Найти в Дзене
Красный Архив

Слава, балет — и удар в спину: трагедия красавицы Ольги Заботкиной, которую предал Алексей Баталов

Есть актрисы, чьи судьбы будто написаны для кино. В них — и блеск сцены, и горькая правда жизни, и такие развороты, что зритель бы сказал: «Ну нет, так не бывает». Но бывает. Судьба Ольги Заботкиной — именно из таких. Для большинства она навсегда останется той самой Катей из фильма «Два капитана», дерзкой, смелой, с сияющими глазами. Но за кадром её жизнь была куда драматичнее, чем мог представить зритель: детство в блокадном Ленинграде, балет, рання слава, болезненный роман с Алексеем Баталовым, два брака, большой жертвенный переезд в Москву ради мужа… и позднее одиночество. Ольга Заботкина родилась в 1936 году в Северной столице — в Ленинграде. Её семья была интеллигентной: отец — инженер Заботкин, мать — музейный работник Маргарита Михайловна Оленева. Но война ударила по дому беспощадно: отец погиб во время блокады Ленинграда, не выдержав тяжелейших испытаний. Сама Ольга тоже прошла через голод, страх и реальность города, который выживал на грани. После гибели мужа Маргарита Мих
Оглавление

Есть актрисы, чьи судьбы будто написаны для кино. В них — и блеск сцены, и горькая правда жизни, и такие развороты, что зритель бы сказал: «Ну нет, так не бывает». Но бывает.

Судьба Ольги Заботкиной — именно из таких. Для большинства она навсегда останется той самой Катей из фильма «Два капитана», дерзкой, смелой, с сияющими глазами.

Но за кадром её жизнь была куда драматичнее, чем мог представить зритель: детство в блокадном Ленинграде, балет, рання слава, болезненный роман с Алексеем Баталовым, два брака, большой жертвенный переезд в Москву ради мужа… и позднее одиночество.

Детство: Ленинград, блокада и интернат балерин

Ольга Заботкина родилась в 1936 году в Северной столице — в Ленинграде. Её семья была интеллигентной: отец — инженер Заботкин, мать — музейный работник Маргарита Михайловна Оленева. Но война ударила по дому беспощадно: отец погиб во время блокады Ленинграда, не выдержав тяжелейших испытаний.

Сама Ольга тоже прошла через голод, страх и реальность города, который выживал на грани. После гибели мужа Маргарита Михайловна больше так и не вышла замуж — осталась одна, и на её плечи легла вся тяжесть послевоенной жизни.

-2

Именно тогда решилась судьба Ольги: мать устроила её в детский интернат для балерин, где обеспечивался полный пансион. Для многих это стало бы случайностью, но у Заботкиной обнаружился настоящий талант. Так девочка неожиданно для себя стала балериной — и очень способной.

Интересно и то, что у Ольги Заботкиной были предки с яркой биографией. Её прадед Дмитрий Степанович Заботкин был известным военным инженером, позже занимал должность вице-губернатора города Архангельска. А прадед фон Штерн по материнской линии был действительным статским советником — звание, дававшее высокий статус в обществе.

Семья принадлежала к обеспеченной части населения, и это тоже добавляет контраста: ребёнок из интеллигентного рода — и при этом детство, сломанное блокадой.

-3

Балет: театр имени Кирова и 25 лет преданности сцене

В 1953 году Ольга Заботкина получила диплом об окончании Ленинградского хореографического училища и сразу же была приглашена в театр имени Кирова — сегодня он известен как Мариинский театр. Это было признание: туда попадали не просто талантливые, а лучшие.

Подмосткам этого театра она будет верна четверть века. Она стала солисткой, блистала в партиях и была не «обычной» танцовщицей: в ней отмечали умение соединять классику со строгой формой, тонко чувствовать другие направления, будто она не просто исполняла движения, а проживала музыку.

Балет дал ей дисциплину, железный характер, и, как часто бывает, сделал её сильной внешне — но совсем не защитил от будущих личных ударов.

Кино: «Два капитана» и мгновенная популярность

Девятнадцатилетней Ольге Заботкиной удалось дебютировать в кино. В 1955 году выходит фильм «Два капитана». Режиссёр Владимир Венгеров и автор сценария Евгений Габрилович увидели в ней ту самую Катю Татаринову — сильную, смелую, живую.

