Найти в Дзене
Культурный код

Битва при Курукшетре: возможно самое массовое сражение древности

Оглавление

Я хочу быть с вами откровенным и отметить, что эта война, прежде всего, описана в Махабхарате - эпическом произведении индуистской культуры. Но вот в чём занятность: многие учёные видят в этом санскритском произведении отражение реальных событий древности. С учётом того, что граница человеческой "цивилизованности" всё дальше и дальше отодвигается вглубь веков, а по всему свету всплывают исторические артефакты, которые просто невозможно "внедрить" в мерное течение лет "по учебнику", предлагаю вам изучить Битву при Курукшетре и внять доводам тех учёных, которые считают её реальностью.

Иллюстрация к «Махабхарате»: армии Пандавов и Кауравов противостоят друг другу.
Иллюстрация к «Махабхарате»: армии Пандавов и Кауравов противостоят друг другу.

Битва возникла в рамках династической войны между двумя лагерями двоюродных братьев - Пандавами и Кауравами. И ей предшествовал целый сонм событий.

Клан Куру покидает трон

Вся Махабхарата посвящена деяниям и жизни нескольких поколений правящего клана Куру. Но центральный компонент произведения (почти 1/5 часть текста из всех 10 книг) - сражение сотен родственников Кауравов и пяти братьев Пандавами, после того, как Куру покинули этот мир в полном составе.

Кришна умоляет Дхритараштру не начинать войну
Кришна умоляет Дхритараштру не начинать войну

Битве предшествовали длительные переговоры которые пришли к одному - невозможность поделить царство на половины. Тогда стороны начинают искать союзников по всему континенту. И находят их в виде могущественных родов (вот такой вот индийский вариант "Игры престолов").

Те учёные, которые считают Битву десяти царей реальной (а таких ой как немало) указывают примерную дату начала сражения - верхняя граница I тысячелетия до нашей эры. Но народная классическая интерпретация сдвигает Битву при Курукшетре куда как дальше по времени - в 3102 год до нашей эры.

Почему эта Битва при Курукшетре так важна

Ещё британский индолог - А.Л. Башема, в своих трудах предполагал, что по временам проведения сражения оно было столь эпичным и массовым, что в прямом смысле раскололо историю на "до" и "после". Доселе человечество не знало, что можно в одном месте сконцентрировать и прокормить столь великие силы, которые по канону бились 18 дней. Но опять же А.Л. Башема неожиданно видел протомонгольский след в этом событии - дескать это именно кочевники вторглись на территорию Индии и нанесли такой урон, что народная молва облекла свои смутные воспоминания-страдания в известнейшее литературное произведение.

Бхишма на ложе из стрел, из коллекции Смитсоновского института
Бхишма на ложе из стрел, из коллекции Смитсоновского института

Что касается самого литературного произведения, немало историчности ему добавляет точное описание не только Земли и Индийского субконтинента, с полным списком лесов, гор, рек, деревень, посёлков, городов, провинций, племён и царств (которые вполне "бьются" с реальностью), но и планет вокруг Земли, что ставит научное сообщество "немножко в тупик". Да и описание битвы таково, что описываются боевые порядки, вооружение, действия на каждом этапе сражения, потери и тактические ходы. Будто бы человек, писавший это, был на Битве как минимум "журналистом" и подробно фиксировал каждый этап. Да и предшествовавший Битве переговорный процесс, к которому подключились и боги, описан столь многоструктурно, многогранно и интересно, что будто бы читаешь переписку между дипломатами Антанты и Центральных держав в годы ПМВ.

Накануне Битвы, согласно произведению, в течении месяца произошло 3 солнечных затмения, которые в индуистской древней астрологии считаются самым дурным предзнаменованием. Интересен и символизм расположения воюющих сторон - армия Пандавов стояла исключительно острием к Востоку в форме ромба, а армия Кауравов - к западу, выстроенная в фалангу, что может быть отражением очень древнего противопоставления первых цивилизаций.

Ход сражения

В первый день Пандавы потерпели поражение, понесли серьёзные потери и были вынуждены откатиться на начальные позиции. В бою находят смерть несколько именитых родственников со стороны клана Пандавы.

