#зазернение_петербурга
«Тихий свет» Семёна Серзина по одноимённой пьесе Романа Козырчикова в «Невидимом театре». Художник — Елизавета Мирошникова
В ролях: Арина Лыкова, Юлия Дейнега, Анна Щетинина, Михаил Касапов / Владимир Карпов, Марина Даминева.
3 причины, по которым вам нужно увидеть этот спектакль:
1. В основе спектакля — одноимённая пьеса современного российского драматурга Романа Козырчикова, в 2020 году вошедшая в шорт-лист конкурса конкурсов «Кульминация». История с двумя параллельно развивающимися сюжетными линиями среди прочего содержит мотив юродства — но не в давно забытые столетия, а прямо сейчас, в глубинке, которую едва найдёшь на карте.
2. Соединение бытового и мистического. Главные герои — самые обычные люди, которые есть среди наших родных и знакомых. Уставшие от безнадёги жизни и пытающиеся найти своё «счастье» — в детях, отстаивании справедливости в комментариях в соцсетях, смерти. Они попрекают друг друга, ругаются, ведут бессмысленные споры, но остаются одной семьёй — абсолютно типичной.
При всём этом их дом, да и вообще посёлок посреди степи, где живут персонажи, словно погружён в чувство ожидания конца всего — в то время как для каждого он уже наступил. Нина слышит шаркающие шаги смерти, смерть подростка Миколки воспринимается некоторыми как символ скорого Апокалипсиса. Даже стол, за которым на протяжении действия сидят герои, покрыт пеплом — понемногу его становится больше, как будто с небес сыплется прах новых душ, в которых угас тихий свет надежд и мечтаний.
3. Актёрская игра, которая заслуживает быть отмеченной. Шамкающая старуха в исполнении Анны Щетининой, наивная и немного смешная Тамара — Юлия Дейнега, жёсткая, пробивная внешне, но так же несчастная Людмила — Арина Лыкова, потерявшийся в собственной жизни Валя — Владимир Карпов и, конечно же, потерявшая со смертью сына свой «тихий свет» хромоножка — Марина Даминева. Все эти перевоплощения столь же неожиданны, как и точны.
Елена Алдашева: «Ключевое отличие „Тихого света“ Серзина от пьесы — хронотоп и первое „предлагаемое обстоятельство“. У Козырчикова герои живут в ожидании конца света, хоть и говорят, что уже в аду или что Апокалипсис происходит на их глазах. У Серзина они в безвременье, в очевидном, но неопределённом „после“. Про то, как у собственного крыльца в атмосфере „русского Триера“ люди ждут катастрофы, он уже поставил „Мещан“ в новосибирском „Красном факеле“. Но это было два года назад. Там, кстати, дыхание хтони и тоскливо-пугающей, но захватывающей дух природы „родных просторов“ во многом возникало благодаря работе видеохудожника — актрисы БДТ Александры Магелатовой. С ней Серзин выпустил и „Воскресение“ в Театре на Садовой (бывший „Приют комедианта“), и „Тихий свет“ — практически прямое продолжение этого спектакля. Та же серая — только на сей раз не тюремная металлическая, а скорее „каменная“ — стена с небольшим окошком, перед которой в статичной фронтальной мизансцене негромко, печалясь, ссорясь, храбрясь и ёрничая, ведут разговоры немногочисленные герои».