В моем близком окружении есть два человека, у которых непростой и, думаю, странно звучащий для многих далеких от медицины людей диагноз – ХОБЛ, хроническая обструктивная болезнь легких. Их мучает постоянный кашель, долго гулять они не могут – начинается одышка, о подъеме в гору или по лестнице и говорить нечего. Болеют часто – простуды и бронхиты… А все потому, что они не могут дышать полной грудью – их легкие утратили свою былую способность насыщать весь организм кислородом. И, к сожалению, они не могут испытывать радость здорового, глубокого дыхания.
Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) – прогрессирующее и необратимое заболевание легких, для которого характерны респираторные симптомы (кашель, часто с мокротой, одышка) и периодические обострения из-за поражения дыхательных путей (развивается хронический бронхит или бронхиолит) и/или альвеол (возникает эмфизема). Прогрессировать болезнь может медленно, но, в итоге, приводит к дыхательной недостаточности и кислородному голоданию и, как следствие, непереносимости даже незначительной физической нагрузки.
Про ХОБЛ немало стереотипов даже среди врачей, а большинство пациентов о ней либо ничего не слышали, либо что-то очень приблизительное. Вот главные мифы о ХОБЛ в общественном сознании, людей не из медицинской среды:
- ХОБЛ – это болезнь курильщиков, но мои знакомые никогда не курили;
- ХОБЛ болеют пожилые мужчины, но: одна из этих людей в моем окружении – женщина, да и заболели оба не в сильно преклонном возрасте;
- ХОБЛ – болезнь редкая, а между тем это третья лидирующая причина смерти в мире. Ежегодно от нее умирает около 2,8 млн человек (4,8% всех причин смерти).
ХОБЛ – социально значимое заболевание. Но, несмотря на это, о заболевании людям рассказывают меньше, чем о других социально значимых болезнях – таких, как артериальная гипертензия или сахарный диабет.
В конце XX века ВОЗ запустила глобальную инициативу GOLD по обструктивной болезни легких, цель которой – просвещать людей и мотивировать их раньше обращаться к врачам. Ситуацию с информацией о ХОБЛ для пациентов, как ни парадоксально, изменила к лучшему пандемия короновируса. Здоровью легких, информированию населения о заболеваниях легких стали уделять гораздо больше внимания.
Однако, сегодня большую часть больных с ХОБЛ все еще не выявляют, и это общемировая проблема, не только наша. Больным не поставлен диагноз просто потому, что сами очень долго игнорируют симптомы болезни, с которыми они свыкаются и не обращаются своевременно к врачу. «Появилась одышка, и я не могу подняться на пятый этаж – это, видимо, возраст», «Замучил кашель – ну, ведь я курю, это нормально» – так думают многие. Хотя на самом деле одышка и кашель – не просто маркеры болезни, а явные признаки того, что она прогрессирует. Этих проблем не должно быть у здорового человека.
Но человеческая психология такова, что многие долго тянут с визитом к врачу, а когда приходят, диагноз ставится уже на позднем этапе заболевания – часто, когда, как минимум, 50% функции легких уже теряется и возникают значимые симптомы. Об этом рассказал на пресс-конференции, посвященной проблемам диагностики и лечения ХОБЛ доктор медицинских наук, профессор кафедры пульмонологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Заурбек Айсанов.
Кто болеет ХОБЛ?
«В сознании любого врача пациент с ХОБЛ – мужчина, которому за 50-60, со стажем курильщика 20-30 лет и более. Но, конечно, не только курение сегодня приводит к ХОБЛ. Есть загрязнение окружающей среды, особенно в мегаполисах, профессиональные факторы риска. Такие профессии, как шахтеры, сварщики, те, кто работает в неблагоприятных условиях среды, где есть загрязнение воздуха: пыль, пары, газы – то, чем мы дышим. Все эти частицы попадают в дыхательные пути, в альвеолы, что приводит к развитию болезни под названием ХОБЛ», — комментирует Сергей Авдеев, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист пульмонолог Минздрава России.
В России ХОБЛ включена в официальный перечень профессиональных заболеваний.
Факторы риска ХОБЛ:
- профессиональные вредности (загрязнение воздуха на рабочем месте биологической, минеральной пылью, газами и дымом);
- частые респираторные инфекции в детстве или во взрослом возрасте, нередко осложненные пневмонией (вирусной или бактериальной, в частности болезнь вызвана пневмококковой инфекцией) повышают риск развития/прогрессирования ХОБЛ. Практически свести к нулю этот фактор риска можно, если вакцинироваться от пневмококковой инфекции согласно прописанным в методических рекомендациях схемам и от вируса гриппа ежегодно;
- эндогенные факторы (генетические, эпигенетические, тяжелые респираторные инфекции, перенесенные в детстве).
В России, по данным Минздрава, ХОБЛ у 2,4 млн человек. Однако данные эпидемиологических исследований Российского респираторного общества показывают, что проблема гораздо серьезнее – речь идет об 11 млн больных, включая недиагностированные случаи.
Несмотря на это, федеральной программы по борьбе с ХОБЛ нет. Хотя сегодня есть возможность контролировать болезнь и снизить ее распространенность:
1. Диагностика болезни несложная и доступная: на основании симптомов и результатов исследования функции легких (спирометрии).
2. Существует терапия, доказанно снижающая риск смерти пациентов с ХОБЛ. Но очень важно, чтобы пациент получал постоянную терапию: болезнь ведь хроническая, значит, лечение должно быть постоянным, тогда меньше обострений и ниже летальность.
3. Вакцинация доказанно снижает риск развития и прогрессирования ХОБЛ и главное, в совокупности с медикаментозной терапией существенно продлевает жизнь этим пациентам.
Российские врачи надеются, что в 2026 году будет принята федеральная программа льготного лекарственного обеспечения пациентов с ХОБЛ (пока есть только региональные – в Санкт-Петербурге, Карелии). Это поможет улучшить качество жизни больных, повысить их приверженность лечению и снизить раннюю смертность, что особенно важно, ведь среди пациентов с ХОБЛ есть люди активного, работоспособного возраста, которые при правильно подобранной терапии могут нормально жить и продолжать трудиться.
Автор: Наталья Тимашова — медицинский журналист, автор канала Health-прокачка.