О хороших людях вспоминать приятно, а если ещё и вопросы о них задают, то это приятно вдвойне.
Было время, когда мы с Толей в далёкие 90-е издавали свою газету "Бульвар". Там было много политики, но я отвечала за культпросвет, т.е. находила новых поэтов, писателей, художников, встречалась с ними, брала интервью. Помню Николая Сметанина, Петра Засухина, Аркадия Перенова. Эти трое казались мне самыми яркими и интересными среди всех остальных из той тусовки. И ещё мне казалось, что все они настолько непохожи друг на друга, настолько неповторимы, что их даже сравнивать друг с другом сложно. Я не пропускала ни одной выставки и больше всего на свете любила вместе с Толей заглядывать на огонёк к ним в мастерские. Мастерские, это громко сказано. "Когда бы знали из какого сора растут цветы, не ведая стыда" (с) - это я и о быте художников и об их образе жизни. Но это не важно. Важны их картины, важны те порывы (и прорывы) духа, которые они во мне пробуждали.
То время ушло и изрядно подзабылось за давностью лет. Но однажды, уже в середине 10-х годов нового тысячелетия, я увидела в ЖЖ картины, которые напомнили мне о прошедшей юности. Те же мрачные краски, грусть-печаль, почти безнадёга, но вместе с тем столько нежности и трогательной надежды на то, что не всё человеческое в человеке ещё изгажено и можно в какой-то момент одуматься, отмыться от грехов и тогда с нами случится что-то очень хорошее... и т. д.. Словами трудно передать, но картины Лоры Белоиван, а это именно их я увидела в ЖЖ, напомнили мне о том, что время ещё есть и есть силы у людей, чтобы отбросив все эти вечные и бессмысленные русские вопросы "кто виноват и что делать", начать жить с чистого листа. Да и не надо ничего начинать, и так всё терпимо, а местами, где-то в сокровенных глубинах души, даже неплохо.
Когда я увидела картины Лоры, мне поразило, насколько она по духу, по манере письма, по цветовой палитре похожа на всех художников 90-х. Как я их всех прежде различала, уму непостижимо. Сейчас они воспринимаются мною, как какой-то сплошной монолит. Они едва отличимы друг от друга, но резко не похожи на всех художников, им предшествующих и всех тех, кто появился вслед за ними. Лицо эпохи. Я поняла в тот момент, что такое лицо эпохи.
Лицо эпохи 90-х - это тоска и отвращение к пафосу. В них было что-то первозданное, они как-будто не красками, а глиной писали свои холсты. Как-будто лепили нового человека. Или мечтали о новом человеке, испытывая отвращение к человеку прежней бюрократической эпохи.
Но вернёмся к Лоре и к вашим вопросам о ней.
Очень интересная картина. Человек не выпускает свою синюю птицу, прижимается к ней, а на лице безысходность и тоска. Даже два человека. А как Лена эту картину понимает? (Мамуля под прессингом)
Человек живёт, мечтает, ловит всю жизнь какую-то синюю птицу счастья, пока на склоне лет не поймёт, что всю свою жизнь держал в руках эту самую птицу, потому что синяя птица - это и есть его жизнь. Мы рождаемся и умираем с синей птицей в руках.
"Все наши глупости и мелкие злодейства" ничтожны и не имеют никакого значения на фоне тихой радости просто жить, просто быть собой.
Вот и сидим мы с Толей сейчас, обнимая свою жизнь, своих синих птиц и с высоты моих 65-ти лет и Толиных 71-го понимаем - жизнь всегда хороша, даже когда она плоха, потому что всегда есть надежда на лучшее. Плохое сменяет хорошее. Хорошее идёт на смену плохому. Но всё это суета сует. Человек не создан для счастья. Но и для несчастья он не создан. Он создан просто жить и не впадать в уныние.
Анатолий, о чем эта книга - Южнорусское Овчарово? (Ирина)
Я от книги не в таком восторге, как Лена. Для неё "Южнорусское Овчарово" созвучно с "Кысью" Татьяны Толстой.
А я сошлюсь на рецензию Юли Перепёлко, с которой абсолютно солидарен:
"Когда я закрыла книгу, то было ощущение, будто вынырнула из дурного сна, в котором смешалось всё: дед, прогоняющий тьму через самогонный аппарат, русалка, выброшенная на берег, ожившие покойники. С магическим реализмом для меня был перебор. Автор умело играет словами, вплетает в текст красивые метафоры, но чрезмерно сдабривает деревенский быт фантастическими, сумасшедшими событиями. Я не всегда понимала, где нахожусь: в квартире с книгой в руках и котом под боком, на острове, омываемом морем, в которое хочется броситься, а может, и вовсе где‑то в посмертии. Впечатление данный сборник рассказов оставил вязкое, странное. А местами, знаете, прямо понравилось. Есть тут истории, от которых я улыбалась, которые оставили приятные впечатления."
Чем интересна Лора Белоиван? Мне кажется я что-то слышала о ней, но очень давно, какие-то её смешные истории про сову читала в Жж, если не путаю. (Акинфеева Наташа)
Лора Белоиван интересна всей своей жизнью. Она спасает морских млекопитающих. Собирает по весне детёнышей тюленей, оставшихся без матери, и выхаживает их в своём реабилитационном центре. Лет десять назад ей удалось добиться освобождения китов из морской тюрьмы, где их содержали для перепродажи в океанариумы по всему миру. Громкая была история. Животных в конце концов освободили после того, как Ди Каприо на встрече с Путиным затронул эту проблему и Путин дал добро на освобождение китов из плена.
Лора интересна своей живописью, своими книгами и своими интервью. Если хотите, найдите выпуск "Школы злословия", где Лора была гостем программы; у них с Толстой получился замечательный тандем двух умных женщин. В сети можно найти много других интервью с нею. Мне понравилось, как в одном из них на вопрос "Что для тебя важнее - Истина или Родина?" Лора ответила "Родина. Родина и есть Истина."
Если вам понравилась статья и вы хотите поддержать автора материально, сделать это можно ЗДЕСЬ