В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли.
Церковь находится на высокой бровке когда-то спрятанной в трубу речушки Рачки, на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря.
Шесть веков на Ивановской горке в бывших великокняжеских садах в храме во имя крестителя Руси возносятся молитвы за народ, «власти и воинства».
На этом месте некогда преклоняли свои колени великие князья Московские, здесь молились патриархи, русские цари и царицы. Немало, подобно всей Москве и России, пришлось претерпеть и храму, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей - набеги татар, польская интервенция, пожары, чума, французское нашествие.
Деревянный храм на Ивановской горке
Первый (а до 1902 года — и единственный) храм в Москве, посвященный крестителю Руси, построен в загородном княжеском имении великого князя Василия I Димитриевича между 1407 и 1417 годом.
Возможно, строительство было связано с 400-летием со дня кончины князя Владимира (1015 год). Храм был деревянным.
Название «в Садех» — церковь святого князя Владимира носит потому, что в XIV–XV веках в этой местности находились Великокняжеские сады.
Каменный храм
В 1514–1516 годах по указанию великого князя Василия III Ивановича на месте деревянного храма святого князя Владимира итальянцем Алевизом Фрязином строится новый – каменный.
«Въ лѣто ҂ЗКВ (1514 год н.э. от Р.Х.) февраля, пріиде на Москву къ великому князю Василію Ивановичу всея Руси посолъ отъ Максимьяна, избраннаго цесаря римскаго. Тоя же весны благовѣрный и христолюбивый князь великій Василій Ивановичъ всея Руси со многимъ желаніемъ и вѣрою повелѣ заложити и сдѣлати церкви каменныя и кирпичныя на Москвѣ: на Большомъ посадѣ за торгомъ церковь Введеніе святыя Богородицы да церковь Володимеръ святый въ Садѣхъ». А мастер Алевиз Фрязин».
Строительство храма было окончено 3 февраля 1516 года.
При сыне Василия III — Иване Грозном территория древней и на тот момент уже давно не функционировавшей великокняжеской резиденции (так, Баталов считает, что в конце XV века «хоромного» строения в великокняжеской усадьбе, вероятнее всего, не было) вошла в земщину.
В конце XVI века Старые Сады оказались в черте Белого города, где активно начала строиться выселенная из опричных земель знать. В начале XVII века церковь во имя Святого Владимира превратилась в приходскую, вокруг нее образовался погост.
Согласно выписке из «Строельной 7165 (1657 от Р.Х.) года в царствование Царя Алексея Михайловича книге Кремля, Китая, Белого и Земляного городов», «под церковью земли и кладбище длиннику по улице, что ото рву 33 сажени, по другой стороне 23 1/2 сажени, поперег, подле диаконовского двора 19 сажень, в другом поперечнике по сторонам дьяковского двора в узком месте кладбище ж 8 сажень. И то кладбище в длину пространно, а в поперечнике тесно…». Через некоторое время кладбище было расширено за счет перенесения дворов служителей и по царскому указу огорожено глухим забором.
Алевизовский храм простоял полтора века. Во второй половине XVII века церковь перестроили. Причина перестройки неизвестна. Исследователи полагают, что храм мог быть перестроен в рамках каменного строительства, которое в то время вели жившие в местном приходе бояре, представители служилых сословий. Некоторые на свои средства устраивали и содержали в приходских храмах фамильные, «домовые», приделы, куда часто устраивали отдельный вход.
Точная дата реконструкции также не определена, в документах фигурируют лишь: 1677 год —освящение придела Кирика и Иулитты; 1688 год — благословление храма патриархом Иоакимом, принесшим сюда образ Владимирской Божией матери; 1689 год — освящение придела мучеников Бориса и Глеба, на котором присутствовала царевна Софья.
Царевна Софья часто ходила в этот храм. «14 июля она царевна Софья одна ходила в церковь св. Владимира, что в Садех, 15 июля в самый праздник св. Владимира она одна изволила быть в той же церкви на освящении и у обедни» — писал И.Е. Забелин, известный археолог и историк, специалист по истории Москвы, в «Домашнем быте русских цариц в XVI и XVII столетиях».
Итак, в XVII веке храм приобрел сложную ассиметричную композицию: основной пятиглавый объем с тремя апсидами и открытым южным крыльцом; западный притвор с небольшим южным приделом Кирика и Иулитты; увенчанный небольшой центральной главой северный теплый придел Бориса и Глеба с одной апсидой и трапезной; колокольня, возведенная над северо-западным углом трапезной.
Фасады придела Бориса и Глеба украсили кокошники, окна — нарядные наличники, а барабаны всех пяти глав — декоративные элементы в виде переплетающихся жгутов. Идентичный декор глав был у церкви Космы и Дамиана в Нижних Садовниках, возведенной в 1657 году (снесена в 1932 году).
XVIII–XIX века
Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что объемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается и этот самый предел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна.
Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в.
Интересно отметить изменения в названии храма. Деревянная церковь при великокняжеском дворе именовалась «Святой Володимер». При каменной церкви постройки Алевиза Нового уже не было великокняжеского двора, но оставались сады, и церковь с того времени именуется «Святой Володимир в Садех». Но это место продолжало оставаться государевым, и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были и Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоят в тихом Подкопаевском переулке.
В самом конце XVII в. в Кремле устраивается царский Новый сад, и церковь именуется уже «Князь-Владимирская, что в Старых Садех».
До 1711 года при церкви святого князя Владимира, что в Садех, была Патриаршая богадельня, где призревалось от 41 до 88 человек мужского и женского пола. В настоящее время на месте Патриаршей богадельни стоит двухэтажный каменный дом причта.
