Найти в Дзене
Дельные советы

От «Сокола» до «Охотника»: какие истребители в 2025 году истинные короли российского неба? (Спойлер: не все так однозначно!)

Приветствую вас, уважаемые любители небесной металлургии, реактивной тяги и той особой гордости, что щекочет нутро при звуке «Взлет!». Сегодня мы затеем рискованное, но увлекательное дело: выясним, кто же сегодня носит звание «Лучший среди лучших» в парке боевой авиации России. Год на календаре 2025, а значит, пора отбросить устаревшие мифы и посмотреть правде в… сопло.
Предупреждаю сразу: наша

Автор Игорь Гладников
Автор Игорь Гладников

Приветствую вас, уважаемые любители небесной металлургии, реактивной тяги и той особой гордости, что щекочет нутро при звуке «Взлет!». Сегодня мы затеем рискованное, но увлекательное дело: выясним, кто же сегодня носит звание «Лучший среди лучших» в парке боевой авиации России. Год на календаре 2025, а значит, пора отбросить устаревшие мифы и посмотреть правде в… сопло.

Предупреждаю сразу: наша дискуссия не для фанатов беспочвенного хвастовства или яростного хейта. Мы здесь за технической романтикой, холодным фактом и здоровой долей иронии. Ведь даже у самого грозного «Орла» могут быть смешные птенцы в детстве. Готовы? Поехали! И да пребудет с нами сила тяги.

Критерии чемпионства: Быстрее, выше, умнее?

Чтобы не устраивать голословные «битвы патриотов», определим правила. Лучший не всегда самый новый. Он наиболее гармоничный, эффективный и подходящий для вызовов эпохи. Оценим наших претендентов по трем «китам»:

1. Воздушный бой (БВВ): Кто король «собачьей свалки»? Чья ракета хитрее, а пилот (и искусственный интеллект) изворотливее?

2. Удар по земле/морю: Кто мастер «навести шороху», пройдя сквозь современную ПВО как нож через масло? (Точнее, как очень дорогой и умный нож через многослойный бронированный пирог).

3. Универсальность и «ум»: Летающий швейцарский нож против заточенной бритвы. Плюс уровень цифровизации. Может ли самолет быть «айфоном» с крыльями?

А теперь, под барабанную дробь и свист турбин, встречайте наших номинантов!

Номинант №1: Сухой, тяжелый, несокрушимый. Су-35С «Последний из могикан» в хорошем смысле.

Представьте себе богатыря, который жмет 200 кг, фехтует рапирой и при этом виртуозно играет на скрипке. Это Су-35С. Не имеющий аналогов двигатель с отклоняемым вектором тяги (УВТ) позволяет ему делать такие фигуры высшего пилотажа, от которых у законов физики начинается мигрень. «Кобра», «Колокол» для него это не трюк, а боевой маневр.

Сильные стороны:

Царь БВВ: В ближнем бою, благодаря УВТ и ракете Р-73, он кошмар для любого противника. Пилоты шутят, что он может развернуться и выстрелить… себе в хвост. Ну, почти.

Мощный «взгляд»: РЛС «Ирбис» с пассивной ФАР одна из лучших в мире для обнаружения целей на дальних дистанциях. Он видит первым.

Проверенная надежность: Работает в любых условиях, от сибирских морозов до ближневосточного пекла. Как танк Т-34, только в воздухе и в сто раз сложнее.

Слабое место: Он последняя, самая совершенная эволюция концепции «истребителя-солдата». Но будущее за сетями и скрытностью. А наш богатырь, увы, не невидимка.

Вердикт: Безусловный ас в ближнем бою и воздушном патрулировании. Король, чей трон немного пошатнулся с приходом новых технологий, но которого еще рано списывать со счетов. Если война в воздухе дуэль, Су-35С ваш выбор.

Номинант №2: Призрак из будущего. Су-57 «Стелс-философ» с кулаками.

А вот и главный фаворит, предмет гордости и бесконечных споров. Пятое поколение. Стелс. Цифровая среда. Су-57 часто ругают за «неидеальную» малозаметность. Но здесь кроется главный камень преткновения. Российская концепция стелса не стать «невидимкой» любой ценой, а стать «неуловимым». Резко снизить дистанцию обнаружения, подойти, увидеть первым, поразить и исчезнуть.

Сильные стороны:

«Умная кожа»: Датчики по всему фюзеляжу (радиолокационные, оптические, инфракрасные) создают единое информационное поле. Пилот видит картинку «сквозь» самолет. Это как смотреть на мир не глазами, а всей поверхностью тела.

