Найти в Дзене
Сочиняка

Сочинение «Ревизор» как зеркало общества: что каждый читатель может увидеть в этой комедии?

(Подойдет, если нужен чёткий, понятный текст с аргументами) Тема: «Ревизор» как зеркало общества: что каждый читатель может увидеть в этой комедии? Николай Васильевич Гоголь поставил к своей комедии «Ревизор» очень точный эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эти слова — ключ к пониманию всей пьесы. Гоголь хотел не просто посмеяться над глупыми чиновниками уездного города N, а показать нам, читателям и зрителям, самих себя. Город N в комедии — это не какая-то конкретная точка на карте, а сборный образ всей страны, модель нашего общества в миниатюре. Что же мы видим в этом зеркале? Прежде всего, страх. Весь сюжет закручивается вокруг страха перед вышестоящим начальством. Городничий и его подчиненные боятся ревизора не потому, что уважают закон, а потому, что знают за собой грехи. Этот страх заставляет их видеть важную персону в «фитюльке» Хлестакове. Разве сегодня мы не встречаем людей, которые готовы унижаться перед начальством и пренебрегать простыми людьми? Чинопочитан
Оглавление

Вариант 1: Классическое школьное сочинение

(Подойдет, если нужен чёткий, понятный текст с аргументами)

Тема: «Ревизор» как зеркало общества: что каждый читатель может увидеть в этой комедии?

Николай Васильевич Гоголь поставил к своей комедии «Ревизор» очень точный эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Эти слова — ключ к пониманию всей пьесы. Гоголь хотел не просто посмеяться над глупыми чиновниками уездного города N, а показать нам, читателям и зрителям, самих себя. Город N в комедии — это не какая-то конкретная точка на карте, а сборный образ всей страны, модель нашего общества в миниатюре.

Что же мы видим в этом зеркале? Прежде всего, страх. Весь сюжет закручивается вокруг страха перед вышестоящим начальством. Городничий и его подчиненные боятся ревизора не потому, что уважают закон, а потому, что знают за собой грехи. Этот страх заставляет их видеть важную персону в «фитюльке» Хлестакове. Разве сегодня мы не встречаем людей, которые готовы унижаться перед начальством и пренебрегать простыми людьми? Чинопочитание, которое высмеивает Гоголь, никуда не исчезло.

Второй порок, который отражает комедия, — это желание казаться, а не быть. Ярче всего это видно в Хлестакове. Он пустой человек, «без царя в голове», но как он упоенно врет! И самое страшное, что ему верят. Чиновники сами обманывают себя, потому что привыкли к фальши. Они судят людей по одежде и столичным манерам, а не по уму или поступкам. Эта «хлестаковщина» — стремление пустить пыль в глаза — знакома и современному человеку.

Финал пьесы — самый сильный момент. Знаменитая фраза Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» — обращена прямо в зрительный зал. Гоголь срывает маски. В немой сцене каждый персонаж застывает, и в этот момент мы должны задуматься: а нет ли в нас самих черт Городничего, Ляпкина-Тяпкина или Хлестакова?

Таким образом, «Ревизор» остается зеркалом для любого поколения. В комедии мы видим не карикатуры на людей XIX века, а вечные человеческие слабости: лицемерие, взяточничество, трусость и духовную пустоту. Гоголь призывает нас не отворачиваться от этого зеркала, а честно взглянуть в него и попытаться стать лучше.

Вариант 2: Более рассуждающее сочинение

(Подойдет, если учитель любит, когда ученик высказывает своё мнение)

Тема: Что отражает зеркало «Ревизора»?

Когда читаешь «Ревизора», сначала становится просто смешно. Глупый Городничий, который надевает коробку вместо шляпы, дрожащие чиновники, хвастливый Хлестаков — всё это кажется забавным анекдотом из далекого прошлого. Но стоит вспомнить эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», как смех сменяется грустными размышлениями. Гоголь создал пьесу-зеркало, и каждый, кто заглядывает в неё, рискует увидеть там свои недостатки.

В этом зеркале мы видим общество, построенное на лжи и страхе. В городе N никто не живет честно. Судья берет взятки борзыми щенками, попечитель богоугодных заведений кормит больных одной капустой, а почтмейстер читает чужие письма ради развлечения. Самое страшное, что для них это норма жизни. Они искренне не понимают, что можно жить иначе. Глядя на них, современный читатель может увидеть и наши сегодняшние проблемы: халатность, желание свалить вину на другого и привычку решать вопросы «по знакомству», а не по закону.

Особенно интересно (и неприятно) узнавать себя в Хлестакове. В каждом из нас иногда просыпается этот «ревизор». Нам всем порой хочется приукрасить свои достижения, показаться важнее и умнее, чем мы есть на самом деле. Хлестаков смешон своей наивностью, но ведь и чиновники, которые ему верят, смешны своей слепотой. Они видят то, что хотят видеть.

Но главный урок Гоголя ждет нас в конце. Знаменитая немая сцена — это момент истины. Когда приезжает настоящий ревизор, все замирают в ужасе. Это не просто страх наказания, это момент, когда совесть (настоящий ревизор) наконец-то просыпается. Гоголь хотел, чтобы после спектакля зритель вышел из театра не веселым, а задумчивым.

«Ревизор» актуален до сих пор, потому что природа человека меняется медленно. Комедия показывает нам, что общественные пороки складываются из пороков каждого отдельного человека. И если мы видим в этом зеркале что-то кривое и неприятное, не стоит ругать автора или время. Нужно, как и хотел Гоголь, посмотреть на себя со стороны и попытаться исправить собственную душу.

Советы, как сделать текст «своим»:

  1. Выберите любимого героя (или самого противного). Если вам особенно не нравится, например, Земляника (который доносил на всех), добавьте про него одно предложение. Это покажет учителю, что вы читали текст внимательно.
  2. Про "хлестаковщину". Это хорошее слово, учителя литературы его любят. Обязательно оставьте его в тексте.
  3. Немая сцена. Это важный элемент. Упомяните, что это не просто "все замолчали", а это суд совести. Это всегда добавляет баллов к ответу.