Найти в Дзене
ChitaMedia.su

Кризис на тарелке: почему в России закрываются кафе и рестораны

Количество заведений общественного питания в России продолжает сокращаться. Из-за снижения доходов, по словам экспертов, закрываются кафе, пиццерии, рестораны. По данным "Яндекс.Карт" на ноябрь 2025 года, общее число точек уменьшилось на 3,1% за год и составило 115 тысяч. Сильнее всего пострадали суши-бары и пиццерии, чья популярность снижается — их стало меньше на 7,5% и 6,4% соответственно. Немного сократилось количество фудмолов. Единственным растущим форматом стали чайханы, но их изначально было немного. Основная причина закрытий — падение прибыльности бизнеса. Затраты на аренду, продукты и зарплаты растут, а число посетителей и заказов снижается. Маржинальность в отрасли упала почти вдвое по сравнению с уровнем нескольких лет назад. Кроме того, часть клиентов теперь предпочитают покупать готовую еду в магазинах или заказывать доставку вместо похода в кафе. Ситуацию усложняют высокие кредитные ставки, из-за которых открывать новые точки становится дорого и рискованно. А в ряде реги

Количество заведений общественного питания в России продолжает сокращаться. Из-за снижения доходов, по словам экспертов, закрываются кафе, пиццерии, рестораны.

По данным "Яндекс.Карт" на ноябрь 2025 года, общее число точек уменьшилось на 3,1% за год и составило 115 тысяч. Сильнее всего пострадали суши-бары и пиццерии, чья популярность снижается — их стало меньше на 7,5% и 6,4% соответственно. Немного сократилось количество фудмолов. Единственным растущим форматом стали чайханы, но их изначально было немного.

Основная причина закрытий — падение прибыльности бизнеса. Затраты на аренду, продукты и зарплаты растут, а число посетителей и заказов снижается. Маржинальность в отрасли упала почти вдвое по сравнению с уровнем нескольких лет назад. Кроме того, часть клиентов теперь предпочитают покупать готовую еду в магазинах или заказывать доставку вместо похода в кафе.

Ситуацию усложняют высокие кредитные ставки, из-за которых открывать новые точки становится дорого и рискованно. А в ряде регионов власти ввели ограничение продажи алкоголя: так, в Московской области запрещено торговать спиртными напитками в заведениях, размещённых на первых этажах МКД.

Многие предприниматели отказываются от расширения. Однако общее число ИП и юридических лиц в сфере общепита даже выросло. Это говорит о том, что бизнес адаптируется: владельцы перезапускают проекты, пробуют новые, более узкие и бюджетные концепции, чтобы оставаться на плаву.

Тем не менее, по мнению экспертов, тенденция к сокращению числа классических заведений сохранится, пишет "Ъ".

Таисия Колоброд