Свобода нуждается в содержании
В христианской традиции государство как таковое имеет относительное, а не абсолютное значение. Хотя известно, что многие выдающиеся православные подвижники были сторонниками православной монархии, являющей собою как бы некое отображение Царства Христова на земле. Но идеализировать временные и преходящие политические формы земной человеческой жизни — большое заблуждение и подрыв эсхатологических основ бытия христианина в целом.
После крушения тоталитарной системы бывшего Советского Союза в странах постсоветского пространства распространилось убеждение, что демократию следует признать единственной приемлемой системой управления. Она осуществляет разделение властей и контроль за властью, предоставляя тем самым наилучшие гарантии от произвола и угнетения, гарантии свободы каждого и соблюдения прав человека.
Когда мы говорим сегодня о демократии, то подразумеваем, в первую очередь, её блага: участие всех граждан во власти, что является выражением свободы. Никто не должен быть лишь объектом власти, подчинённым; каждый должен иметь возможность внести свою долю в совокупность политического действия. Только будучи полноценно причастными к власти, люди могут быть подлинно свободными гражданами.
Таким образом, главной целью общества сделано распоряжение индивидуума самим собой. Общество как таковое не имеет никакой ценности, но существует только для того, чтобы дать возможность каждому быть самим собой. Но бессодержательная индивидуальная свобода, представляющаяся высшей целью, сама себя упраздняет, потому что частная свобода нуждается в ограничении, иначе становится насилием против других.
Итак, свобода нуждается в содержании. Мы можем определить его как обеспечение прав человека.
Ценности вместо истины
Но в одном ряду с идеей свободы стоит два других понятия: право и благо.
Уточним, что под истинным благом для человека, прежде всего подразумевается свобода, но свобода во Христе; остальные блага кажутся нам сегодня скорее спорными, ими слишком легко злоупотребить. Православный христианин не может допустить, чтобы государство навязывало ему какую-то определённую идею блага. Проблема станет еще яснее, если уточнить понятие блага с помощью понятия истины. Истина - понимание того, что есть благо, не представляется доступной общественному познанию. Она спорна. Попытка навязать всем то, что кажется истиной только одной части граждан, считается порабощением совести: понятие истины таким образом оказывается в зоне нетерпимости и антидемократичности.
Это означает, что именно для демократии представляется необходимой некая основа, состоящая в истине, причем в истине вечной и абсолютной. Но, к сожалению, современное общество предпочитает говорить о ценностях, а не об истине, чтобы не вступать в конфликт с идеей толерантности и демократическим релятивизмом.
Когда политика справедлива
Сегодня противостоят друг другу две основные позиции. С одной стороны, позиция радикального релятивизма, отражающая стремление полностью вывести за рамки политики понятие блага (и тем более — понятие истины), чтобы оно не угрожало свободе. Этому воззрению противостоит другой тезис, согласно которому истина — не продукт политики (проводимой большинством), но основа бытия и абсолютное начало. Не практика жизни создает истину, но истина обеспечивает верную практику. Политика справедлива и способствует свободе в том случае, если служит сочетанию ценностей и прав, указываемых нам Божественным Откровением.
Соответственно задача государства состоит не в том, чтобы обеспечить счастье для всего человечества, а следовательно, не в том, чтобы воспитать новый вид человека. Его задача и не в том, чтобы превратить мир в рай — это ему не дано; если же государство делает такие попытки, то абсолютизирует себя, позиционирует себя вместо бога и становится тогда — как мы видим это в Апокалипсисе — зверем из бездны, силой антихриста.
Два вида государства
В этом контексте важно постоянно сопоставить два текста Священного Писания, на первый взгляд противоречащих друг другу, но по сути связанных: Послание к Римлянам, глава 13 и Откровение Иоанна Богослова, глава 13. Послание к Римлянам описывает государство в его упорядоченной форме — государство, которое держится в своих пределах и не выдаёт себя самое за источник истины и права.
Павел рассматривает государство, представляющее порядок, создающий возможность для существования отдельного человека и для сосуществования людей. Такому государству надлежит подчиняться. Подчинение праву — не ущемление свободы, но её условие.
Откровение, напротив, рисует образ государства, провозглашающего себя Богом и произвольно устанавливающего, что следует считать справедливым и истинным. Когда государство абсолютизировало своё право на истину, начинался процесс диктатуры и вмешательства во внутреннюю жизнь Церкви. Такое государство разрушает человека, а потому не может претендовать на повиновение.