Найти в Дзене

ДВ для средств защиты растений: пора запускать собственное производство

Отрасль химических средств защиты растений (ХСЗР) является одной из самых привлекательных для инвестиций в химической промышленности. Действующее вещества для препаратов ХСЗР в России не производятся, но на них есть стабильный спрос. ИХТЦ обладает готовой технологией производства калиевой соли малеинового гидразида, входящего в состав четырех популярных на рынке ХСЗР. Мы готовы помочь в организации ее производства. Снова возвращаемся к полюбившейся нам отрасли химических средств защиты растений. Именно ХСЗР, по нашим оценкам, имеет лучший среди отраслей химической промышленности РФ потенциал развития. Напомним, что мы сравнивали условную эффективность отраслей по показателю нормы отгрузки продукции на одного сотрудника и востребованности в кадрах. И по выбранным индикаторам в лидерах находится ХСЗР. Опрошенные нами эксперты отрасли, руководство «Российского союза производителей химических средств защиты растений» утверждают, что действующие вещества для препаратов в России не производ
Оглавление

Отрасль химических средств защиты растений (ХСЗР) является одной из самых привлекательных для инвестиций в химической промышленности. Действующее вещества для препаратов ХСЗР в России не производятся, но на них есть стабильный спрос. ИХТЦ обладает готовой технологией производства калиевой соли малеинового гидразида, входящего в состав четырех популярных на рынке ХСЗР. Мы готовы помочь в организации ее производства.

Снова возвращаемся к полюбившейся нам отрасли химических средств защиты растений. Именно ХСЗР, по нашим оценкам, имеет лучший среди отраслей химической промышленности РФ потенциал развития. Напомним, что мы сравнивали условную эффективность отраслей по показателю нормы отгрузки продукции на одного сотрудника и востребованности в кадрах. И по выбранным индикаторам в лидерах находится ХСЗР.

Опрошенные нами эксперты отрасли, руководство «Российского союза производителей химических средств защиты растений» утверждают, что действующие вещества для препаратов в России не производят. Основное производство отрасли ХСЗР сконцентрировано на приготовлении формуляций из зарубежных ДВ (производство форм является относительно технологически простым и практически безотходным, синтез же действующих веществ ― уже другой уровень). И, по нашему мнению, эта ситуация нелогична ни с точки зрения рыночных возможностей, ни с точки зрения идеологии ― продовольственной безопасности.

Исторический контекст: ХСЗР в советское время

В 1984 году СССР выпускал 53 наименования ХСЗР (Министерство сельского хозяйства заявляло о необходимости 144 наименований). Для сравнения, в США и ФРГ производилось до 500 наименований. С 1960 по 1987 гг. производство ХСЗР в Советском Союзе по объемам выросло в 10 раз ― с 32 тыс. тонн 327 тыс. тонн. Данные приводятся в монографии The Chemical Industry In the USSR. An Economic Geography. Matthew J. Sagers and Theodore Shabad. Westview, Boulder, CO, 1990.

По другим источникам, в начале 80-х годов Советский Союз имел ассортимент из 127 препаратов на основе 70 действующих веществ ХСЗР. В этот список входили фосфороорганические соединения (56 препаратов), хлорорганические соединения (22 препарата) и пиретроиды (8 препаратов). Перечень все равно нуждался в совершенствовании, так как большую его часть составляли вещества широкого спектра действия, отсутствовали полностью специфические в отношении некоторых вредителей инсектициды.

Позже, в течение 1980-х гг., был запрещен еще ряд ХСЗР на основе фосфорорганических соединений и хлорорганических веществ, не только из-за повышения резистентности вредных организмов, но и из-за открытия отдаленных последствий для человека (канцерогенность, эмбритоксичность и др.). Одним из направлений восполнения ассортимента стало увеличение в нем доли пиретроидов III поколения, представляющих собой выделенные или синтезированные в чистом виде более активные формы препаратов ― например, каратэ, маврик, данитол, фастак, кинмикс, фьюри. Путем целенаправленного поиска токсикантов, работающих по мишеням в организмах членистоногих, найден новый класс ХСЗР — фенилпиразолы.

