Найти в Дзене
Кино со всех сторон

14 культовых фильмов, которые стали праздничной классикой вопреки всему. Без них праздник уже немыслим

В преддверии новогодних праздников миллионы людей по всему миру погружаются в особую атмосферу - время чудес, семейного уюта и, конечно же, магии кино. Традиционные рождественские фильмы, с их неизменными снегопадами, имбирными пряниками и Санта-Клаусами, уже давно стали неотъемлемой частью этих дней. Они дарят ощущение знакомого и предсказуемого волшебства. Однако кинематограф, как и человеческая душа, не терпит однообразия. Иногда хочется чего-то совершенно иного – фильма, где праздник служит лишь фоном для неординарных событий, глубоких размышлений или даже черного юмора. И удивительно, как часто именно такие "неформатные" картины, изначально не нацеленные на роль новогодних хитов, обретают статус культовых и годами транслируются в самый волшебный период.
Сегодня мы разберем боевики, триллеры и даже драмы, лишенные привычной праздничной мишуры. Настоящий калейдоскоп жанров, эпох и режиссерских замыслов, объединяющий истории, которые бросают вызов стереотипам и доказывают: для праз
Оглавление

В преддверии новогодних праздников миллионы людей по всему миру погружаются в особую атмосферу - время чудес, семейного уюта и, конечно же, магии кино. Традиционные рождественские фильмы, с их неизменными снегопадами, имбирными пряниками и Санта-Клаусами, уже давно стали неотъемлемой частью этих дней. Они дарят ощущение знакомого и предсказуемого волшебства.

Однако кинематограф, как и человеческая душа, не терпит однообразия. Иногда хочется чего-то совершенно иного – фильма, где праздник служит лишь фоном для неординарных событий, глубоких размышлений или даже черного юмора. И удивительно, как часто именно такие "неформатные" картины, изначально не нацеленные на роль новогодних хитов, обретают статус культовых и годами транслируются в самый волшебный период.

Сегодня мы разберем боевики, триллеры и даже драмы, лишенные привычной праздничной мишуры. Настоящий калейдоскоп жанров, эпох и режиссерских замыслов, объединяющий истории, которые бросают вызов стереотипам и доказывают: для праздничного настроения не всегда нужны эльфы и олени, порой достаточно харизматичного героя с пушкой в руках или сложной моральной дилеммы.

Смертельное оружие

1987

В 1987 году выдающийся режиссер Ричард Доннер представил миру «Смертельное оружие» - эталонный боевик, мастерски сочетающий в себе элементы драмы, комедии, триллера и детектива. Кто бы мог подумать, что, создавая этот динамичный криминальный шедевр, Доннер одновременно закладывал фундамент для одной из самых неожиданных рождественских традиций?

Ни сам режиссер, ни продюсер Джоэл Силвер, ни даже сценарист Шейн Блэк, который, как известно, любит погружать свои истории в рождественский антураж, не предполагали подобного исхода. Премьера фильма пришлась на март, а в некоторых странах и вовсе на лето 87-го. Это красноречиво свидетельствовало об отсутствии праздничных амбиций.

Джоэл Силвер, ветеран продюсерского цеха, однажды с присущей ему прямотой заявил:

Попасть в историю жанра боевика, сняв топовое кино – это да. А вот оказаться частью праздничного стола миллионов зрителей – это вряд ли.

Однако народное признание, как известно, непредсказуемо. Именно финальная сцена с рождественским ужином, где герои Мэла Гибсона (Риггс) и Дэнни Гловера (Мёрто) делят стол и душевную теплоту, оказалась тем катализатором, который навсегда вписал их в пантеон новогодних завсегдатаев. Последующие части франшизы лишь закрепили этот статус, утвердив «Смертельное оружие» в качестве обязательного пункта праздничной кинопрограммы.

На вопрос о том, как боевик, полный насилия и смертей, смог стать любимой рождественской классикой, Силвер ответил предельно лаконично:

У каждого свои герои на праздник.

И ведь действительно, для многих именно эти крутые парни, спасающие мир под звон колокольчиков, стали олицетворением праздничного духа, предлагая альтернативу приторным сказкам.

