Найти в Дзене
Радио "Планета"

24 декабря 1972 года с группой Manfred Mann’s Earth Band произошёл случай, который идеально характеризует и время, и саму группу

Курьёз, почти анекдот, но с характером. Полиция решила, что музыканты играют слишком громко. Настолько громко, что, по мнению блюстителей порядка, это требовало немедленного вмешательства. Проблема была лишь в одном: музыка звучала… тихо, интеллигентно и даже задумчиво. Но когда власти решили вмешаться, всё пошло по классическому сценарию студенческих городков: началась суматоха, затем — возмущение, потом — беспорядки среди студентов местного университета. Так тихая, сложная, почти философская музыка Manfred Mann’s Earth Band неожиданно стала саундтреком к настоящему хаосу. Согласитесь, есть в этом какая-то прекрасная ирония: прогрессивный рок, который приняли за шумный бунт. Чтобы понять, как всё к этому пришло, нужно немного вернуться назад. Я уже рассказывал, как Манфред Мэнн — композитор, аранжировщик и один из самых интеллигентных умов британской сцены — в 1960-е годы построил свою карьеру на изящных и очень удачных обработках чужих, зачастую малоизвестных песен. Он умел слышать

24 декабря 1972 года с группой Manfred Mann’s Earth Band произошёл случай, который идеально характеризует и время, и саму группу. Курьёз, почти анекдот, но с характером. Полиция решила, что музыканты играют слишком громко. Настолько громко, что, по мнению блюстителей порядка, это требовало немедленного вмешательства. Проблема была лишь в одном: музыка звучала… тихо, интеллигентно и даже задумчиво.

Но когда власти решили вмешаться, всё пошло по классическому сценарию студенческих городков: началась суматоха, затем — возмущение, потом — беспорядки среди студентов местного университета. Так тихая, сложная, почти философская музыка Manfred Mann’s Earth Band неожиданно стала саундтреком к настоящему хаосу. Согласитесь, есть в этом какая-то прекрасная ирония: прогрессивный рок, который приняли за шумный бунт.

Чтобы понять, как всё к этому пришло, нужно немного вернуться назад. Я уже рассказывал, как Манфред Мэнн — композитор, аранжировщик и один из самых интеллигентных умов британской сцены — в 1960-е годы построил свою карьеру на изящных и очень удачных обработках чужих, зачастую малоизвестных песен. Он умел слышать в простом материале потенциал и превращать его в хит. И этой традиции Манфред не изменил и в 1970-е годы.

А вот музыкальную стилистику он поменял радикально. К началу нового десятилетия Манфреду откровенно надоели трёхминутные поп-песни, формат радиостанций и вечная гонка за синглами. Хотелось воздуха, пространства, размаха. Хотелось делать музыку не «на сейчас», а «надолго». И в 1971 году он решает полностью реализовать свои амбиции, обратившись к прогрессив-року и хард-року — жанрам сложным, многослойным и требующим полной творческой свободы.

Так появляется проект MANFRED MANN’S EARTH BAND — «Земной оркестр Манфреда Мэнна». Уже одно название звучало масштабно и немного философски. Музыка группы была соответствующей: пространной, полистилистической, насыщенной клавишными, сменами настроений и сложными аранжировками. Это были не просто песни — это были путешествия.

К успеху Earth Band шли медленно, но уверенно. Их путь не был взрывным, зато был основательным. Иногда даже методы продвижения выглядели необычно и по-хипповски изобретательно. Например, в конверт одной из пластинок вкладывался купон, дающий право на приобретение одного квадратного фута земли в Уэльсе. Музыка плюс кусочек реального мира — почти концептуальное искусство.

Но, конечно, главный секрет успеха Earth Band заключался не в валлийской земле и не в маркетинговых трюках, а в роскошных, продуманных до мелочей аранжировках. Манфред Мэнн умел превращать исходный материал в нечто принципиально новое. И, пожалуй, самым впечатляющим примером этого стала композиция “Father of Day, Father of Night”.

https://youtu.be/jlEX6cTTE7M