Я хочу быть с вами откровенным и отметить, что эта война, прежде всего, описана в Махабхарате - эпическом произведении индуистской культуры. Но вот в чём занятность: многие учёные видят в этом санскритском произведении отражение реальных событий древности. С учётом того, что граница человеческой "цивилизованности" всё дальше и дальше отодвигается вглубь веков, а по всему свету всплывают исторические артефакты, которые просто невозможно "внедрить" в мерное течение лет "по учебнику", предлагаю вам изучить Битву при Курукшетре и внять доводам тех учёных, которые считают её реальностью.
Битва возникла в рамках династической войны между двумя лагерями двоюродных братьев - Пандавами и Кауравами. И ей предшествовал целый сонм событий.
Клан Куру покидает трон
Вся Махабхарата посвящена деяниям и жизни нескольких поколений правящего клана Куру. Но центральный компонент произведения (почти 1/5 часть текста из всех 10 книг) - сражение сотен родственников Кауравов и пяти братьев Пандавами, после того, как Куру покинули этот мир в полном составе.
Битве предшествовали длительные переговоры которые пришли к одному - невозможность поделить царство на половины. Тогда стороны начинают искать союзников по всему континенту. И находят их в виде могущественных родов (вот такой вот индийский вариант "Игры престолов").
Те учёные, которые считают Битву десяти царей реальной (а таких ой как немало) указывают примерную дату начала сражения - верхняя граница I тысячелетия до нашей эры. Но народная классическая интерпретация сдвигает Битву при Курукшетре куда как дальше по времени - в 3102 год до нашей эры.
Почему эта Битва при Курукшетре так важна
Ещё британский индолог - А.Л. Башема, в своих трудах предполагал, что по временам проведения сражения оно было столь эпичным и массовым, что в прямом смысле раскололо историю на "до" и "после". Доселе человечество не знало, что можно в одном месте сконцентрировать и прокормить столь великие силы, которые по канону бились 18 дней. Но опять же А.Л. Башема неожиданно видел протомонгольский след в этом событии - дескать это именно кочевники вторглись на территорию Индии и нанесли такой урон, что народная молва облекла свои смутные воспоминания-страдания в известнейшее литературное произведение.
Что касается самого литературного произведения, немало историчности ему добавляет точное описание не только Земли и Индийского субконтинента, с полным списком лесов, гор, рек, деревень, посёлков, городов, провинций, племён и царств (которые вполне "бьются" с реальностью), но и планет вокруг Земли, что ставит научное сообщество "немножко в тупик". Да и описание битвы таково, что описываются боевые порядки, вооружение, действия на каждом этапе сражения, потери и тактические ходы. Будто бы человек, писавший это, был на Битве как минимум "журналистом" и подробно фиксировал каждый этап. Да и предшествовавший Битве переговорный процесс, к которому подключились и боги, описан столь многоструктурно, многогранно и интересно, что будто бы читаешь переписку между дипломатами Антанты и Центральных держав в годы ПМВ.
Накануне Битвы, согласно произведению, в течении месяца произошло 3 солнечных затмения, которые в индуистской древней астрологии считаются самым дурным предзнаменованием. Интересен и символизм расположения воюющих сторон - армия Пандавов стояла исключительно острием к Востоку в форме ромба, а армия Кауравов - к западу, выстроенная в фалангу, что может быть отражением очень древнего противопоставления первых цивилизаций.
Ход сражения
В первый день Пандавы потерпели поражение, понесли серьёзные потери и были вынуждены откатиться на начальные позиции. В бою находят смерть несколько именитых родственников со стороны клана Пандавы.
На второй день битвы представитель Пандавы - Арджуна, стараясь переломить ход битвы, решает снять важного вражеского военачальника - Бхишму. Две колесницы сходятся в многочасовой битве, в эпицентр которой вовлекаются персонажи и силы с двух сторон. В конечном итоге Арджуна поражает возницу Бхишмы. Тот решает удрать с поля боя и увлекает за собой окружение. Но высшей цели Арджуна не достигает.
На третий день воинами Арджуны достаётся больше всего - Кауравы сосредотачивают основной удар против него. Пытаясь защитить Арджуну в бою гибнет военачальник Дурьодхан. И его гибель рассеивает его воинство. Арджуна предпринимает отчаянную атаку на силы Бхишмы и ценой высоких потерь восстанавливает равновесие.
Четвёртый день - эффективная атака Бхишмы. И только огромная армия слонов, под предводительством Дурьодхана, глушит эту атаку. Предводитель этого подразделения гибнет от стрелы в контратаке, как и восемь его братьев.
Пятый день - инициатива снова у Бхишмы. На одном участке Кауравы одерживают верх, но Арджуна сам прибывает на этот участок и выравнивает положение. На шестой день происходит массовое смешивание построений в результате битвы, что позволяет Бхиме со стороны клана Пандавы выскочить в расположение военачальника Дурьодхана и едва не убить его этим наскоком. Но подоспевшие силы отбивают глубокий прорыв.
На седьмой и восьмой день инициатива постепенно переходит к Пандавам. Потери знати среди Кауравов растут. Но на девятый день Бхишма сдерживает натиск Арджуны. На десятый день главного вражеского военачальника пытаются взять хитростью - посылают к нему воина, одетого женщиной, в сопровождении Арджуна. Так как Бхишма дал обет не драться с женщинами, он получает ряд смертельных ран. Он откатывается к своим позициям и просить сделать так, чтобы он достоял до конца сражения любой ценой, а воины видели своего предводителя живым. Это делается жёсткими манипуляциями, но просьба главного военачальника выполняется.
На 11 день функции реального предводителя клана Кауравы переходят к Карне. Бхишма - только декорация. Пандавы озадачены - они рассчитывали, что враги потеряют инициативу. Но напор продолжается. Более того, два последующих дня все силы направлены на отвлекающие удары и на попытки взять в плен важную фигуру Пандавов - Юдхиштхиру. На 13 день героически гибнет сын Арджуны - Абхиманью.
На 14 день Арджуна лишается и своего отца. Однако яростно мстит за убийство сына и убивает главную фигуру этой акции - Джаядратху. И только к концу 17 дня, путём многих потерь и в частном поединке, убивает Карну, которого сменяет Шалья. Но на 18 день Шалья погибает от удара копья, равно как и следующий главный из рода Кауравов - Шакуни. Однако ночью происходит атака последних Кауравов на лагерь Пандавов, которые праздновали победу. В этой рубке гибнет и Арджуна. Это - абсолютная точка. Во всей войне выживают только 11 предводителей с двух сторон со своим немногочисленным войском.
Верх - за пятью братьями Пандавами. Ослабленные и обескровленные они разделяются на 5 царств. И только спустя 36 лет трон получает внук Арджуны - Парикшиту, что позволило индийской цивилизации встать на путь оправления от ран, ибо война поставила всех, всё и сразу на самую грань существования.
С уважением, Иван Вологдин
Дорогие друзья! Теперь на этой платформе нельзя писать о сложной технике в целом. Статьи уходят в нарушения. Ищем новый формат. Об этих темах теперь только в ТГ, так как выбора нет https://t.me/CulturniyCod
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.