Крепкий орешек

-2

1988

«Добро пожаловать на вечеринку, приятель!» - эта культовая фраза из «Крепкого орешка» 1988 года мгновенно переносит нас в мир, где Рождество становится лишь фоном для беспощадной схватки одинокого героя против армии террористов. В отличие от создателей «Смертельного оружия», команда «Крепкого орешка» во главе со сценаристом Стивеном Е. де Соузой, казалось, намеренно насыщала фильм рождественскими отсылками, недвусмысленно заявляя о своих претензиях на место у праздничного телевизора.

Дискуссии о том, является ли «Крепкий орешек» рождественским фильмом, не утихают десятилетиями. Некоторые убеждены, что дух Рождества здесь не в срубленных ёлках и блестящих украшениях, а в самоотверженности и готовности Джона Макклейна (Брюс Уиллис) рисковать жизнью ради спасения незнакомцев и своей семьи в канун праздника. Это история о победе добра над злом, пусть и в очень брутальной обертке.

В сети можно найти десятки креативных рецензий, где авторы соревнуются в остроумии, сравнивая «Орешек» со «Смертельным оружием», Макклейна - с Санта-Клаусом, несущим "подарки" в виде гранат и автоматных очередей, а Хайнса Грубера (Алан Рикман) с Гринчем, похитителем Рождества.

Второй фильм франшизы окончательно утвердил «Крепкий орешек» в статусе новогоднего блокбастера. На постсоветском пространстве этот фильм, с его пиратскими кассетами и переводами Гаврилова или Володарского, стал таким же бессмертным символом Нового года, как салат оливье на праздничном столе.

Ледяной урожай

-3

2005

Криминальная комедия «Ледяной урожай» 2005 года, несмотря на звездный состав в лице Джона Кьюсака, Билли Боба Торнтона и Конни Нильсен, провалилась в прокате, не оправдав даже скромный бюджет. Кинокритики поначалу приняли ее довольно прохладно, а студия Focus Features мучительно пыталась определить оптимальную дату премьеры, в итоге выпустив фильм в ограниченный прокат в ноябре, чтобы избежать конкуренции. Так, леденящая душу история, разворачивающаяся в обледеневшей Уичите, штат Канзас, в канун Рождества, осталась незамеченной в год своего выхода.

Но, подобно настоящему новогоднему чуду, «Ледяной урожай» обрел вторую жизнь. Его стали часто транслировать по телевидению во время праздников, а затем эстафету подхватили онлайн-кинотеатры. Так, Харольд Рэмис, создавая мрачную криминальную драму в стиле неонуар, наполненную черным юмором, едкими диалогами и пронизывающей атмосферой, неожиданно для себя попал в топ новогодних фильмов.

Возможно, секрет успеха кроется в его нестандартности, в готовности предложить зрителю что-то помимо привычной праздничной приторности. Или, как сказал бы Силвер, «у каждого свои герои и свое кино на праздники». И для тех, кто ищет острых ощущений и тонкой иронии под бой курантов, этот фильм оказался идеальным выбором.

Поменяться местами

-4

1983

Что может быть лучше классической комедии для поднятия новогоднего настроения? «Поменяться местами» - это искрометная ретро-смехотерапия из 80-х, где на экране зажигают Эдди Мерфи, Дэн Эйкройд и Джейми Ли Кертис. Хотя Рождество в холодной Филадельфии с праздничными ёлками и украшениями служит лишь живописным фоном для остроумной социальной сатиры, именно благодаря умелому маркетингу фильм стал культовым атрибутом зимних праздников.

Телевизионщики быстро осознали потенциал картины и активно крутили ее в прайм-тайм, собирая рекордную аудиторию. На носителях «Поменяться местами» всегда отлично продавался, поскольку с самого начала 80-х его активно анонсировали как обязательный новогодний фильм для домашней коллекции. Журналисты подхватили эту волну, восхваляя неординарность картины, способной внести разнообразие в праздничное расписание.

