Весной 1957 года на советские экраны вышла картина Александра Зархи «Высота», ставшая одним из ярких символов эпохи «оттепели». Фильм, снятый по одноимённой повести Евгения Воробьёва (1952), занял своё место в ряду ключевых лент того периода наряду с «Домом, в котором я живу» и «Весной на Заречной улице».
Съёмки стали настоящим испытанием для всей киногруппы. Основные натурные эпизоды снимались прямо на строительстве доменной печи металлургического завода в Днепродзержинске, где в полную силу кипела реальная рабочая жизнь, а не декорация. Камера буквально дышала горячим воздухом гигантской стройки, передавая зрителю не только чувства героев, но и мощный дух того времени.
Съёмочный процесс «Высоты» превратился в настоящий подвиг наравне с тем, что совершали его герои. Актерам и группе приходилось работать на головокружительной высоте в 40, а порой и 60 метров. Несмотря на присутствие на площадке профессиональных каскадёров, исполнители главных ролей Николай Рыбников и Инна Макарова заняли принципиальную позицию — выполнять все сложные трюки самостоятельно.
Смелости им было не занимать: для многих уже само восхождение на такую высоту, даже со страховкой, стало бы испытанием. Им же предстояло не просто находиться наверху, но и играть — убедительно, эмоционально, полностью проживая каждую сцену. И со своей задачей дуэт справился блестяще, их искренность стала тем самым «высотным» элементом, который невозможно было бы сымитировать на земле.
Для усиления атмосферы документальной достоверности в некоторых эпизодах были задействованы настоящие рабочие-монтажники, занятые на строительстве домны.
Инна Макарова потом вспоминала:
«Мы с Николаем Рыбниковым решили все трюки выполнять самостоятельно, потому что мне казалось, что дублерша может не так прыгнуть, не так повернуться. И Коля в самых опасных сценах тоже снимался сам. Только один раз, опасаясь за его жизнь, сцену «общий спуск с высоты» осуществил каскадер. А тот эпизод, где герой Рыбникова пролетает с колосниковой площадки мимо меня, выполнил он сам. Причем приземлился Коля не очень удачно – на какую-то железку, но, тем не менее, продолжал работать. Но я считаю, что наши с Николаем действия нельзя назвать отчаянными или безрассудными. Мы не отчаянные ребята, как тогда утверждали журналисты. Это наша профессия – не мы такие, а те люди, которых мы играли».
Съёмки сложнейших трюков не обошлись без травм, и поступок Николая Рыбникова позже по праву назовут актёрским подвигом. В одном из ключевых эпизодов его герою нужно было стремительно спуститься с огромной высоты по железному тросу. Когда пришло время снимать, перчаток для актёра под рукой не оказалось. Рыбников, не раздумывая, сжал холодный металл голыми руками и совершил спуск. Лишь когда режиссёр попросил снять дополнительный дубль — а такие опасные сцены обычно дублируют лишь в крайних случаях, — выяснилось, что ладони актёра были содраны в кровь.
Несмотря на боль, Рыбников надел перчатки и повторил опасный спуск. Как позже вспоминала Инна Макарова:
«Коля проскочил мимо меня так, что я отшатнулась. И он был без перчаток. Вдруг слышим: “Второй дубль”. Хотя такие сцены обычно снимают одним дублем. Коля, конечно, сказал: “Это невозможно”. Но потом пошел на исходную позицию и съехал еще раз. В фильме остался второй дубль».
Часть кадров на высоте создавалась с помощью метода «блуждающей маски». Оператор комбинированных съёмок сначала снимал актёров в павильоне, затем отдельно фиксировал общие планы строительства на настоящей высоте, после чего совмещал оба изображения. Сейчас, благодаря современным проекторам и телетехнике, можно заметить разницу в резкости между первым и вторым планом. Однако в те годы, даже при просмотре цветной версии, этот приём оставался практически незаметным для зрителя, создавая полную иллюзию присутствия.