-4

Повесть «Два капитана» была невероятно популярна, откликнулась в сердцах читателей и в Союзе, и за рубежом — поэтому режиссёры спешили её экранизировать. Через два десятилетия режиссёр Евгений Карелов снова снимет «Два капитана», и там образ Кати исполнит Прудникова. Но для поколения 1955 года именно Заботкина стала настоящей Катей.

Тогда фильм посмотрели 32 миллиона зрителей — цифра, которая сегодня звучит почти фантастически. На юную дебютантку обрушилась головокружительная популярность. Её внешность запоминалась мгновенно: утончённость, брюнетка с ярким, «пылким» взглядом. К слову, многие замечали, что она внешне очень похожа на Майю Менглет — похожий типаж, та же тонкая красота.

Роман с Алексеем Баталовым: быстрый взлёт и жестокое предательство

Войдя в мир кинематографа, Ольга Заботкина познакомилась с тогдашним кумиром миллионов — Алексеем Баталовым. К моменту их встречи он был уже настоящей звездой: «Большая семья», «Летят журавли», «Дело Румянцева» — один успех за другим.

-5

Их роман закрутился стремительно — «со скоростью света», как будто оба не могли сопротивляться. Это случилось в тот год, когда Баталов развёлся со своей первой супругой Ириной — дочерью художника Константина Ротова и детской писательницы Екатерины Борисовой. В этом браке прожили 10 лет, родилась дочь Надежда, которой было всего три года, когда Алексей оставил семью. Надежда Баталова впоследствии окончила Институт иностранных языков и стала переводчиком.

Заботкина, молодая и влюблённая, могла быть уверена: вот она — настоящая любовь. Пока Баталов находился в городе на Неве, они встречались, и в кинематографических кругах уже судачили, что пара вот-вот станет официальной.

-6

Но затем произошло то, что для Ольги стало ударом: Баталов ничего не объясняя исчез. Уехал в Москву, что называется, «по-английски» — без прощаний и без ответа. Для неё это было предательство, которое она запомнила на всю жизнь.

Спустя годы Баталову всё же пришлось объясняться. Он говорил, что не собирался жениться на Ольге Заботкиной: он только что развёлся, и в его планы не входило снова становиться несвободным. Его женой стала Гитана Леонтенко — цыганка по происхождению, потомственная цирковая артистка. В этом браке у них родилась дочь Мария, ставшая литературоведом.

Самое важное — Баталов признал свою вину перед Заботкиной. Он говорил, что есть люди, которые никому не причиняли зла, но он себя к таким не относит. И что Ольга — женщина, перед которой он действительно виноват: он её по-настоящему обидел.

-7

Он также объяснял, что в то время у Заботкиной начиналась успешная карьера в Ленинграде, а вся его жизнь и работа были в столице, и он не захотел рушить судьбу молодой актрисы: если бы она поехала за ним, ей пришлось бы начинать с чистого листа.

Но есть вещи, которые не лечатся логикой. Ольга Заботкина так и не простила эту историю, даже несмотря на то, что потом дважды выходила замуж — и, что символично, во втором браке как раз переехала в Москву, оставив сцену.

Роли в кино и поворот к личной жизни

К середине 1960-х она уже сыграла свои главные роли в кино. Среди них — «Неоконченная повесть» с Элиной Быстрицкой и Сергеем Бондарчуком, где она исполнила роль Надежды. А также «Дон Сезар де Базан», в котором великолепно сыграла главную роль — танцовщицу Мариту.

В 1965 году Ольга Заботкина вышла замуж за коллегу по театру — Сергея Красавина. Он был музыкантом, играл на фаготе в оркестре театра имени Кирова. Этот брак продлился пять лет, а затем супруги расстались.

-8

После развода Заботкина десять лет оставалась одна. И именно в этот период, вероятно, она окончательно укрепила свой характер: внешне — спокойный, уверенный, но внутри — человек, переживший слишком многое, чтобы легко доверять.

Второй брак: Александр Иванов и роль «серого кардинала»

В 1980 году, когда Ольге Заботкиной было уже 44 года, она вышла замуж за писателя-пародиста Александра Иванова. Их союз удивил многих: их роман прошёл как-то незаметно, без громких обсуждений, но они поженились и создали крепкую семью на многие годы.