На постсоветском пространстве фильм стал настоящим хитом в эпоху видеокассет, когда каждый сам формировал свою праздничную сетку вещания, наслаждаясь игрой Эдди Мерфи и великолепными переводами Гаврилова или Горчакова. Годы идут, но «Поменяться местами» остается фаворитом, регулярно попадая в списки лучших рождественских комедий, например, в топ-10 по версии журнала Empire. Это не просто фильм, это добрая традиция, которая с каждым годом становится только крепче.

Властелин колец

-5

Трилогия

Почему эпическая трилогия Питера Джексона «Властелин колец» стала массово просматриваться на новогодние праздники? Ответ, на первый взгляд, удивительно прост: из-за своей феноменальной популярности и вневременной привлекательности.

Эти фильмы хороши для просмотра в любое время года, но именно зимние каникулы дарят ту роскошь свободного времени, которая позволяет полностью погрузиться в многочасовую сагу о Средиземье. Когда за окном бушует метель, магия фэнтези не только согревает душу, но и переносит в мир героических приключений, товарищества и надежды. Для многих это стало доброй традицией, своего рода ритуалом, дарующим мощный заряд кинопозитива в самом начале года.

Статистика подтверждает этот феномен: еще в нулевые годы творения Питера Джексона успешно конкурировали с каноническими новогодними фильмами, оттесняя их на второй план. В США во время премьерных показов по ТВ аудитория достигала 29% от общего числа зрителей – рекордные цифры для рождественских праздников того времени.

В России, Беларуси и Казахстане каналы также сообщали о небывалых просмотрах.

«Властелин колец» доказал, что для того, чтобы стать новогодней легендой, не обязательно снимать кино о снеге и индейке. Достаточно создать бессмертную историю, которая резонирует с сердцами миллионов и дарит то самое чувство волшебства, пусть и иного рода.

День сурка

-6

1993

Когда речь заходит о «Дне сурка», вопрос о его принадлежности к новогодним фильмам вызывает не сразу однозначный ответ. Однако подавляющее большинство зрителей, особенно на постсоветском пространстве, без колебаний относит его к праздничной классике.

На Западе фильм зачастую ассоциируется с традицией празднования Дня сурка и знаменует собой окончание зимы. У нас же, где эта традиция не столь укоренена, зритель пленяется иной магией – зимней атмосферой в кадре и интригующим сюжетом о временной петле, в которую попал герой Билла Мюррея.

Именно этот повторяющийся день, проживаемый Филом Коннорсом снова и снова, становится удивительно символичным по отношению к нашему собственному празднованию Нового года. Ежегодно мы проходим через одни и те же хлопотные приготовления, накрываем идентичные столы, слушаем одни и те же телевизионные шоу, под которые зачастую засыпаем от усталости. «Одно и то же, прямо как День сурка», – часто шутят в народе. Добавьте к этому фантастический элемент, характерный для новогодних ожиданий, когда душа требует чудес и перемен. Вот так и получился идеальный кандидат на праздничные показы, который уже более 30 лет продолжает свой замкнутый круг на экранах – от кассет до 4К-стриминга.

Отель «Гранд Будапешт

-7

2014

«Отель «Гранд Будапешт» - один из самых молодых, но уже прочно занявших свое место в праздничном пантеоне фильмов. Режиссер Уэс Андерсон и представить не мог, что его уникальное творение, не имеющее прямого отношения к Рождеству, станет культовым новогодним кино. Однако народ сделал свой выбор, устав от шаблонных праздничных историй. Зрители искали что-то неординарное, и «Гранд Будапешт» предложил им это.

Фильм уводит в интригующее путешествие в прошлое, пленяя своим продуманным до мельчайших деталей миром, заснеженными пейзажами и завораживающей атмосферой. Блистательный актерский состав, своеобразные персонажи, умелое сочетание жанров и неподражаемый юмор – все это создает неповторимое ощущение праздника в кадре, а главное, в сознании зрителей.

Хотя в сюжете фильма нет Рождества как такового, его величество кинематограф Уэса Андерсона создает уникальный антураж, где ценители могут насладиться нетривиальным искусством во время новогодних посиделок. Это кино доказывает, что истинная праздничная магия не обязательно должна быть прямолинейной, она может скрываться в деталях, стиле и атмосфере, способной перенести зрителя в удивительный мир.

