Найти в Дзене
Особое дело

Его считали безобидным человеком с разумом ребенка. Но он целый год водил за нос лучших следователей области

Копейск, Челябинская область, 2002 год. Тихий шахтерский городок живет своей размеренной жизнью, не подозревая, что на его улицах появился хищник. Никто не обращает внимания на 29-летнего, немного странного, заикающегося парня с длинными волосами. Но именно он, Вячеслав Яиков, войдет в криминальную историю России как «копейский душитель» — человек, в котором парадоксальным образом сочетались жестокость и диагноз, ставящий под сомнение его вменяемость. Чтобы понять, как человек с официальным диагнозом «олигофрения в степени имбецильности» мог больше года водить за нос всю милицию области, нужно вернуться в его детство. Славик Яиков рос в Киргизии. Он был глубоко проблемным ребенком, и к восьми годам его словарный запас состоял из нескольких слов вроде «мама» и «дай». Мать, Вера Яикова, приложила невероятные усилия, чтобы пристроить его в обычную школу, которую он кое-как окончил. Затем было ПТУ, где он встретил свою первую любовь — Таню, такую же девушку с особенностями развития. Они пр

Добрый день!

Копейск, Челябинская область, 2002 год. Тихий шахтерский городок живет своей размеренной жизнью, не подозревая, что на его улицах появился хищник. Никто не обращает внимания на 29-летнего, немного странного, заикающегося парня с длинными волосами. Но именно он, Вячеслав Яиков, войдет в криминальную историю России как «копейский душитель» — человек, в котором парадоксальным образом сочетались жестокость и диагноз, ставящий под сомнение его вменяемость.

Фото: Википедия
Фото: Википедия

Чтобы понять, как человек с официальным диагнозом «олигофрения в степени имбецильности» мог больше года водить за нос всю милицию области, нужно вернуться в его детство. Славик Яиков рос в Киргизии. Он был глубоко проблемным ребенком, и к восьми годам его словарный запас состоял из нескольких слов вроде «мама» и «дай». Мать, Вера Яикова, приложила невероятные усилия, чтобы пристроить его в обычную школу, которую он кое-как окончил. Затем было ПТУ, где он встретил свою первую любовь — Таню, такую же девушку с особенностями развития. Они прожили вместе восемь лет в доме, который им купила мать в Копейске, но потом расстались.

Вячеслав Яиков с мамой и своей девушкой. Фото: кадр из сериала «Как вырастить маньяка»
Вячеслав Яиков с мамой и своей девушкой. Фото: кадр из сериала «Как вырастить маньяка»

Именно тогда, оставшись один, Яиков и начал свой страшный путь. Его попытки познакомиться с девушками на улицах неизменно заканчивались насмешками и унизительными отказами.

С октября 2002 по сентябрь 2003 года Яиков совершил серию нападений. Его жертвами становились женщины разного возраста. Он действовал по одной и той же схеме: выслеживал и нападал в безлюдном месте. Больше года милиция не могла выйти на его след. Он не оставлял улик, а его кандидатура, в силу диагноза, не попадала ни в одну из стандартных оперативных разработок по поиску расчетливого серийного убийцы.

Самым резонансным и трагическим эпизодом стало нападение на двух 17-летних школьниц, Оксану и Лену. Подруги возвращались домой поздно вечером после дискотеки по случаю последнего звонка. На территории заброшенного детского сада к ним подошел познакомиться Яиков. Получив очередной отказ, он пришел в ярость. На следующее утро девушки были найдены у стены детского сада.

Это преступление всколыхнуло весь город. Расследованием занялась усиленная группа следователей из Челябинска. Проверяли сотни людей: ранее судимых, психически больных, вернувшихся из горячих точек. Улицы начали патрулировать не только милицейские наряды, но и добровольные дружины из местных жителей, которые хотели защитить своих родных. Но маньяк как будто растворился.

Место последнего преступления Яикова. Фото: из материалов уголовного дела
Место последнего преступления Яикова. Фото: из материалов уголовного дела

Поимка произошла почти случайно, во время его последнего нападения. 19 сентября 2003 года 24-летняя Света возвращалась домой от жениха. Яиков напал на нее и потащил в кусты. Шум борьбы и крики услышала компания молодых людей, проходивших мимо. Они не решились вмешаться, но, поняв, что происходит что-то неладное, добежали до ближайшей АЗС и попросили оператора вызвать милицию. Это решение спасло девушке жизнь.

Прибывший наряд начал прочесывать кусты. В свете фонаря милиционеры заметили какое-то движение и бросились в погоню. Преступник пытался скрыться, но был обнаружен на дереве, где он затаился. После нескольких предупредительных выстрелов из газового пистолета преступник был задержан.

На допросах он вел себя покорно, не отпирался, спокойно рассказывал о содеянном и участвовал в следственных экспериментах. Яиков жаловался на постоянные головные боли, которые якобы и толкали его на преступления. Несмотря на свой диагноз, он проявлял определенную хитрость. Во время одного из следственных действий с него сняли наручники и с провокацией предложили бежать, он отказался, сказав: «Вы же меня тогда застрелите при попытке к бегству».

Фото: www.chel.kp.ru
Фото: www.chel.kp.ru

Следствие длилось почти пять лет. Были проведены многочисленные судебно-психиатрические экспертизы. В итоге в 2008 году суд вынес вердикт: Вячеслав Яиков признан виновным во всех эпизодах, но, на основании заключения врачей, освобожден от уголовной ответственности как невменяемый. Ему было назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Единственным человеком, который до сих пор не верит в его виновность, осталась его мать, Вера Яикова. Она продолжает посылать сыну посылки и молиться за него. Женщина даже обращалась в Европейский суд по правам человека, заявляя о нарушениях в ходе следствия и фальсификации доказательств. Однако все попытки пересмотреть дело оказались безуспешными.

Подписывайтесь на канал Особое дело и читайте другие статьи: