Найти в Дзене

Как русские иконы оказались за рубежом


Недавно у нас был пост про вывезенные иконы, которые удалось вернуть из-за границы стараниями сотрудников музея и лично его основателя Михаила Абрамова. Сегодня хотим рассказать, почему огромное количество русских икон оказалось у иностранных коллекционеров.

На родине ценность немузейных икон осознавали лишь специалисты

В советские времена в массовом сознании икона не воспринималась как произведение искусства, памятник истории и культуры. Исключением были разве что музейные иконы. Но кроме них существовал огромный пласт немузейных памятников — в заброшенных церквях, в домах у деревенских жителей.

В глазах далекого от искусства и нерелигиозного человека икона ничего не стоила. Уникальные памятники, которые достались от верующей бабушки, могли отправить на чердак, где они пылились среди ненужного хлама.

Внутри страны икону было сложно продать. К тому же старые иконы порой выглядели непрезентабельно. Яркие, красочные изображения «прятались» под слоями потемневшей олифы. Такие иконы позже назовут «чёрными досками». Разглядеть в «чёрной доске» произведение искусства было по силам только специалистам.

Зато русская икона была востребована у западных коллекционеров

В течение XX века значительная часть русских икон «утекла» на Запад. Долгое время можно было свободно переправить через границу икону XVIII или XIX века как «не имеющую художественной ценности».

🔸 Иконы вывозили в эпоху массовой эмиграции.

🔸 Потом были государственные распродажи 20–30-х годов — об этом можно почитать в книге «Небесная голубизна ангельских одежд», которую мы рекомендовали.

🔸 Некоторые произведения покинули страну в период Великой Отечественной войны.

В 60-е годы в стране начал просыпаться интерес к иконам. Появились и добросовестные собиратели, и дельцы, которые под видом экспедиций ездили по деревням и даром получали там «ненужные» иконы.

Со временем вырос чёрный рынок икон. Но на Западе всё равно платили больше, чем внутри страны, поэтому поток экспорта не иссякал. Памятники переправляли контрабандой. Иногда перед вывозом варварски распиливали, чтобы запихнуть в чемодан. У нас есть икона, на которой можно увидеть полосу посередине — это и есть шов от «чемоданного распила».

Вывоз — не худшее, что могло произойти с иконами

Какое количество икон вывезено, неизвестно. Вероятно, счёт идёт на десятки тысяч. Парадокс заключается в том, что благодаря интересу западных коллекционеров удалось спасти многие иконы, которые могли погибнуть на родине.

Иконы уничтожали при зачистке храмов и массово сжигали на потеху публике. Неизвестно, сколько икон погибло в ходе революции и войны, сколько было утилизировано за ненадобностью, сколько истлело на чердаках.

В наше время, когда отношение к иконам изменилось, многие памятники возвращаются на родину благодаря усилиям представителей власти, коллекционеров и меценатов. И мы рады, что наш музей тоже смог поучаствовать в процессе возвращения.
Как русские иконы оказались за рубежом  Недавно у нас был пост про вывезенные иконы, которые удалось вернуть из-за границы стараниями сотрудников музея и лично его основателя Михаила Абрамова.
2 минуты