Бэтмен возвращается

-8

1992

Среди многочисленных экранизаций истории о Бэтмене, постановка Тима Бёртона 1992 года «Бэтмен возвращается» выделяется как самая праздничная. И дело не только в том, что события фильма разворачиваются в Рождество. Главная причина кроется в уникальном творческом почерке самого Бёртона, мастера готической эстетики. Он виртуозно противопоставляет каноническую рождественскую атмосферу мрачным образам Готэма, дополняя картину безупречным цинизмом. Эту неповторимую атмосферу можно было ощутить даже через экран кинескопного телевизора.

В 90-е годы многие были озадачены обилием насилия и смертей в кадре, что, безусловно, не делало фильм семейным в традиционном понимании. Рождество здесь выступает скорее как предлог для создания зловещего фона бёртоновских фантазий. Под давлением критики студия Warner Bros. даже отказалась от дальнейшего сотрудничества с Тимом Бёртоном над франшизой.

Однако время расставило все по своим местам: эта иная версия праздника, показанная в готическом Готэм-Сити, пришлась по душе зрителям настолько, что «Бэтмен возвращается» до сих пор занимает видное место во многих списках обязательных новогодних фильмов. Это еще одно доказательство того, что для истинного киномана праздничная атмосфера может быть очень разнообразной, а порой даже ироничной.

Гремлины

-9

1984

После премьеры «Гремлинов» в 1984 году многие зрители были искренне возмущены: анонсы обещали добрый семейный рождественский фильм, а на деле они получили настоящий фильм ужасов с элементами жестокости и черной сатиры. Однако именно эта непредсказуемость, этот фирменный сюжетный «поворот» со временем стал привлекать все больше и больше зрителей. Кино с его неординарной атмосферой, удивительным сюжетом и колоритными персонажами быстро обрело культовый статус в когорте «правильных» комедийных ужастиков на Рождество.

За черным юмором и хаотичным развитием событий «Гремлины» затрагивают темы, удивительно близкие новогодним праздникам, что подтверждается многочисленными «пасхалками» для внимательных киноманов. Авторы фильма неслучайно изменили канонические рождественские образы, сделав их угрожающими и абсурдными, что лишь усиливает уникальность сюжета.

Джо Данте и его команда фактически разрушили привычные праздничные традиции, предложив зрителю совершенно иной взгляд на рождественскую мишуру. И, возможно, именно поэтому на протяжении уже более 40 лет «Гремлины» остаются одним из самых пересматриваемых фильмов в период зимних праздников – как своего рода антидот от чрезмерной сладости и предсказуемости.

Поймай меня, если сможешь

-10

2002

Неожиданно для многих, мастерское творение Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь» пополнило список новогодних фильмов. В основе сюжета – увлекательное противостояние виртуозного мошенника Фрэнка Абигнейла (Леонардо ДиКаприо) и дотошного агента ФБР Карла Хэнрэтти (Том Хэнкс). Этому способствовал весьма осознанный маркетинговый ход: студия DreamWorks умышленно перенесла премьеру фильма на декабрь 2002 года. Боссы студии прекрасно понимали значение «правильного маркетинга» и организовали рекламную кампанию, умело используя рождественский нарратив, хоть и в завуалированной форме.

Эта рекламная кампания стала образцом для подражания: фильм, снятый за 52 миллиона долларов, собрал в прокате ошеломляющие 352 миллиона. Критики и журналисты также внесли свой вклад в создание новогодней ауры, публикуя статьи с заголовками вроде «Не рождественская история, ставшая частью праздника».

Так, Спилберг, возможно, и не рассчитывавший на это, создал новогоднее кино, которое до сих пор высоко ценится среди киногурманов, прочно обосновавшись в списках лучших фильмов на IMDb и КиноПоиске. Грамотное позиционирование и резонанс с аудиторией могут подарить фильму вторую, совершенно неожиданную жизнь.