Тем не менее, во многих ключевых эпизодах Николай Рыбников и Инна Макарова рисковали по-настоящему.
В фильме есть ещё один по-настоящему опасный эпизод, от которого у зрителей до сих пор сжимается сердце. Сцена, где на огромной высоте рабочие крепят массивную деталь, внезапно осложняется шквальным ветром. Он начинает раскачивать тяжёлый металлический блок, грозя сбросить его вниз. Герой Николая Рыбникова, Коля Пасечник, должен обвязаться тросом и, точно рассчитав момент, прыгнуть на эту раскачивающуюся махину.
И здесь Рыбников вновь обошёлся без дублёра, выполнив этот головокружительный трюк самостоятельно — чётко, стремительно и без малейших признаков сомнения. Важно понимать, что подобные эпизоды в то время снимались практически без помощи комбинированных съёмок и монтажных ухищрений. То, что мы видим на экране, — это настоящий прыжок актёра на раскачивающуюся конструкцию на большой высоте, где цена ошибки была непоправимой.
Работа на высоте становилась испытанием даже для тех, кто не страдал страхом высоты от природы, как вспоминала Инна Макарова. Ирония судьбы заключалась в том, что сам режиссёр Александр Зархи панически боялся высоты и каждый день вынужден был преодолевать себя, чтобы руководить съёмками.
Макарова, известная своим озорным характером, иногда поддразнивала Зархи. После особенно сложных дублей она могла выйти на подвешенную над пропастью доску и, сделав несколько танцевальных па, с улыбкой предложить режиссёру оценить её импровизированный «балет на краю».
Выбор Николая Рыбникова на роль Пасечника был изначально предрешен. На тот момент его звезда уже взошла после оглушительного успеха «Весны на Заречной улице», но дело было не только в популярности. Рыбников обладал редким даром — даже говоря о соцсоревновании, он звучал так искренне, что зритель безоговорочно верил в самоотверженность его героя. Съёмки «Высоты» совпали для актёра и с личным триумфом: после многолетних ухаживаний Алла Ларионова наконец приняла его предложение, несмотря на то что ждала ребёнка от бывшего супруга Ивана Переверзева.
Инна Макарова, напротив, переживала непростой период: шёл болезненный развод с Сергеем Бондарчуком, который в это же время снимался в Киеве с Ириной Скобцевой. Режиссёр Зархи, зная о её душевном состоянии, специально пригласил актрису на роль — чтобы отвлечь. И не ошибся: её Катя, девушка с хулиганской татуировкой на руке, прошла на экране путь от колючей сорванки до раскрывшейся, сильной женщины. Писатель Евгений Воробьёв после просмотра даже назвал Макарову своим соавтором.
На роль принципиального прораба Токмакова, берущего на себя все риски, искали актёра с аристократической статью. Им стал Геннадий Карнович-Валуа из Театра Ленкома — один из немногих настоящих потомков дворян, не изменивший фамилию даже в сталинские годы.
Карьериста Дерябина сыграл мхатовец Василий Макаров, а его жену — Марианна Стриженова. Для неё эта роль стала особенной: несколькими годами ранее она снималась с Олегом Стриженовым в «Оводе», и те съёмки закончились их свадьбой.
Фильм «Высота» вошёл в историю не только как кинематографический памятник, но и как важная музыкальная веха: он стал дебютом в кино для композитора Родиона Щедрина, чья музыка впервые прозвучала с большого экрана.
Написанная им специально для картины «Марш монтажников» на стихи Владимира Котова в исполнении Николая Рыбникова моментально ушла в народ. Её энергичный ритм и жизнеутверждающий мотив идеально совпали с духом эпохи, сделав композицию одним из самых узнаваемых и любимых музыкальных символов своего времени. До сих пор эта песня остаётся в золотом фонде советской песенной классики, звуча как гимн человеческому труду и отваге.
Также смотрите: