Найти в Дзене
Читаю понемногу

Рождественский сборник викторианских рассказов - читаю и хочу стать леди

Перед Новым годом всегда стараюсь читать что-нибудь рождественско-новогоднее для приманивания праздничного настроения.
В этом году ситуация немного усложнилась, потому что я решила до конца года читать только те книги, которые есть у меня в домашней библиотеке.
Увы, на моей книжной полке не так много рождественской и новогодней литературы. Вернее, всего одна книжка, но зато абсолютно
Оглавление

Перед Новым годом всегда стараюсь читать что-нибудь рождественско-новогоднее для приманивания праздничного настроения.

В этом году ситуация немного усложнилась, потому что я решила до конца года читать только те книги, которые есть у меня в домашней библиотеке.

Увы, на моей книжной полке не так много рождественской и новогодней литературы. Вернее, всего одна книжка, но зато абсолютно тематическая!

Это сборник - «Лучшие рождественские истории», который мне когда-то давно мне подарили на Новый год.

Но, несмотря на симпатичную и приятную на ощупь обложку, книжка так себе: бумага тонкая, буквы мелкие, картинки странные. Читать такую удовольствия мало, вот и стояла она в дальнему углу.

Тем более, истории здесь достаточно предсказуемые: Диккенс, Гофман, О.Генри и другие менее известные английские авторы девятнадцатого века.

Но вот, наконец, время для этой книги настало, я проштудировала её от корки до корки. Раз уж ничего другого рождественского не нашлось. И не жалею.

Итак, что в этом сборнике есть:

Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Какой же рождественский сборник без этой главной рождественской истории?

Жутковатый, но прекрасный
Жутковатый, но прекрасный

Сказки Гофмана я люблю, и "Щелкунчика" читала, даже не единожды. И смотрела мультфильмы, спектакли, балеты и всевозможные вариации на тему.

Сюжет, конечно, всем знаком. Трогательная история про дружбу, волшебство и первую любовь.

Перечитать хорошую историю никогда не вредно. Но такие сказки нужно читать с красивыми картинками. Да и балет впечатляет, конечно, больше, чем просто текст.

Чарльз Диккенса «Рождественская песнь в прозе»

Ещё одна главная рождественская история. И, конечно, её я тоже читала и смотрела в различных вариациях. Но эта сказка и текстом так же хорошая, как и фильмом, мультфильмом, спектаклем и прочими исполнениями.

Да, фирменный диккенсовский мелодраматичный надрыв, но он воспринимается как должное. Герою сочувствуешь, за героя радуешься, вместе с героем хочешь верить в чудеса и искупления большого зла малой ценной. Кстати, в прошлом году я уже писала о "Песне" обзор.

«Колокола» тоже Диккенса

Менее известная история из того же рождественского цикла. Более мрачная и замороченная. Благородный, наивный бедняк наблюдает как страдают его любимые и думает о вселенской несправедливости и классовых различиях.

Всё заканчивается хорошо, конечно, это же рождественская сказка, но впечатление остаётся тягостное.

«Одержимый, или сделка с призраком» ещё раз Диккенс

Тоже не очень знаменитая история. Про то, что без горя невозможно счастье, ибо счастье есть сострадание и помощь ближнему.

Благородные бедняки, которые несмотря на все лишения и тяготы остаются добрыми христианами - это, конечно, Диккенс загнул. Ну на то он и главный романтик девятнадцатого века, чтобы искренне верить в сказку.

Он верил, что все люди хорошие и своих читателей заставлял сострадать нищим. Пожалуй, это немало.

Но читать много Диккенса подряд тяжело, перестаёшь ему доверять, слишком уж однотипные истории - некто накануне Рождества страдает, потом благодаря некому волшебному событию постигает суть и всё становится немного лучше.

«Рождественская ёлка» и всё ещё Диккенс

Рождественский цикл у Диккенса довольно большой, весь даже не влез в этот сборник.

Это даже не рассказ, скорее, зарисовки-воспоминания-рассуждения. Автор объясняет в чём для него смысл праздника и призывает читателя задумать и найти свой смысл Рождества.

Я вот внешнюю сторону праздника люблю больше, например, ёлочки.
Я вот внешнюю сторону праздника люблю больше, например, ёлочки.

И всё-таки «Рождественская песнь» - это у Диккенса лучшая рождественская история, не зря она такая популярная. Она не такая мрачная и даёт больше надежды на спасение.

В общем, Диккенс занимает половину книги, а дальше идут короткие рассказы разных авторов той эпохи.

Майн Рид «Рождество в охотничьем домике»

Приключенческая, даже боевая история, в которой и отважные герои, и справедливость, и ирландский вопрос, и, конечно же, любовь. А Рождество только фоном. Но Майн Рид всегда за экшен и социальную повесточку. А этот рассказ впихнули в сборник, наверное, ради названия.

Джорж Макдональд «Портвейн в бурю»

В этом году открыла для себя Макдональда и, вероятно, когда-нибудь напишу о нём обзор.

