Найти в Дзене
Даниил Воронин

Кресты

В Петербурге планируется грандиозная джентрификация территории бывшего следственного изолятора «Кресты». Совет по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга одобрил проект реставрации и адаптации исторического комплекса. Я решил узнать мнение о преобразовании «Крестов» у разнопрофильных коллег-специалистов: Виктория Володина, маркетолог: Трансформация бывшей тюрьмы «Кресты» выглядит как перспективный проект. По рендерам видно, что планируют сохранить исторический облик зданий, это добавляет ценность. Радует и удобное расположение, и общий масштаб проекта. Будет интересно наблюдать, какое влияние новое общественное пространство окажет на городскую среду. Марика Шашко, координатор фонда «Внимание»: В идеале «Кресты» могли бы стать большим культурно‑просветительским комплексом с музеем о сложной истории репрессий — это место было прямым свидетелем таких сюжетов. Но сегодня коммерческое приспособление выглядит самым реалистичным способом сохранить и отреставрировать такой большой

Кресты

В Петербурге планируется грандиозная джентрификация территории бывшего следственного изолятора «Кресты». Совет по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга одобрил проект реставрации и адаптации исторического комплекса.

Я решил узнать мнение о преобразовании «Крестов» у разнопрофильных коллег-специалистов:

Виктория Володина, маркетолог:

Трансформация бывшей тюрьмы «Кресты» выглядит как перспективный проект. По рендерам видно, что планируют сохранить исторический облик зданий, это добавляет ценность. Радует и удобное расположение, и общий масштаб проекта. Будет интересно наблюдать, какое влияние новое общественное пространство окажет на городскую среду.

Марика Шашко, координатор фонда «Внимание»:

В идеале «Кресты» могли бы стать большим культурно‑просветительским комплексом с музеем о сложной истории репрессий — это место было прямым свидетелем таких сюжетов. Но сегодня коммерческое приспособление выглядит самым реалистичным способом сохранить и отреставрировать такой большой объект, чтобы он не ушёл в запустение. При этом музейную составляющую важно не потерять: память места должна быть встроена в новую жизнь комплекса, но без превращения тюремной темы в аттракцион для повышения продаж. Отдельная красная линия — утрата подлинных архитектурных деталей, которых в «Крестах» сохранилось довольно много.

Анна Капитонова, юрист по охране памятников:

К сожалению, подробности проекта в деталях пока неизвестны: сейчас только лишь проходит процедура утверждения охранного статуса «Крестов». Неправильно, что под охрану здания берут на фоне обсуждения проекта (это по-хорошему должны делать сильно раньше, в отсутствие каких-либо планов), но, судя по тому, что памятником обещают признать весь исторический комплекс тюрьмы без исключения, проект обещает быть щадящим по отношению к старой архитектуре. Можно обоснованно надеяться, что очень многое сохранится.

Евгений Глинский, продуктолог:

Согласованный проект «Крестов» заметный шаг вперёд по сравнению с эпохой дикого девелопмента, когда с подобными объектами обходились грубо и без диалога с историей. Фасады сохранены корректно и это сильная сторона проекта, сами корпуса уже несут нужный характер. На этом фоне благоустройство выглядит слишком универсальным и осторожным. Потенциал места явно выше того образа, который сейчас предлагают.

Инна Арсеньева, градостроитель:

Работа с реставрацией это не всегда просто, а иметь опыт работы с таким сложным наследием особо полезно для города. Важно, что здесь сохраняют не пару фасадов или зданий, а ансамбль. Проект подразумевает создание ещё одной точки интереса в городе, а также массу рабочих мест, а вот наличие семейного отеля – сомнительно, ведь и история места, и будущее не очень подходят под такую тематику. Хорошо, что такие «серые» пустующие лакуны исчезают из города, делая его более полноценным, разнообразным и насыщенным. Радует, что создадут новую пешеходную связь между набережной и улицей Комсомола.

Валерия Рыбьякова, аналитик:

Переосмысление крестов сохраняет историческую память места, делая ранее изолированную часть города доступной для открытого посещения. Это здорово. Есть похожий, уже существующий удачный пример - Тобольская тюрьма. Она также доступна для посещения и привлекает большое количество туристов. Это хорошо сказывается на развитии города.

Павел Гнилорыбов, краевед:

Приспособить под новые функции и наполнение можно практически любое здание, поэтому все ограничивается морально-этической составляющей. Пожелаем, чтобы те, кто будет заниматься реализацией проекта, нашли необходимый баланс. Обязательно должен быть музейный уголок, который расскажет и про 19 век, и про 1917-й, и про 1930-е. А так, конечно, в освобождении такого пространства под что-то гуманное видится некоторый исторический оптимизм. В России подобного опыта мало. Несколько лет назад в Калининградской области из замка Тапиау вывели ИК-7. Мало кто верил в проект, но видим, что через пару лет замок открылся и состоялся: внутри музей, ресторанчик, мастерская по изготовлению бумаги, проводятся фестивали и рыцарские бои.

В этом посте есть большое видео, которое не загрузилось в Дзен. Откройте оригинал поста в телеграме, чтобы его посмотреть

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9