Поцелуй навылет

-11

2005

«Поцелуй навылет» (оригинальное название «Kiss Kiss Bang Bang») от Шейна Блэка - это криминальный триллер, пропитанный черным юмором, цинизмом и сумасшедшими сценами. Рождественские атрибуты, добавленные в сюжет, являются здесь не более чем декорациями, фоном для основной линии, которая не изменилась бы, убери их вовсе. Однако именно такой подход Шейна Блэка к праздничному антуражу делает фильм особенным. Как говорил сам режиссер, у картины «странные отношения с Рождеством», но они просматриваются в очевидных отсылках и динамичной атмосфере, предлагая зрителю совершенно иной взгляд на праздничное кино.

Фильм мог бы стать долгоиграющей франшизой, но не сложилось, в мировом прокате его ждал крах. Однако, как это часто бывает, благодаря телевизионным каналам «Поцелуй навылет» обрел вторую жизнь и стал завсегдатаем новогодних показов. Телевизионщики, стремясь разнообразить сетку вещания, стали включать эту «нестандартную рождественскую клюкву» и «убойную чернуху» от Блэка. И в наши дни онлайн-кинотеатры действуют по той же схеме, выдавая в рекомендациях постеры с героями Вэла Килмера, Роберта Дауни младшего и соблазнительной Санта-Клаус с пистолетом в руках Мишель Монаган. Это кино для тех, кто ищет остроты и не боится пересмотреть привычные праздничные рамки.

Гарри Поттер

-12

Серия фильмов о Гарри Поттере с самого момента своей премьеры стала настоящей «грозой новогодних авторитетов». Первые части, такие как «Гарри Поттер и философский камень», вышли в декабре во многих странах, а первые показы по ТВ были приурочены именно к новогодним праздникам. Статистика продаж на носителях неизменно показывает пиковые значения в декабре и январе. Это означает, что с самого начала огромная фан-база франшизы смотрела эти истории на праздники, превратив это в настоящую традицию.

Именно на Рождество рейтинги фильмов о Гарри Поттере взлетают до небес, как это было практически всегда. Эстафету у телевидения подхватили онлайн-кинотеатры: с приближением праздников Поттер занимает видное место в подборках и на главных страницах как яркий рекламный слоган грядущего волшебства.

Эта завлекающая вывеска работает до сих пор. Авторы многочисленных статей детально анализируют, почему именно «Гарри Поттер» является идеальным фильмом для новогодних каникул. Согласно статистике некоторых онлайн-кинотеатров, первое место по популярности на праздники часто занимает «Гарри Поттер и узник Азкабана», но и другие фильмы серии не отстают, оставаясь в числе самых часто пересматриваемых. Эти фильмы предлагают не просто сказку, а целый мир, куда можно сбежать от повседневности, погрузившись в атмосферу волшебства, дружбы и приключений, что идеально соответствует духу новогодних ожиданий.

Залечь на дно в Брюгге

-13

2008

Фильм Мартина МакДоны присутствует практически во всех списках необычных и нестандартных картин для новогодних праздников.

Празднику явно потребовались новые герои, и они нашлись в лице Колина Фаррелла, Брендана Глисона и Рэйфа Файнса, главных действующих лиц этой мрачной криминальной саги. «Залечь на дно в Брюгге» разрушает привычный образ Рождества, заменяя его элементами черного юмора и пронзительной меланхолии.

Праздничная атмосфера бельгийского города служит лишь живописным фоном для остроумного и скорбного кино, затрагивающего темы морали, искупления и сложности выбора. Здесь нет места привычным рождественским чудесам, и именно в этом заключается его сила для тех, кто ищет неординарное кино на праздники. В современных опросах и рейтингах «Брюгге» уверенно лидирует среди криминальных драм, составляя конкуренцию лишь таким грандам, как «Секреты Лос-Анджелеса».

Интуиция

-14

2001

Чтобы хоть на время отвлечься от повседневной рутины, зрителю необходимы красивые сказки, способные увлечь, развлечь и подарить надежду. В новогодние праздники эта потребность возрастает многократно, и романтическая комедия «Интуиция» 2001 года именно такую возможность и предоставляет. Дуэт Джона Кьюсака и Кейт Бекинсейл покорил сердца многих, хотя некоторые особо язвительные критики поначалу не приняли фильм. На Западе он не сразу вошел в праздничный топ, уступая место таким каноническим лентам, как «Отпуск по обмену» и «Реальная любовь».