Была рада увидеть его в сборнике. Милая история про любовь с легким оттенком мистики, которой можно найти и рациональное объяснение. Чопорно, благородно, позитивно. Эдакая зарисовка про уютный праздник в кругу семьи. Не великий рассказ, но приятный.

Фрэнсис Берт Гард

Американский писатель, которого называют родоначальником вестерна. И, между прочим, он первый, кто написал историю о графе Резанове и Кончите, лет за сто до «Юноны и Авось». Но в его рождественских рассказах ни любви, ни ковбоев.

«Какой подарок Руперт получил к рождеству» - грустная история про мальчика с барабаном, главный посыл которой, что жизнь важна, только если она посвящена подвигу.

«Как Санта Клаус пришёл Симпсон-бар» - жители захолустного городка решили подарить праздник больному мальчику. Наверное, этот рассказ мне понравился больше всего. История о том, что чудо можно сотворить в любых условиях, а главный волшебник - это человек, совершающий добрые поступки.

Анатоль Франс «Валтасар»

Очень своеобразное рассуждение о том, какую жизнь вёл один из волхвов до того, как отправился приветствовать Иисуса. Да, у него вполне могла быть любовь с царицей Саввской, если бы они совпали эпохами.

В целом, рассказ странноват, и почитать Франса у меня желание не возникло, хоть он и нобелевский лауреат.

Ги де Мопасан «Рождественская сказка»

Рассказы у Мопасана очень неоднородные, есть прям классные, но этот - посредственный, проходной, как говорят.

История о том, как один джентльмен рассказывал историю другого джентльмена о происшествии в деревне на Рождество.

Кузнец нашёл подозрительное яйцо и скормил его жене... В итоге, всё закончилось благополучно, но зачем и почему - осталось так и не ясно.

Сальма Лагерлёф «Рождественский гость»

Кроме Нильса с гусями в русском пересказе у Лагерлёф я ничего не читала, но в списке на прочтение она у меня есть.

Она очень наставительная, в любом сюжете высокие морали.

Это типичный рождественский рассказ о добре и сострадании: помоги оступившемуся и этим ты спасаешь не только его, но и себя.

Рождественский О. Генри

О. Генри я люблю, и два рассказа из трёх, представленных в книге, читала давно.

«Дары волхвов», конечно. Все их знаю, все их любят.

«Рождественский подарок по-ковбойски» - грустная, трогательная история про чокнутого бандита с Дикого Запада. Но О. Генри всё грустное рассказывает так бравурно, что оно кажется обыденным, но при этот трогает до глубины души.

«Ёлка с сюрпризом» - эпоха Золотой лихорадки, доброта одного человека, заставляет стать лучше целый город, и всё для того, чтобы спасти одного мальчика.

Поняла, что хочу себе на полку сборник рассказов О.Генри с картинками.

Честертон «Бог в пещере»

Здесь Честертон представлен, скорее, не как писатель, а как философ. Честно говоря, я его не читала, хотя про детективы про отца Брауна у меня в планах. А эта зарисовка даже не художественный текст, а пространные рассуждения о религии, о истории религии, о Рождестве и празднике Рождества. Серьезное такое размышление, больше похожее на проповедь. Поэтому книга завершается достаточно тяжеловесно. Особенно, после лёгкого и приятного О.Генри.

Но, в целом, сборник мне понравился.

Такую книжку хорошо читать у камина, завернувшись в плед, с чашкой какао.

Она вся такая викторианская, и можно вообразить себя леди в кринолинах, при свечах, вне времени и вне географии.

Сидит такая леди, глядит на огонь, размышляет о доброте и добродетелях, пишет высконравственное письмо своему благородному жениху, а закрыв книгу, возносит молитвы и ложится спать на перину с грелкой в ногах...

Иногда я уносилась мыслями к этому образу, но затем возвращалась к приземлённым размышлениям о том, как хорошо, что мне не придётся растапливать печь и есть на новый год какие-нибудь свиные рубцы и чёрствый хлеб. А центральное отопление лучше грелки и камина.

Всё-таки эпоха, в которой много вкусной еды, доступной всем, гораздо лучше, чем эпохи предыдущие. А люди становятся друг к другу добрее, когда они сытые.

Тогда и мир есть время рассматривать
Тогда и мир есть время рассматривать

Тут, как мне кажется, прав О.Генри, а не Диккенс, который считал, что доброта существует сама по себе и не зависит от чувств голода.

И всё-таки есть в этих в рождественских рассказах нечто такое щемящее, что заставляет подумать: а хороший ли ты человек? а что ты сделал для ближнего? а что ты можешь сделать?..

Настоящая рождественская история и должна пробуждать такие мысли. Так что книгу оставлю, и, возможно, фрагментарно буду перечитывать.

Книга прочитана в рамках новогоднего марафона на канале Библиография.

А вам знакомо что-нибудь из моего рождественского сборника? Читали? Планируете? Слышали?