Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Что монголы сделали с последним халифом?

В 10-м веке Арабский халифат под управлением Аббасидов ослабел настолько, что фактически был захвачен династией бывших иранских наемников Буидов, которые контролировали Персию и Ирак, а сами придерживались шиитской веры. Халифы, которые формально считались правителями всего исламского мира, реально правили только Багдадом. Поэтому в 1050-х годах один из них пригласил сельджуков, чтобы они помогли избавиться от тех, кого сунниты считали еретиками. Султан Тогрул-бек вторгся в их владения со всеми своими войсками, но на деле тюркские кочевники просто забрали власть у Буидов. Но уже через столетия Сельджукская империя распалась на отдельные эмираты и султанаты. И тогда Аббасиды сумели вернуть часть своей прежней силы. Они сумели поставить под свой полный контроль Южный Ирак, и имели сильное влияние на его севере. Таким образом, на момент прихода монголов халифат представлял из себя хоть не великую империю, но вполне себе прочную региональную державу. В 1230-1240-х годах его войска даже сум

В 10-м веке Арабский халифат под управлением Аббасидов ослабел настолько, что фактически был захвачен династией бывших иранских наемников Буидов, которые контролировали Персию и Ирак, а сами придерживались шиитской веры. Халифы, которые формально считались правителями всего исламского мира, реально правили только Багдадом.

Поэтому в 1050-х годах один из них пригласил сельджуков, чтобы они помогли избавиться от тех, кого сунниты считали еретиками. Султан Тогрул-бек вторгся в их владения со всеми своими войсками, но на деле тюркские кочевники просто забрали власть у Буидов.

Но уже через столетия Сельджукская империя распалась на отдельные эмираты и султанаты. И тогда Аббасиды сумели вернуть часть своей прежней силы. Они сумели поставить под свой полный контроль Южный Ирак, и имели сильное влияние на его севере.

Таким образом, на момент прихода монголов халифат представлял из себя хоть не великую империю, но вполне себе прочную региональную державу. В 1230-1240-х годах его войска даже сумели победить несколько небольших монгольских армий, которые, впрочем, на тот момент больше интересовались достижением окончательной победы над беглым хорезмшахом Джелаль ад-Дином, завоеванием Кавказа и Румского султаната.

-2

Но в 1256-м году огромная армия под командованием Хулагу была отправлена из Монголии, имея цель покорить весь оставшийся Ближний Восток. К сожалению, на тот момент трон занимал неспособный к правлению Абдуллах аль-Мустасим Биллах. Большую часть своего времени он занимался охотой и разведением птиц.

И тогда между ханом, халифом и его визирем началась забавнейшая переписка. Поначалу Хулагу просто потребовал от Багдада вспомогательных войск, что означало признание подчиненного положения. Визирь обещал оказать поддержку от имени своего государя. Но на самом деле, он просто тянул время, и когда из Ирака на помощь против государства ассасинов никто не пришел, Хулагу отправил письмо в фирменном монгольском стиле:

Когда я поведу свое войско на Багдад в ярости... не оставлю ни одного живого существа в твоем царстве; я предам твой город и земли пламени. Даже если ты скроешься в небесах или под землей, я низвергну тебя вниз…

Увидев это, халиф сам решил вступить в бокс по переписке. Он назвал Хулагу «забавным молодым человеком», и ответил:

-3
Разве князь не знает, что от востока до запада, от короля до нищего, от старого до молодого, все, кто богобоязнен и богопоклонен, являются слугами этого двора и солдатами моей армии?

Иными словами, он уповал на поддержку всего исламского мира, который номинально подчинялся халифу. Но это были пустые угрозы: египетские мамлюки давно враждовали с Багдадом, их сирийские и палестинские собратья думали только, как бы самим уцелеть, а Средняя Азия, Иран, Кавказ и Анатолия были давно уже завоеваны монголами.

Поэтому Хулагу выступил в поход. Курдские наемники сразу же дезертировали, поскольку им зажали денег. 20 тысяч солдат во главе с руководителем государственной канцелярии были сметены водой, когда монголы вместо нападения разрушили дамбы и плотины на Тигре. И в Багдаде осталось неопределенное количество профессиональных воинов, что-то в интервале 10-30 тысяч человек. Тем не менее, это был крупнейший город во всем исламском мире, чье население могло достигать миллиона. От неизбежности они вышли на стены.

-4

11 января 1258-го года к последнему оплоту власти Аббасидов подошла монгольская армия – видать, не спешили, отгуляли новогодние праздники. последовали недолгие переговоры, и началась тяжелая осада. Не буду утомлять читателей ее подробностями, в конце концов халиф был вынужден капитулировать.

Аль-Мустасим явился перед Хулагу вместе со своими родственниками и высшими чиновниками– всего с ним было то ли 750, то ли 3 тысячи человек. Ему было велено приказать защитникам покинуть укрепления и сложить оружие. Когда это было сделано, монголы вырезали и оставшихся воинов, и большую часть свиты.

После этого началось недельное разграбление города, халиф пока что был заперт под стражей в своем же дворце. На второй день его привели на пир победителей, и Хулагу сказал: ««Ты-де хозяин, а мы гости, покажи-ка, что у тебя есть для нас подходящего». Несчастный пленник, трясясь от страха, был вынужден выдать местоположение своей казны.

Говорят, хан предложил ему съесть золотой поднос, а когда аль-Мутасим ответил, что это несъедобно, предводитель монголов засмеялся и ответил: «Почему же ты не продал свои богатства, чтобы нанять себе воинов?»

-5

Современники и потомки говорят разное об обстоятельствах его смерти. Придворный историк династии Хулагуидов без уточнений написал, что через несколько дней после этого халиф был казнен. Его коллеги передают историю, что свергнутого государя завернули в ковер, после чего по нему проехалась монгольская конница. А Марко Поло после своего путешествия в Монголию заявлял, что аль-Мутасима заперли в его сокровищнице, где он вскоре скончался от голода. Дескать, ешь свое золото сам, раз уж не догадался потратить деньги на армию и накормить людей.