Найти в Дзене

Культурный шок: Что так удивило жену Иранского Шаха в простом советском магазине?

Расскажу вам историю, которая произошла в Советском Союзе в 1972 году. Тогда в Москву приехал шах Ирана, Мохаммед Реза Пехлеви, чтобы поговорить с нашим правительством о важных делах. Но самое интересное произошло не в столице, а во время поездки его жены, императрицы Фарах, по советским республикам. Итак, 1972 год. Шах Мохаммед Реза Пехлеви едет в Москву на переговоры с советским руководством. А его супруга, императрица Фарах, женщина образованная, утончённая и, как говорят, невероятно элегантная, высказывает неожиданное желание: посетить Азербайджанскую и Таджикскую ССР. Почему именно эти республики? Во-первых, Фарах была азербайджанкой по отцу, возможно, хотела увидеть родину. Во-вторых, Таджикистан – часть большого иранского мира, близкая ей по культуре и языку. Но, думаю, была и третья причина: увидеть жизнь простых советских людей, не кремлевский блеск, а настоящую реальность. Встречали шахбану (так называли императрицу) с почестями. Цветы, улыбки, официальные мероприятия. В Баку

Расскажу вам историю, которая произошла в Советском Союзе в 1972 году. Тогда в Москву приехал шах Ирана, Мохаммед Реза Пехлеви, чтобы поговорить с нашим правительством о важных делах. Но самое интересное произошло не в столице, а во время поездки его жены, императрицы Фарах, по советским республикам.

Итак, 1972 год. Шах Мохаммед Реза Пехлеви едет в Москву на переговоры с советским руководством. А его супруга, императрица Фарах, женщина образованная, утончённая и, как говорят, невероятно элегантная, высказывает неожиданное желание: посетить Азербайджанскую и Таджикскую ССР. Почему именно эти республики? Во-первых, Фарах была азербайджанкой по отцу, возможно, хотела увидеть родину. Во-вторых, Таджикистан – часть большого иранского мира, близкая ей по культуре и языку. Но, думаю, была и третья причина: увидеть жизнь простых советских людей, не кремлевский блеск, а настоящую реальность.

Встречали шахбану (так называли императрицу) с почестями. Цветы, улыбки, официальные мероприятия. В Баку ей показали современные нефтеперерабатывающие заводы, новые жилые комплексы, Дворец культуры нефтяников – гордость советской архитектуры. В Таджикистане – гидроэлектростанцию, хлопковые поля, передовые научные институты. Кормили, конечно, от души. На приемах подавали изысканные блюда национальной кухни: плов, шашлык, долму. Говорят, Фарах особенно оценила таджикский хлеб – лепешки из тандыра, и свежие фрукты. Но это всё была парадная сторона жизни.

И вот, устав от официоза, Фарах попросила показать ей обычный таджикский кишлак. Ну, раз гостья просит… И её повезли в колхоз "Имени XXII партсъезда", специализирующийся на выращивании хлопка. Там её ждала встреча, которая, как мне кажется, многое перевернула в её представлении о Советском Союзе.

Кульминацией поездки стал визит в местный сельский магазин. Представьте себе эту картину: элегантная женщина в изысканном наряде, привыкшая к роскоши и блеску, оказывается в скромном помещении с полками, заставленными нехитрым товаром. И тут происходит то, что можно назвать культурным шоком.

Очевидцы рассказывают, что когда ей перевели стоимость товаров с советских рублей на иранские риалы, она просто не поверила своим ушам. Цены казались ей смехотворными, нереально низкими. Она удивлённо переводила взгляд с ценников на лица сопровождающих, не понимая, как такое возможно.

Но больше всего её поразил уголок с тканями. Разноцветные ситцы, сатины, штапели – всё это стоило сущие копейки, по сравнению с тем, что она привыкла видеть в магазинах Тегерана и Европы. Фарах подходила к рулонам, разворачивала их, трогала, рассматривала узоры, словно не веря своим глазам. Она, говорят, даже захотела купить несколько отрезов, чтобы сшить платья для себя и своих дочерей.

И тут в голове начинает крутиться вопрос: что это было? Искреннее удивление? Спланированная акция? Показуха?

После этого ходили разные слухи. Кто-то говорил, что всё это изобилие привезли в магазин специально к приезду императрицы, а ценники снизили, чтобы произвести впечатление. Кто-то утверждал, что Фарах просто разыгрывала спектакль, чтобы показать своё превосходство.

Но я думаю, всё было проще. Да, возможно, к приезду высокой гостьи магазин немного приукрасили. Но в целом, товары в СССР действительно стоили недорого, по крайней мере, по сравнению с западными ценами. Проблема была в другом: купить эти товары было не так-то просто. Дефицит, очереди, блат – вот что определяло советскую торговлю.

Императрица, вероятно, увидела только фасад, не зная о том, что скрывалось за ним. Хотя, может быть, в глубине души она и почувствовала эту дисгармонию. Ведь не зря же она потом вспоминала этот визит с таким удивлением и даже лёгкой иронией.