Как быстро всё кончается,
Что вкусно начинается!
Тянулась бы конфета
От двери и до буфета!
В этом стихотворении выражена мечта большинства людей. Все: и взрослые, и дети очень любят конфеты! Сейчас в наших магазинах такое обилие и разнообразие всевозможных сортов и видов этих сладостей, что глаза разбегаются.
Традиционно именно из конфет комплектуют детские новогодние подарки. Конфеты не устаревают, не выходят из моды, не надоедают. Конфеты дарят детям и учителям, медперсоналу и секретаршам, тёщам и начальницам. Маленькие соблазнительные источники эндорфинов, которыми можно порадовать и задобрить, отблагодарить и утешить.
Среди нас немало, наверное, найдётся тех, кого в детстве прельщали наравне с конфетами разнообразные пёстрые фантики. Зачастую малыши, полакомившись конфеткой, аккуратно разглаживают помятый фантик и как ценную реликвию убирают его в заветную коробочку. С годами наивное увлечение проходит, коробочка с фантиками безвозвратно теряется, оставляя где-то в глубине души приятные воспоминания. Но для некоторых любовь к обёрткам конфет перерастает в настоящую страсть.
В фондах нашего музея хранятся конфетные обёртки, 21 единица, производства Паровой кондитерской фабрики «БРАВИКРИ». Судя по внешнему виду, напечатаны они были в конце XIX – начале XX века.
Существуют уникальные коллекции конфетных обёрток, которые собирали очень известные в России люди. Среди коллекционеров, живших в начале XX века, необходимо вспомнить русского писателя Серебряного века Константина Вагинова. Большими собраниями конфетных обёрток могли похвалиться петербуржец Крашенинников и москвич Рахманов, историк по образованию Александр Лутковский и наш с вами современник Андрей Хальчицкий, между прочим, научный сотрудник НИИ сельскохозяйственной микробиологии.
Конфетная упаковка сегодня становится популярным направлением коллекционирования. Тон задают музеи. Главным считается Музей упаковки (Москва), созданный в 1999 году. Известны также Музей истории шоколада и какао (Москва), а также музеи кондитерских фабрик в городах: Воронеже, Тамбове, Рязани, Самаре, Кирове, Орле. Нельзя не упомянуть Музей этикетки в Екатеринбурге. Коллекции конфетных обёрток можно встретить и в комплексных музеях, таких как, Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова и многих других.
Простенькие конфетные этикетки в России появились ещё при Петре I. Но до середины XIX в. конфеты в обёртки не заворачивались. Их подавали как деликатес на тарелочке, и тогда никто не задумывался об обёртке, поскольку это был деликатес доступный не каждому. Конфеты раскладывали в стеклянные вазочки и на фарфоровые блюда, брали специальными щипчиками.
В результате промышленной революции вопрос о внешнем виде и дизайне обёртки встал особо остро. С удешевлением производства появилась возможность создать не только кондитерское оформление конфет, но и удобную защиту содержимого от внешнего воздействия. Она также должна придавать конфетам красивый внешний вид и быть удобной при использовании.
Саму обёртку придумал Томас Эдисон в 1872 г. Именно он предложил использовать парафинированную бумагу для хранения конфет – это и был первый конфетный фантик.
Как и столетие назад, так и в наши дни, фантики являются не просто «визитными карточками» товара, его «лицом», но и частичкой культуры народа, страны. Они принадлежат своему времени. И в них, как в капле воды, отражается историческая эпоха. Фантики с различными названиями являются не только рекламным знаком, знаком принадлежности, но и показателем человеческой психологии - предпринимателей, покупателей, психологии общества в целом.
Кондитерская упаковка XІX века поражала необыкновенным разнообразием сюжетов и тем. По фантикам можно было изучать азбуку, и цифры, узнавать о разных странах. Иногда на фантики помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи. Вот несколько загадок и поговорок на фантиках - «Кто родился и не умирал?» (Род человеческий), «Не море, не земля, корабли не плавают, и ходить нельзя» (Болото), «Хороша бражка, да мала чашка» и др.
Над оформлением фантиков для сладкой продукции нередко работали известные художники. Так было и в России, и за рубежом. Например, логотип популярного леденца на палочке chupa-chups в 1961 году нарисовал сам Сальвадор Дали.
Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. До революции кондитерской графикой занимались замечательные художники, известно, что к рисованию обёрток привлекали Ивана Билибина, Александра Бенуа, братьев Васнецовых, Михаила Врубеля, Александра Бельского, Константина Сомова, Михаила Колесникова, Бориса Зворыкина и многих, многих других, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Самый главный дореволюционный фабричный художник - Эммануил Андреев. Это он нарисовал «Мишку косолапого» и многие другие известные обёртки.
В 1914 году в Санкт-Петербурге было 170 кондитерских шоколадных производств, в Москве - 213, а по всей России - более 600.
После Октябрьской революции крупные кондитерские фабрики были национализированы, а мелкие, кустарные, и вовсе разорились. Во время Гражданской войны кондитерская промышленность пришла в упадок, а производство конфет уже не блистало прекрасным оформлением.
