Найти в Дзене

«Богоявление Господне»: икона необычной формы, возвращенная на Родину

Это пост из серии #экспонат_с_историей, в которой рассказываем о памятниках с интересной судьбой из экспозиции музея. В зале на втором этаже музея, где собраны самые древние памятники коллекции, находится икона Богоявления — редкий образец московской живописи первой трети XVI века. У образа необычная круглая форма и непростая судьба. Когда-то давно он был частью иконостаса и располагалась в праздничном ряду. Спустя пару столетий, вероятно, в XVIII веке, икону опилили — из прямоугольной она стала круглой. Предполагают, что это было сделано для того, чтобы подогнать ее под раму нового иконостаса в барочном стиле. Точно так же поступили с другими иконами из того иконостаса. Четыре из них сохранились до наших дней, но теперь находятся на разных концах земли. Две — наше «Богоявление» и «Вход Господень в Иерусалим» — были приобретены Эдвардом Крейном, норвежским дипломатом, во время дипломатической миссии в Москве и благополучно вывезены после ее окончания. Две другие — «Вознесение Госп

«Богоявление Господне»: икона необычной формы, возвращенная на Родину

Это пост из серии #экспонат_с_историей, в которой рассказываем о памятниках с интересной судьбой из экспозиции музея.

В зале на втором этаже музея, где собраны самые древние памятники коллекции, находится икона Богоявления — редкий образец московской живописи первой трети XVI века. У образа необычная круглая форма и непростая судьба.

Когда-то давно он был частью иконостаса и располагалась в праздничном ряду. Спустя пару столетий, вероятно, в XVIII веке, икону опилили — из прямоугольной она стала круглой. Предполагают, что это было сделано для того, чтобы подогнать ее под раму нового иконостаса в барочном стиле.

Точно так же поступили с другими иконами из того иконостаса. Четыре из них сохранились до наших дней, но теперь находятся на разных концах земли.

Две — наше «Богоявление» и «Вход Господень в Иерусалим» — были приобретены Эдвардом Крейном, норвежским дипломатом, во время дипломатической миссии в Москве и благополучно вывезены после ее окончания.

Две другие — «Вознесение Господне» и «Успение Богоматери» — хранились в собрании Третьяковской галереи. Как и многие шедевры XV—XVI веков, эти иконы стали жертвами советской политики продаж — они были переданы на сбыт в «Антиквариат» и оказались в знаменитой коллекции американского бизнесмена и собирателя Джорджа Ханна. В настоящий момент обе иконы находятся в США: одна — в Музее искусств Timken в Сан-Диего, другая — в фонде Menil в Хьюстоне.

В 2013 году Михаил Абрамов увидел икону Богоявления на аукционе в Стокгольме и приобрел ее для музея. Так образ вернулся в Россию — единственный из четырех сохранившихся. Увидеть его вы можете на втором этаже музея.

О том, как русские иконы вывозили за границу и об их возвращении на Родину как особой миссии музея рассказывали в этих постах:

→Как русские иконы оказались за рубежом

→Возвращенное достояние