В старину в этот день около церкви и в ближайшей округе собиралось большое количество народа, и проходила шерстяная ярмарка. Крестьяне привозили множество возов с шерстью, и после праздничной службы начиналась бойкая торговля. Одновременно по бокам церкви устраивались палатки со съестными припасами и сбитнем для всех участвующих в ярмарке. Церковь св. Владимира с утра и до вечера не запиралась, потому что почти все приезжавшие торговцы-крестьяне служили вскладчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову.
Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2–3 каждый, а за два дня праздника священнику приходилось отслужить более 800 молебнов. Из воспоминаний современника мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красные ниточки.
Со временем вид храма постепенно изменялся. В XVIII–XIX веках основными причинами перестройки храма были пожары. Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой «алевизовской» постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не один раз - ведь он горел и в Троицкий пожар.
В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск, церковь вновь пострадала от пожара. При церкви сгорело 16 дворов, в том числе дома священнослужителей. «Яко совсем не нужная, которая навсегда имеет остаться без прихода» церковь была «назначена к уничтожению».
После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства. В июле 1813 г., ссылаясь на уважение к памяти св. князя Владимира, «сего великого угодника Божия, основавшего в России христианскую веру и доныне покровительствующаго оной, во имя которого в Москве был один сей храм», он просит разрешения «исправить церковь на свой кошт». После ремонта главный храм и придел святых князей Бориса и Глеба были освящены 19 ноября 1819 г. Придел же во имя святых мучеников Кирика и Иулиттты был освящен только в 1827 г. митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.
К этому времени церковь в процессе многочисленных послепожарных ремонтов уже претерпела ряд существенных изменений: была перестроена колокольня XVII в., разобраны завершения стен основного объема Владимирской церкви в виде кокошников. Многие архитектурные детали оказались скрытыми на чердаках, потерял свое завершение придел святых Кирика и Иулиттты.
До 1812 г. при храме было обширное кладбище. С погоста храма еще в конце XIX в. на запад открывался вид на значительную часть Москвы по направлению к Воробьевым горам и на сами горы. Напротив храма св. Владимира, как уже отмечалось, находился старинный Ивановский женский монастырь. Главный храмовый праздник в монастыре - день памяти Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентября по новому) - праздновался также и в храме Крестителя Руси.
В старину в этот день около церкви и в ближайшей округе собиралось большое количество народа, и проходила шерстяная ярмарка. Крестьяне привозили множество возов с шерстью, и после праздничной службы начиналась бойкая торговля. Одновременно по бокам церкви устраивались палатки со съестными припасами и сбитнем для всех участвующих в ярмарке. Церковь св. Владимира с утра и до вечера не запиралась, потому что почти все приезжавшие торговцы-крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2–3 каждый, а за два дня праздника священнику приходилось отслужить более 800 молебнов. Из воспоминаний современника мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красные ниточки.
Верх храма снова перестраивали в XIX веке. Вероятно, строители стремились к некоторой стилизации, сохранению привычного вида храма (хотя бы отчасти), поэтому многие детали внешней отделки не похожи на современные им.
Летом 1888 года храм Святого Владимира стал главным «героем» празднования 900-летия крещения Руси, поскольку, как уже упоминалось выше, храм, посвящённый Владимиру-крестителю, был на тот момент единственным. Именно в нем началась литургия, посвященная значимому событию, которое на века определило пусть государства и народа. По окончании литургии от храма отправился крестный ход в Кремль.
После революции храм действовал до 1932 года, пока его не решили передать в ведение ОГПУ, храм был закрыт в 1933 году. В 1937 году церковь начали разбирать. Были разрушены пять глав, венчающих храм, уничтожено внутреннее убранство. При этом сектор науки Народного комиссариата просвещения попытался хоть как-то спасти «выдающийся памятник архитектуры постройки знаменитого итальянского архитектора Алевизо». Поэтому запретил работы, которые могли бы исказить облик памятника, то есть снимать главы и кресты, растесывать и пробивать новые оконные и дверные проемы и т.д. И тем не менее, барабаны с главами и крестами были разобраны.
Перед этим архитектор Георгий Васильевич Севан из архитектурной мастерской Жолтовского успел произвести обмер памятника. В 1948 году здание передали Государственной публичной исторической библиотеке, располагавшейся в том же Старосадском переулке.
И снова храм чуть не снесли, чтобы освободить место для нового корпуса библиотеки. Однако этого по счастью не произошло, и в древней церкви разместили резервный книжный фонд, установив высокие многоярусные стеллажи. В 1980 году пожар повредил остатки росписей на сводах и стенах.
В период длительной реставрации храма были воссозданы по старым фотографиям и обмерам главы и кокошники; восстановлены наличники, частично стесанные в XVIII веке в процессе расширения оконных проемов; воссозданы и восстановлены рельефные поливные изразцы второй половины XVII века; восстановлены первоначальные оконные проемы с лучковыми и прямыми перемычками, оконные решетки; отреставрированы порталы.
В 1991 году. после длительного перерыва, в отреставрированном храме состоялась первая литургия. В 1998 году возобновились богослужения в приделе Бориса и Глеба.
Храм святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех — не просто выдающийся памятник московской архитектуры, но и живой свидетель более чем шестивековой истории столицы. Его судьба отражает ключевые вехи развития города: от великокняжеской резиденции XV века до современного приходского центра.
Если понравилась статья - поставьте лайк, и подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.
Отдельная благодарность подписчикам за поддержку канала.