Однако с годами, в том числе благодаря развитию стриминговых сервисов, «Интуиция» стала частым гостем в новогодних показах. В России же фильм крутили довольно часто уже в нулевые, и он быстро стал хитом на тематических каналах.

Что интересно, праздничная атмосфера фильма ощущается даже в тех сценах, где Рождеством и не пахнет. Сюжетный драйв, интрига, совпадения и вера в провидение действуют в правильном позитивном ключе, даря надежду на чудеса и счастливый конец для влюбленных, чего порой так не хватает в реальной жизни. «Интуиция» - это своего рода современная рождественская сказка, где главным чудом становится сама любовь.

Омерзительная восьмерка

-15

2015

Квентин Тарантино – уникальный автор, чьи фильмы никогда не оставляют равнодушными. Каждый зритель находит в его работах что-то свое: скрытые смыслы, интересные отсылки, глубокие кинотеории. Рождественская тема, неожиданно для многих, присутствует и в его творчестве. «Омерзительная восьмерка» – яркое тому подтверждение. В заснеженных просторах и зимней атмосфере Дикого Запада сокрыты тонкие пасхалки к празднику.

Когда старательный мексиканец Боб играет на пианино мотив «Тихой ночи» – одного из старейших и самых известных рождественских песнопений XIX века – это не случайность. В кадре появляются и аппетитно уплетаются карамельные трости, которые на Западе являются символом Рождества.

Один из персонажей, Гейдж, ностальгирует по дому, куда он обязательно отправится на самый уютный домашний праздник. Тарантино мастерски обыгрывает традиционные рождественские образы, сохраняя при этом свой неповторимый режиссерский стиль. Важно отметить, что Квентин лично просил студию перенести премьеру фильма на декабрь, и она пошла ему навстречу, организовав показ точно на католическое Рождество, 25 декабря.

Режиссер не прогадала, фильм, хоть и жесткий, стал частью праздничной кинокультуры, предлагая интеллектуалам и ценителям авторского кино свою версию новогоднего чуда.

С широко закрытыми глазами

-16

1999

Последний шедевр великого Стэнли Кубрика, «С широко закрытыми глазами», – это фильм-провокация, вызвавший бурные обсуждения. Кубрик побил собственный рекорд по количеству дублей и привлек к съемкам, полным откровенных сцен эротики, супружескую пару Николь Кидман и Тома Круза, буквально выворачивая их наизнанку, доводя до предела эмоциональной отдачи. Круз метко сравнил эти съемки с «игрой с динамитом». И вот, при всем этом, Кубрик снял новогоднее кино, на что, казалось бы, и близко не рассчитывал. Но так решили всезнающие кинокритики и впечатленные зрители.

Кому-то пришлась по вкусу мрачная, предновогодняя атмосфера Нью-Йорка, ведь Кубрик был непревзойденным мастером по созданию особого настроения в кадре. Кого-то приковала к экрану сюжетная интрига с откровениями главных героев. А кому-то запомнились рождественские балы с участием длинноногих моделей в масках.

В общем, всем тем, кому надоели стандартные новогодние фильмы, Кубрик предоставил возможность заглянуть за кулисы новогодних пороков большого города, где нашлось место обману, изменам, цинизму, лицемерию и похоти. Этот интригующий набор создал одну из самых известных в истории кино новогодних сказок для взрослых, которая бросает вызов обыденности и заставляет задуматься о скрытых сторонах человеческой натуры под покровом праздника.

Сегодня мы доказали, что новогодний кинематограф гораздо шире и разнообразнее, чем привычные рождественские открытки. Он включает в себя не только истории о безоблачном счастье, но и боевики, драмы, триллеры и даже фильмы ужасов, где праздник служит фоном, катализатором или, наоборот, контрастом для развития сюжета. Эти «неформатные» картины доказывают, что дух Рождества и Нового года может проявляться в самых неожиданных формах: в самоотверженности героя, в поиске истины, в стремлении к искуплению или даже в гротескной сатире.

Какие из этих нестандартных шедевров вы пересматриваете каждый год? А может быть, у вас есть свой собственный список неочевидных фаворитов, без которых невозможно представить зимние каникулы? Поделитесь своими мыслями в комментариях.