По валовому производству действующих веществ ХСЗР Советский Союз уступал только США. При этом производственные цепочки действующих веществ в СССР включали не только союзные республики, но и страны «восточного блока» ― Югославию, Венгрию, Болгарию. Логика, заложенная в планировании развития химии подразумевала, что на территории СССР будут строиться в основном крупнотоннажные производства, а в страны СЭВ уходят малотоннажные, в том числе для отрасли средств защиты растений.

Необходимость восстановить малотоннажное производство средств защиты растений в России назрела уже давно. Потенциал внутреннего рынка оценивается как достаточно высокий: за последние 20 лет объемы потребления ХСЗР выросли приблизительно в 10 раз ― с 25 тыс. тонн до 230 тыс. тонн. При этом уровень потребления на гектар земли в стране ниже, чем в Европе в 4 раза, втрое ниже, чем в Китае.

В настоящее время каждый из производителей покупает от 70 до 100 наименований субстанций. Из них 25 являются абсолютно актуальным ассортиментом, который покрывает примерно 70% всех потребностей.

Общемировой контекст

Не стоит забывать об экспортном потенциале. Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, с 1990 по 2022 год использование ХСЗР в мире удвоилось, достигнув 3,7 млн тонн. Практически во всех регионах идет рост потребления, наибольшими темпами ― в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Особняком стоит Европейский Союз, где продажи ХСЗР планомерно снижались, достигнув наименьшего значения в 2022 году, начиная с 2011 года. В 2022 году Еврокомиссия разработала Регламент об устойчивом использовании средств защиты растений с общим предложением сократить применения ХСЗР на 50% к 2030 году. В феврале 2024 года Регламент отозвали, сельскохозяйственные ассоциации заявили, что он несет угрозу продовольственной безопасности ЕС.

Рынок средств защиты растений в мире стремительно развивается. В 2024 году глобальный рынок ХСЗР составлял 95,53 млрд долларов США, к 2025 году вырос до 102,88 млрд, по прогнозам, достигнет 177,09 млрд долларов к 2032 году, демонстрируя среднегодовой темп роста в 8,01%. Такие темпы обусловлены увеличением мирового спроса на продукты питания, повышением устойчивости вредителей и внедрением комплексных решений по борьбе с вредителями. В отрасли наблюдается рост инвестиций в инновации в области биологических и синтетических пестицидов.

Действующее вещество малеиновый гидразид (калиевая соль)

Калиевая соль гидразида малеиновой кислоты ― не самая сложная и критичная молекула на рынке ХСЗР, но она представлена в виде сразу четырех основных препаратов. Все они активно используются российскими аграриями.

  • «Фазор», ВГ (южноафриканского производства Arysta LifeScience Great Britain Limited), с концентрацией активного компонента 800 г/кг;
  • «Трафик», ВРК (марка компании АО «Фирма "Август"»), с концентрацией активного компонента 270 г/кг;
  • «Гидрамак», ВРП (марка компании ООО «Агросинтез»), с концентрацией активного компонента 800 г/кг;
  • «Регулар», ВРП (марка компании ООО «Агросинтез»), с концентрацией активного компонента 950 г/кг.

«Фазор» ― это запатентованное название южноафриканского препарата. Он повышает устойчивость картофеля, лука к болезням при хранении и подавляет их прорастание. Российские компании (собственно две основные ― «Август» и «Агросинтез») завозят в страну его и действующее вещество к нему и препаратам идентичного действия из Китая, Узбекистана, Беларуси. И уже на основе этого ДВ делают готовую композицию.

Поставки «Фазора» и его действующего вещества в РФ в последние годы имели непостоянный характер (после 2023 г. данные по импорту отсутствуют):

  • в 2018 году – около 7 тонн;
  • в 2019 году – около 25 тонн;
  • в 2020 году – около 35 тонн;
  • в 2021 году – около 1 тонны;
  • в 2022 году – около 40 тонн.

Производство действующего вещества для этих препаратов (калиевая соль малеинового гидразида) достаточно просто организовать в России: есть сырье (МАН, гидразин, гидроксид калия) и есть технологическое решение.

В ИХТЦ имеется лабораторный регламент и образец синтезированного на его базе действующего вещества. Мы готовы рассмотреть разные варианты инвестиционного сотрудничества по проекту ― от передачи технологии до организации производства на одной из своих площадок.