Среди шок-товаров из ГДР, поставлявшихся в Советский Союз и запомнившихся на всю жизнь, было, как ни странно… мыло!
Вроде бы – чего уж там, разве в СССР не было своего хорошего мыла, чем тут удивлять-то? Но не спешите с выводами! Да, конечно, отечественная промышленность, думаю, вполне себе могла удовлетворить население незатейливыми товарами для осуществления личной гигиены, но поставка парфюмерной продукции из стран СЭВ была постоянной. Мыло, например, привозилось из ГДР, Венгрии, Польши, Югославии, Болгарии и даже из стран капиталистического лагеря, из Великобритании (кто помнит – превосходное мыло LUX), Турции.
И конечно, подарком стало «открытие века», когда в закромах у тещи, среди несметных залежей абсолютно новых полотенец, плотно уложенных в шкафах, вдруг сверкнул синим бочком бумажной обертки до боли знакомый кусок!!!..
Кораблик на этикетке под полными парусами идет по голубой глади моря и как будто свежим ветерком веет на тебя – именно такой посыл, мне кажется, давался создателями продукта потенциальному потребителю, ведь мыло и правда, обладает ярко выраженным ароматом свежести, сильным, но не навязчивым.
На оборотной стороне скромная надпись о том, что изделие произведено в ГДР и справа – фирменный знак производителя, также памятный на всю жизнь – изображение кошки, разделенное на две половинки с чередованием негативного и позитивного изображения. Логотип, кстати, не случайный и выполнен со смыслом. Прочитываю я его так: слева кошка черная, но потом ее помыли мылом, и она стала белой – классная задумка для производства парфюмерного мыла, правда?
Забавно, что здесь нет данных о самом изготовителе – никаких названий, никаких сведений о его местоположении, даже о составе мыла, нет и тех подробностей, к которым мы привыкли на сопроводительной информации, приводимой сегодня на любых вещах и товарах! Тогда таким «мелочам» внимания не уделяли: типа, мыло оно и есть мыло, зачем вам знать кто, где и из чего его сделал?
Но, тем не менее, информацию об этом можно было почерпнуть, приобретя подарочную упаковку, картонную коробку продолговатой формы, в которую вкладывалось сразу три куска!
А как мыло выглядит в натуре? Форма куска тоже была необычной, в СССР так мыло не формовали, в большей мере куски выглядели угловатыми, прямоугольными, держать в руках кусок и вращать в ладонях было неудобно, пока кусок не сгладится в процессе использования. Здесь же форма изначально сглаженная, идеально ложащаяся в ладони, а на самом новом куске красовалась все та же забавная кошачья мордаха «в телевизоре», выдавленная на поверхности.
После развала социалистического лагеря поставки на время прекратились, но каково же было мое удивление, когда в конце девяностых, зайдя в «магазин для богатых» под названием «Седьмой континент», что располагался в элитном же, районе Крылатское на Осеннем бульваре, я увидел знакомую, по дизайну, упаковку! Нет, это было не мыло Nautik, упаковка имела белый цвет, название казалось совершенно незнакомым, но что-то заставило меня взять товар в руки и рассмотреть. Какого же было мое удивление, когда на упаковке я обнаружил знакомый фирменный знак – все ту же «мыльную кошку»! Приложив кусок к носу, я почувствовал знакомые нотки, но запах, безусловно, не повторял запомнившийся с детства запах синего мыла «с корабликом». И естественно, я это мыло купил. Но удивительно в этой истории то, что покупал я его в краткий период, когда мы с супругой и маленькими детьми жили у тещи с тестем (в нашей новой квартире шел ремонт), мыло я убрал в шкаф и так его там и забыл. Но, как оказалось, забыл я его для того, чтобы теперь, через четверть века совершенно случайно обнаружить!
И вот тут уже совсем другая ситуация: оборотная сторона имеет гораздо больше информации, которую нанес на упаковку производитель, правда, наше торговое предприятие еще не обязали снабдить упаковку переводом.
И еще через пару лет в соседнем магазине я приобрел еще один кусок, который тоже счастливо долежал до наших дней, но тут уже есть дубль-этикетка с русским переводом, которую обязана была разместить российская компания, поставлявшая этот товар на прилавок.
Мыло несет на себе все атрибуты фирменного стиля – форма куска, «кошачий» логотип, технология упаковки (мыло помещено в полосу жесткой бумаги, поверх которой уже идет сама мягкая обертка) – всё сохранено с социалистических времен, всё узнаваемо, памятно.
Я порадовался тогда, что производство, оказывается, живо, но уже сейчас мне захотелось чуть больше узнать о том, кто и где изготавливал мое наилюбимейшее мыло Nautik, а также выяснить – делают ли они сейчас это самое синее мыло с «корабликом». Да, кстати, про кораблик. Оказывается, знакомая упаковка еще тогда, во времена ГДР, менялась. Некоторые обертки несут на себе не изображение парусника, а… вспыхнувшую звезду, вот только в этом случае смысл картинки менялся, хотя и его я могу попытаться объяснить, ведь на меня мыло в первый раз произвело именно шок, это было как вспышка, совершенно меняющая привычное ощущение и выводящее восприятие обычных вещей на совершенно новый, космический уровень.
Так что же производитель? История мыловаренного производства, по разным источникам, началась то ли в середине девятнадцатого столетия, то ли в начале двадцатого, но смысл один: давным-давно была организована фабрика Риза-Греба. Мыло варили до войны, в войну (и в первую Мировую и во Вторую), а после нее возобновили уже в 1945 году, причем фабрика оказалась в Советской зоне влияния, и именно разрешение наших властей позволило производству восстановиться и начать работу.
Логотип с кошкой появился и оставался на продукции с 1968 года, причем к 1985 году именно эта фабрика удовлетворяла спрос в ГДР на 80 процентов! Естественно, товар шел и на экспорт (до трети от общего объема), в страны СЭВ, в том числе и к нам, в СССР.
Сохранилось производство и после объединения Германии, трудности возникли в 2018 году, когда началась процедура банкротства, однако предприятие было выкуплено инвесторами и продолжило работу под другим названием. В 2023 году – новое приключение, фабрика опять грозит исчезнуть, но, видимо, и на этот раз все удалось решить, так как фирменный интернет-магазин до последнего времени продолжал работать. Каково же было мое удивление, когда среди современного ассортимента я обнаружил… мое любимое мыло Nautik, а значит, гипотетически его можно, оказывается, купить и сейчас! Правда, знакомая упаковка видоизменилась, встроившись в общий современный дизайнерский концепт, "стиральная кошка" исчезла, сам кусок получил крупную буквенную фирменную надпись, вот бы узнать – насколько это мыло сохранило все свойства того, ностальгически любимого, из времен ГДР?..