Три главных причины: географические и климатические особенности страны; расположение Испании и помощь других христианских стран; небольшое количество завоевателей и отсутствие среди них единства.
Давайте начнем с первого. Посмотрите на карту, где показана плотность современного испанского населения. Уверяю вас, что из-за ресурсов и природных условий в прошлом жители были сосредоточены примерно так же.
Итак, у нас есть богатые и плодородные южные равнины – они были экономическим и политическим центром страны и при Карфагене, и при римлянах, и при арабах.
Есть центральное плоскогорье, относительно мало заселенное, за исключением некоторых долин. В одной из них находятся Мадрид и Толедо – они стали столицами в соответствующее время, но после прихода арабов этот регион не имел особого значения.
Наконец, есть предгорный и прибрежный север. Там тоже живет немало людей, хотя и не так много, как на цветущем юге. Вы видите наглядно, что центральными горами они довольно неплохо защищены.
Когда пришли арабы, они стремительным домкратом захватили полуостров менее, чем за 10 лет. И через его северо-восточную часть прорвались во Франкское королевство, где в 732-м году получили по зубам в битве при Пуатье.
Северо-западное побережье зимой и летом продувалось ветрами, поэтому было неприятно для проживания. Эти места были сложно контролировать в любое время года из-за непростого рельефа. Поэтому сюда так и не были направлены войска для оккупации этого края.
Он изначально остался независимым, а сильно раскрученная историками 19-го века битва при Ковадонге 718-го года на самом деле была мелкой стычкой. После бегства сюда всех, кто хотел, было основано королевство Астурия. Из него потом выросло королевство Леон, а из Леона – Кастилия, которые много сделали для реконкисты.
Тут мы переходим ко второй причине. Испания, хоть она отделена от континента Пиренейскими горами, является частью Европы. А ее северный сосед всегда имел огромные ресурсы, значительное население и в этой самой Европе доминировал. Поэтому Карл Великий без труда вытеснил мусульман из Тулузского графства, Нарбонны и Септимании. А на территории бывшего Вестготского королевства основал Испанскую марку.
Под присмотром могущественных франков северные испанцы даже в годы величия мусульман чувствовали себя вполне хорошо. Они сохранили ядро своих земель, религию и культуру.
Даже когда северная империя исчезла, а на территории Франции установилась феодальная раздробленность, соседи помогали жителям Испанской марки, из которой впоследствии появились королевства Памплона (Наварра) и Арагон, а также каталонские графства с возглавившей их Барселоной.
Дело в том, что в церковном плане со времен Карла они подчинялись тулузскому архиепископу, и ему же платили десятину. Поэтому французы помогли испанцам выстоять в тяжелые годы. А пожирневшие графства и королевства в 11-13-х столетиях переподчинили свои церкви напрямую римскому папе.
То есть, помощь им со стороны Европы даже усилилась. Например, помимо местных рыцарских орденов, на полуострове действовали тамплиеры и госпитальеры, а это были богатые организации с серьезными связями. Во время испанских крестовых походов или просто так сюда приезжали рыцари-миряне из северных стран.
Так, например, Генрих Бургундский (на местном суржике его звали Энрике) в 1093-м году стал графом Португалии, а его потомки уже были королями новой страны. Этот парень был прямым потомком французских Капетингов, то есть, среди желающих навалять маврам были и такие важные лица.
Давайте, наконец-то, перейдем к третьей причине. Тарик ибн Зияд начал завоевание Испании с армией около 12-ти тысяч человек, состоящей, преимущественно, из берберов. Через год к нему прибыл его начальник Муса ибн Нусайра, в подчинении которого находилось 18 тысяч йеменцев и берберов.
До 750-го года им два или три раза отправляли подкрепления, но это были сравнимые или меньшие цифры. Но в 750-м году в результате гражданской войны окончательно пала династия Омейядов. Вместо нее на трон взошли Аббасиды, которые перенесли столицу в Багдад.
Один из омейядских принцев бежал в Испанию и провозгласил создание Кордовского эмирата. Учитывая вражду двух династий, полуостров был изолирован от всего мусульманского мира, и не мог претендовать на военную помощь.
Конечно, многие вестготы и иберо-римляне обратились в ислам. Но у испанских христиан в любой момент времени была более прочная социальная база. Стоило какому-нибудь дону Хуану Ламанчскому со своими воинами занять кусок земли и доказать, что он сможет его удержать, туда тут же стекались крестьяне.
Что касается мусульман, то арабы изначально заняли лучшие южные земли. Берберам же они оставили бесплодные центральные горы. Это породило конфликт, который длился многие сотни лет. Да еще два сирийских клана, которых в 720-730-е годы халиф отправил на помощь, так и не смогли ужиться с йеменскими первопоселенцами.
Пользуясь этим, еще в конце 8-го века астурийцы отвоевали весь северо-западный угол Испании. С 1020-х годов королевство Леон собирало дань с северных мусульманских княжеств. А в 1212-м году состоялась битва при Лас Навас де Толоса – христиане начали полностью господствовать на полуострове, и своего лидерства больше не упускали.
Однако, по древнему вестготскому закону, каждый король перед смертью делил владения между своими сыновьями. Поэтому каждое поколение начинались гражданские войны с целью нового объединения испанских земель. В результате христиане были настолько раздроблены политически, что провозились с изгнанием мавров долгие 800 лет.