Слева: Карна с Сальей в качестве возничего против Арджуны с Кришной справа. Картина на стекле Чиребон ваянг, Ява, Индонезия.
Слева: Карна с Сальей в качестве возничего против Арджуны с Кришной справа. Картина на стекле Чиребон ваянг, Ява, Индонезия.

На второй день битвы представитель Пандавы - Арджуна, стараясь переломить ход битвы, решает снять важного вражеского военачальника - Бхишму. Две колесницы сходятся в многочасовой битве, в эпицентр которой вовлекаются персонажи и силы с двух сторон. В конечном итоге Арджуна поражает возницу Бхишмы. Тот решает удрать с поля боя и увлекает за собой окружение. Но высшей цели Арджуна не достигает.

На третий день воинами Арджуны достаётся больше всего - Кауравы сосредотачивают основной удар против него. Пытаясь защитить Арджуну в бою гибнет военачальник Дурьодхан. И его гибель рассеивает его воинство. Арджуна предпринимает отчаянную атаку на силы Бхишмы и ценой высоких потерь восстанавливает равновесие.

Четвёртый день - эффективная атака Бхишмы. И только огромная армия слонов, под предводительством Дурьодхана, глушит эту атаку. Предводитель этого подразделения гибнет от стрелы в контратаке, как и восемь его братьев.

Возвращение героев, павших на войне, после песнопений Вьясы.
Возвращение героев, павших на войне, после песнопений Вьясы.

Пятый день - инициатива снова у Бхишмы. На одном участке Кауравы одерживают верх, но Арджуна сам прибывает на этот участок и выравнивает положение. На шестой день происходит массовое смешивание построений в результате битвы, что позволяет Бхиме со стороны клана Пандавы выскочить в расположение военачальника Дурьодхана и едва не убить его этим наскоком. Но подоспевшие силы отбивают глубокий прорыв.

На седьмой и восьмой день инициатива постепенно переходит к Пандавам. Потери знати среди Кауравов растут. Но на девятый день Бхишма сдерживает натиск Арджуны. На десятый день главного вражеского военачальника пытаются взять хитростью - посылают к нему воина, одетого женщиной, в сопровождении Арджуна. Так как Бхишма дал обет не драться с женщинами, он получает ряд смертельных ран. Он откатывается к своим позициям и просить сделать так, чтобы он достоял до конца сражения любой ценой, а воины видели своего предводителя живым. Это делается жёсткими манипуляциями, но просьба главного военачальника выполняется.

Современная иллюстрация к битве
Современная иллюстрация к битве

На 11 день функции реального предводителя клана Кауравы переходят к Карне. Бхишма - только декорация. Пандавы озадачены - они рассчитывали, что враги потеряют инициативу. Но напор продолжается. Более того, два последующих дня все силы направлены на отвлекающие удары и на попытки взять в плен важную фигуру Пандавов - Юдхиштхиру. На 13 день героически гибнет сын Арджуны - Абхиманью.

На 14 день Арджуна лишается и своего отца. Однако яростно мстит за убийство сына и убивает главную фигуру этой акции - Джаядратху. И только к концу 17 дня, путём многих потерь и в частном поединке, убивает Карну, которого сменяет Шалья. Но на 18 день Шалья погибает от удара копья, равно как и следующий главный из рода Кауравов - Шакуни. Однако ночью происходит атака последних Кауравов на лагерь Пандавов, которые праздновали победу. В этой рубке гибнет и Арджуна. Это - абсолютная точка. Во всей войне выживают только 11 предводителей с двух сторон со своим немногочисленным войском.

Верх - за пятью братьями Пандавами. Ослабленные и обескровленные они разделяются на 5 царств. И только спустя 36 лет трон получает внук Арджуны - Парикшиту, что позволило индийской цивилизации встать на путь оправления от ран, ибо война поставила всех, всё и сразу на самую грань существования.

Индия во времена «Махабхараты».
Индия во времена «Махабхараты».

С уважением, Иван Вологдин

Дорогие друзья! Теперь на этой платформе нельзя писать о сложной технике в целом. Статьи уходят в нарушения. Ищем новый формат. Об этих темах теперь только в ТГ, так как выбора нет https://t.me/CulturniyCod

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.