Вот, прям с порога: не осуждайте меня. Тогда такой период был, что мы в конце лета несколько французских квази-исторических фильмов посмотрели. Потому что сошлись во мнении, что французские фильмы с комедийными вайбами прикольные. Хотя конкретный фильм и мало тянет на комедию, да.
Это очередная «историческая» комедия от Эрика Беснара, а по сути – костюмированный спектакль с неумело встроенной драмой и попытками в гастрономический шарм. Автор пытался показать, как во Франции рождался самый первый ресторан.
Оригинальное и альтернативные названия:
- Délicieux — французский вариант, насколько понимаю, не только про еду, но и про наслаждение как таковое
- Delicious — английский, вроде бы, больше сфокусирован на еде, хотя кто знает как ещё они это слово используют
- «Восхитительно!» — основной прокатный вариант в России, и он весьма точно передаёт смысл (связь с едой и общим наслаждением)
- «Вкусный/Вкусно» — в ряде неофициальных переводов
Фильм довольно... странный. Очевидно, он создавался на волне современного интереса к кулинарии, но пытался сделать это через призму исторических реалий. А там была своя специфика в подходе к приготовлению блюд. И больше всего меня изумило отношение к картошке.
О чём фильм?
Перед нами история какого-то прямо выдающегося кулинара-экспериментатора, который, несмотря на своё крестьянское происхождение, пытается находить новые вкусы вопреки распоряжению аристократов.
У нас тут Франция 1789 года, скоро будет Великая революция. А шеф-повар Пьер Мансерон пытался подать на банкете своё очередное изобретение – закуску из картофеля. Наличие этого «простого» продукта оскорбляет гостей, из-за чего граф (или кто он там) выгоняет повара.
И это довольно странный сюжетный поворот для меня, если честно. Как бы, да, картошка очень сильно распространилась за счёт своей простоты выращивания в суровых условиях, все дела. Ещё не придумали шибко много рецептов с зажариванием, фритюром и вот этим всем. Но... как бы, это заокеанский продукт с другого конца света: вы бы оскорбились, если бы вам на банкете подали блюдо из бананов? Так что кулинарные пристрастия французской аристократии лично меня вогнали в ступор.
Поскольку начальник Мансерона был тот ещё гурман, он посчитал продукт слишком низким. В итоге повар отправляется вместе с сыном в отцовскую таверну, где встречает странноватую женщину средних лет по имени Луиза. Луиза очевидно не умеет готовить, но зачем-то хочет стать ученицей Пьера.
И вот вместе они открывают первое заведение, где могут экспериментировать с простыми продуктами (обладая знаниями о высочайшей французской кухне) и где еду за деньги подают всем желающим, включая крестьян. Такой вот прообраз ресторана.
В чём суть конфликта? Герцог Шамфор (да, в процессе написания мне удалось вспомнить имя начальника) руководствуется принципом, что еда – это искусство. Что её нельзя портить «низкими» продуктами, дурной сервировкой, неуместными сочетаниями, что её невозможно подавать крестьянам, и уж тем более – это нонсенс, если за деньги хорошие блюда сможет попробовать кто угодно.
В фильме неплохо показаны социальные противоречия (хотя то, что Мансерона всего лишь изгнали, кажется нереалистичным), тем паче, что повар отказался извиняться перед знатью. Мы проходим несколько арок:
- увольнение Мансерона и кризис «веры в кулинарию»;
- неожиданное прибытие Луизы и разгорающаяся страсть;
- тянущийся конфликт с герцогом, который недоволен бизнесом своего бывшего слуги.
Иронично, что хотя Луиза и не умеет готовить, но у неё оказываются внезапные знания о высокой кухне и изысканный вкус. Благодаря чему им всё-таки удаётся открыть ресторан, что провоцирует герцога.
Хотя финал и сводится к тому, что ресторан – как бы символ равенства между сословиями и сам по себе является революционным. Но сцены были несколько... вялыми? Много еды и болтовни, мало действия. Какой-то пшик.
Как оценили фильм?
В целом, впечатление было приятным. Картинка завораживает, еда выглядит притягательно, другое дело, что во всяких японско-корейских комиксах с мультиками непременно превратили бы это в энергичную сцену приготовления, подачи и дегустации. Здесь же всё крайне тягучее. Да, атмосферно, но местами несколько скучно.
Ощущение уюта и гастрономические сцены радуют, однако предсказуемость и медленный темп чуть-чуть душат. Забавно, что авторы попытались превратить Пьера в предвестника Революции, но сделали это настолько никак, что легко можно упустить эту сюжетную нить.
Что хорошего?
Я оцениваю фильм нейтрально, поэтому сегодня расположение блоков хорошего и плохого не играет особой роли. Скорее, отражает некоторое разочарование за сумбур и вялость.
Дуэт Луизы и Пьера изумительный, актёрская игра – выше всяких похвал. Здесь нет кривляний, переигрывания, просто два взрослых человека со своей историей. И еда, конечно же.
Что плохого?
...сюжет при этом предсказуемый. Там нет никаких загадок или сюрпризов. Всё слишком очевидно. Действия происходят в, скорее, замкнутом пространстве кухни и пары сарайчиков, из-за чего фильм кажется камерным и даже артхаусным. Темы раскрываются поверхностно, а логика событий несколько хромает:
- темп вялый;
- подача сумбурная;
- предсказуемость переходит в скуку;
- большинство персонажей поверхностные;
- количеством «панорам с едой» явно маскируют слабый нарратив.
В общем, неоднозначное у меня впечатление.
Кулинарная драма
От меня фильм «Восхитительно!» 2021 года получает 6 баллов из 10 за свою вяло-сумбурную подачу.
В нём были занимательные моменты, но они так и не раскрылись в полной мере.
Кому смотреть?
Фильм для любителей лёгких исторических комедий или гастрономических историй. Точечный юмор и визуал наверняка понравятся любитебям покушоц, хотя на динамичный сюжет и глубокую драму рассчитывать не приходится:
- Любите смотреть на красивую еду?
- Обожаете костюмированные представления?
- Нравится французская историческая эстетика?
- Наслаждаетесь камерными историями?
Если терпимы к артхаусным ноткам, фильм точно подарит приятные моменты.
P. S. Вот уж не знаю, насколько этот мой обзорный обзор полезен. Но в целом, фильм приятный, если хочется прямо-таки расслабиться и лишний раз не переживать.