечь, а уже пора на пост. А что же в городе?
Были сообщения даже в новостях, вы знаете, что в СССР не очень любили говорить о неприятностях по телевизору, но тут ситуация была не совсем обычной. Приближался Новый год, а в некоторых домах слабым местом оказались батареи отопления, которые стояли в подъездах. Вернее батареи слабым звеном сделали отсутствующие двери подъездов, или не закрытые.
Лопнувшие батареи, а возможно и трубы подходящие к домам, оставили советских граждан без тепла. Сидеть в замороженных квартирах в праздник было тягостно, но, как говорилось, люди разожгли на улицах костры, готовили еду, а это значит, что некоторые остались и без света, но Праздник встретили "весело и с оптимизмом", как и положено советским людям встречать "четвертый год Десятой пятилетки!"
Эти дни сильными морозами отметились и другие регионы России. Если в Столице было минус сорок, то в в некоторых местах температура опускалась почти до -50. Во многих городах случились аварии на ТЭЦ, транспорт почти не работал, но это я уже узнал много позже. Сейчас прочел как в эти дни группа школьников 7-10 классов из Павлодара, что в Казахской ССР, отправились в Татарстане по Волге в лыжный поход "по Ленинским местам". Только чудом удалось почти всех спасти.
Еще эти дни мне запомнились "стреляющими" деревьями: ходишь по посту, на ногах валенки безразмерные, на шинель сверху надет огромный тулуп с высоким воротником - тепло, только снег скрипит и в этой тишине неожиданно звучит "выстрел". Сначала не мог понять, потом объяснили, что это лопаются, не выдержав мороза, деревья. Да, уж... А вы говорите -10)
Это было настолько все необычным, что один из офицеров ПО, а именно старлей Буряк, рассказал как в бытность курсантом училища, он цеплялся тулупом за вбитый гвоздь и дремал на посту. Когда еще такое услышишь от политработника).