Внутренние отсеки вооружения: Красота, а не фото! Ракеты спрятаны внутри, чтобы не «светиться» на радарах. Выглядит это так же элегантно, как пистолет в кобуре, а не в руках.

«Ведущий стаи»: Его главная роль в 2025 году не летающий супермен, а командир. Он может управлять группой из Су-35С, Су-30СМ и даже беспилотников, распределяя цели и оставаясь в тени.

Слабое место: Цена и сложность. Про него шутят: «Чтобы собрать один Су-57, нужно разобрать три завода на запчасти». Это, конечно, шутка, но доля правды в ней есть. Полномасштабное развертывание вопрос времени и бюджета.

Вердикт: Самый перспективный и технологичный. Лучший в классе «будущее уже здесь». Но его истинная сила раскроется, когда он станет массовым «сетевым центром». Пока он грозный, но немного одинокий флагман.

Номинант №3: Мастер на все руки. Су-30СМ2 «Рабочая лошадка» с аристократическими замашками.

Если Су-57 флагман, а Су-35 элитный дуэлянт, то Су-30СМ2 это мастеровой, который и дом построит, и на скрипке сыграет, и в драке постоит за себя. Двухместный, дальний, невероятно живучий и универсальный.

Сильные стороны:

Два мозга лучше одного: Второй пилот-оператор разгружает командира, занимаясь целеуказанием, работой с беспилотниками или сложными ударами по земле. В долгих миссиях это бесценно.

«Дальнобойщик»: Может нести огромный комплекс вооружений «воздух-воздух» и «воздух-земля» на огромные расстояния. Это стратег, патрулирующий границы.

Идеальный учитель: На нем готовят летчиков для Су-35 и Су-57. Без него вся элитная пирамида рухнет.

Слабое место: Он не лучший в чем-то одном. Он второй-третий в каждом разряде, но всегда на пьедестале. Шутят, что его девиз: «Хочешь сделать хорошо позови специалиста. Нет специалиста? Ладно, я сам».

Вердикт: Лучший в категории «универсальный солдат» и «летающая школа». Без него не было бы ни новых кадров, ни гибкости в решении тысяч тактических задач. Ценник и эффективность делают его темным конем этой гонки.

Номинант №4 (Особый): Беспилотный гений. С-70 «Охотник» «Призрак в машине».

А теперь сделаем резкий вираж. Это не пилотируемый самолет, но без него разговор о 2025 годе неполон. «Охотник» это искусственный интеллект с крыльями, летающий в паре с Су-57. Он то самое «будущее», которое уже стучится в двери.

Сильные стороны:

Выносливость и риск: Может часами висеть в зоне конфликта, не уставая. Его не жалко послать в самое пекло вместо пилотируемого самолета.

Сетевой узел: Идеальный разведчик, целеуказатель и даже ударный комплекс, управляемый с Су-57 или с земли.

Фактор неожиданности: Представьте бой, где у противника 4 истребителя, а у вас 1 Су-57 и 3 «Охотника». Математика меняется кардинально.

Слабое место: Пока не принят на вооружение массово, проходит испытания. И главный вопрос – степень автономности. Сколько решений он может принимать сам? Тема для холиваров на десятилетия вперед.

Вердикт: Лучший в номинации «Самое пугающее и перспективное». Он переписывает правила игры, и в этом его главная сила.

А кто же лучший? Неожиданные итоги.

Так кто же король в 2025 году? Ответ вас удивит.

Если нужен результат «здесь и сейчас» по соотношению цена/качество/надежность Су-35С. Он готовый чемпион сегодняшнего дня.

Если строить будущее и бить противника технологиями завтрашнего дня – Су-57. Он инвестиция в господство в воздухе на 20 лет вперед.

Если нужен «дубль-гэ» на любой случай жизни Су-30СМ2. Он фундамент, на котором все держится.

Если хотите быть на острие прогресса следите за «Охотником». Он король завтра.

Итог: У России в 2025 году нет одного «лучшего» истребителя. Есть сильнейшая, сбалансированная экосистема, где каждый самолет идеально закрывает свою нишу. От беспилотного разведчика до воздушного командира. И это, пожалуй, самая правильная и мудрая стратегия. Мы прошли путь от попыток скопировать «супер-самолет» к созданию «супер-команды».

А что вы думаете? Кого бы вы назвали номером один? Может, я несправедливо забыл про легендарный МиГ-31БМ, непревзойденного перехватчика? Или, по вашему мнению, будущее все же исключительно за дронами? Жду ваши аргументированные (и не очень) мнения в комментариях! Давайте обсудим, только без огня на поражение мы же все за своих? Удачи и чистого неба!