Листы с напечатанными конфетными обёртками разорившихся фабрик сохранились на складах после революции и использовались в 20-е годы XX века органами советской власти под изготовление различных документов (печатанных в типографии и рукописных): приказов, извещений, объявлений, писем и т.п. Они исполнялись на оборотной стороне листов с определённым количеством напечатанных на них обёрток. Несколько таких предметов хранятся в нашем музее в коллекции документов Царицынского периода. Это листовки с приказами, они и помогли мне раскрыть тайну наших фантиков. Исследуя оборотные стороны обёрток фабрики «БРАВИКРИ» я прочитала название населённого пункта, где были созданы документы – станица Урюпинская..
Так я выяснила, что паровая кондитерская фабрика «БРАВИКРИ» принадлежала торговому дому братьев Василия и Ивана Кривецовых. Дед Кривецовых был из крестьян, торговал на ярмарке с лотка. Сын его, Фёдор, уже держал лавку. А сыновья Фёдора – Василий и Иван Кривецовы, стали самыми богатыми людьми станицы Урюпинской Хопёрского округа Области Войска Донского Российской империи. Братья торговали зерном, маслом, построили консервный завод и кондитерскую фабрику. В 1905 году был открыт универсальный магазин, а в 1915 году братья направили прошение на имя Его Императорского Величества об открытии торгового дома. Торговали всем, в том числе, и конфетами.
Главным достижением в то время кондитеры считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла. Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта. Номинацию присуждали дважды в год - перед Пасхой и под Рождество. Давали её за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась.
На самых первых этикетках с декором, обычно помимо фамилии производителя и названия изделия, изображались традиционные занятия народов России (земледелие, скотоводство, торговля, оленеводство, охота и др.), демонстрировались технические новинки, новые виды транспорта, железнодорожное строительство и т.д. Каждый образец обёртки по-своему оригинален и представляет собой работу художника, который, стремясь сделать такую обёртку привлекательной, непременно ориентировался на тенденции в обществе своего времени.
Фантики стали своего рода зеркалом, в котором отразились все значительные события, юбилеи, памятные даты русской истории. Особенностью названий конфет ХIХ – нач. ХХ вв. является обилие имён известных людей – писателей, героев произведений, политических деятелей.
Сюжеты фантиков выполняли и большую просветительскую функцию. К примеру, в 1910 г. Россия отмечала 100-летие со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Это событие нашло отражение в дизайне фантиков.
Поездка Николая II вместе с супругой во Францию в 1896 году для производителей конфет стала основанием для размещения на конфетных обёртках портрета президента Французской Республики Феликса Фора – это был политический заказ на сближение двух европейских государств.
Конфетный фантик представлял собой не просто обёртку, а интереснейший исторический источник.
Фантики обращали внимание на прошлое и современное состояние армии. Представление об армии создавалось через изображения обмундирования, вооружения, знаков отличия.
Историк Л. Нумерова пишет: «С нескрываемым патриотизмом в кондитерской упаковке был отражён 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. Поражает разнообразие форм и материалов упаковки, сюжетов изобразительного ряда. Серия портретов русских и французских полководцев, героев партизанской войны, сцены знаменитых сражений – обо всем этом почти с книжной глубиной напоминали кондитеры в своей юбилейной продукции».
В нашей коллекции имеются две конфетных обёртки из этой темы: «Русское войско. Лейбъ-Гусаръ» (Лейб-Гусар) и «Русское войско. Рота Дворцовыхъ Гренадеръ» (Дворцовых гренадёр).
Обёртки были специально заказаны к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. По ним можно было узнать, как одевалась царская армия.
Фантики создавали представление о повседневной жизни общества: о спорте, моде, театре, цирке, играх, развлечениях.
По центральной горизонтали обёрток нарисована стилизованная фотоплёнка с множеством кадров. Один кадр в центре увеличен: на нём мы видим всадников, наездников, велосипедистов, участвующих в скачках, бегах и соревнованиях. Выше и ниже рисунков напечатано: «Карамель «Спортъ».
В конце XІX в начале XX века на фантиках можно было увидеть названия конфет, связанных с животным и растительным миром: карамель «Зубровка», конфеты из серии «Домашняя птица» - «Утка», «Куры», «Индийский петух», «Павлин»; карамель «Маковая» «Барбарисовая», «Дюшес» с изображением на этикетках вышеназванных птиц и растений.
Ну и конечно же, названия конфет вносили существенное разнообразие в кондитерский ассортимент. Так, например, сегодня уже не встретишь в продаже карамель с «говорящим» названием "Спотыкач". В то время под таким названием производилась не только крепкая наливка, но и карамель, в состав начинки которой входило пюре из чернослива, вишневая эссенция, спирт и наливка «Спотыкач».
Конфетные обёртки – удивительно интересное, доступное и в то же время не в полной мере изученное музейное направление, которое поможет посмотреть на прошлое, настоящее и будущее нашей страны совсем другими глазами.
«Фантик я хоть и бумажный,
Всё же очень-очень важный!
Ведь без фантиков конфет
Не бывает вкусных, нет!
Очень вас прошу, смотрите,
Фантиками не сорите!»