Сначала Иванов приехал жить к Ольге в Ленинград. Но вскоре ему предложили стать ведущим телепередачи «Вокруг смеха» — и это было заманчиво, это было «большое телевидение». Он согласился.

И тогда Заботкина сделала шаг, который многое говорит о ней как о женщине: она последовала за мужем в Москву. Ради его карьеры она фактически перевернула свою жизнь, оставила сцену, поставила точку в балетной карьере. Это решение стоило дорого — не каждая на такое способна.

-9

В их браке она стала тем, кого позже называли «серым кардиналом». Те, кто знал их пару, говорили: именно на ней держался дом, порядок, быт, весь внутренний уклад. Заботкина пережила блокаду и голод, и на всю жизнь сохранила бережливость. Некоторые отмечали, что эта бережливость была на грани скупости — но жизнь научила её считать каждый рубль, и в моменты кризиса это становилось спасением.

Например, костюмы, в которых Иванов выступал на телевидении, часто шили в объединении «Ленконцерт» — в порядке очереди, а значит с ощутимой скидкой. Если был выбор — ехать на метро за 5 копеек или на такси — Иванов ехал на метро.

А ведь «Вокруг смеха» была безумно популярной телепередачей. Иванов сам говорил в одном из выпусков: когда показывают «Вокруг смеха», улицы городов пустеют.

Запрет «Вокруг смеха» и период унижения

Но в 1991 году телепередача «Вокруг смеха», которую любили миллионы, оказалась под запретом. Причина была в указе о достоинстве и чести президента СССР Михаила Горбачёва. В телепередаче некоторые пародисты имели неосторожность затронуть первых лиц государства — и проект закрыли.

Для Иванова это было потрясением. Интерес к его книгам тоже стал угасать, хотя до этого он активно писал и издавался. Наступил момент, когда ему лично пришлось идти торговать своими же книгами у метро. Казалось бы, человек, которого знала вся страна, — и вдруг такая реальность.

-10

Но это был недолгий период: вскоре положение семьи улучшилось, Иванову снова заказывали рассказы, и постепенно они смогли собрать деньги на серьёзный шаг — приобрести недвижимость в Испании.

Испания, дружба с Ельциным и трагедия 1996 года

Последние годы Александр Иванов и Ольга Заботкина проживали в Испании. Иванов поддерживал дружеские отношения с Борисом Ельциным. И в преддверии президентских выборов в 1996 году он ненадолго поехал в Москву.

Это был, по сути, единственный случай, когда он оказался без контроля жены — а она осталась в Испании. И именно тогда случилось самое страшное.

Иванов всю жизнь страдал от алкогольной зависимости. Но в руках Заботкиной, которая, по сути, «слепила из него знаменитость», он держался. Благодаря ей он не уходил в запои, она умела удерживать его. Но тот момент в 1996 году оказался неподконтрольным. Александр Иванов ушёл из жизни от обширного инфаркта на фоне алкогольной интоксикации.

Последние годы: угасание в одиночестве

После смерти мужа Ольга Леонидовна начала быстро угасать — словно потеряла смысл жизни. Детей у неё не было, и уходила она фактически в полном одиночестве.

-11

В последние годы она часто болела, редко покидала дом и почти не принимала гостей: она не хотела, чтобы её видели в слабом состоянии. Ей было 65 лет.

она пережила мужа всего на пять лет и ушла из жизни 21 декабря 2001 года. Детей у неё так и не было, а круг общения с годами становился всё уже — она всё меньше появлялась на людях и почти не принимала гостей.

Возможно, именно поэтому её уход прошёл тихо, без громких прощаний, хотя когда-то её знала вся страна. Но в памяти зрителей она осталась той самой Катей Татариновой — красивой, гордой и сильной, как будто её собственная судьба навсегда слилась с героиней, которую она сыграла в молодости.

Вместо послесловия

Иногда кажется, что её жизнь разделилась на две части. Первая — сцена, балет, юность, огромные залы, восторг зрителей, фильм, который посмотрели 32 миллиона. Вторая — личные испытания, тяжёлые решения, отказ от собственных амбиций ради мужа, борьба за семью, и наконец — одиночество после потери единственного человека, ради которого она когда-то перевернула судьбу.

Но именно в этом и есть её редкая сила: она выживала. Выживала в блокаду, выживала после предательства, выживала в новом городе, в другой жизни. И сохранила достоинство — даже тогда, когда уже не хотела никому показываться на глаза.