Найти в Дзене
ЛОТОС

Умвельт — слепок реальности

Биолог и отец биосемиотики Якоб Икскюль в своей работе «Окружающая среда и внутренний мир животных» (1909) вводит понятие «умвельт», с немецкого — «окружающий мир» или среда. Умвельт — это слепок реальности. Живые существа не имеют дела с сущим напрямую. Вместо этого они нанизывают на свой «субъект» бусинки, отражающие мир. Они формируются опытом взаимодействия: исследование, воздействие и обратная связь. Существо бытийствует в реальном мире через свой перцептуальный (Merkwelt) и операциональный миры (Wirkwelt), через восприятие и действие. Это похоже на «Интерфейсную теорию восприятия» Хофмана. Мы фильтруем реальный мир и воспринимаем его ограниченно и субъективно. По Хофману то, что мы считаем миром (материальный, познаваемый, ощущаемый), вообще не имеет отношения к крайней (реальной) реальности. Мы живём в иллюзии. Икскюль же признаёт объективную реальность (Umgebung), из которой существа выбирают аспекты, которые отражаются в умвельте. И сходится с Хофманом относительно сужения з

Биолог и отец биосемиотики Якоб Икскюль в своей работе «Окружающая среда и внутренний мир животных» (1909) вводит понятие «умвельт», с немецкого — «окружающий мир» или среда.

Умвельт — это слепок реальности. Живые существа не имеют дела с сущим напрямую. Вместо этого они нанизывают на свой «субъект» бусинки, отражающие мир. Они формируются опытом взаимодействия: исследование, воздействие и обратная связь. Существо бытийствует в реальном мире через свой перцептуальный (Merkwelt) и операциональный миры (Wirkwelt), через восприятие и действие.

Это похоже на «Интерфейсную теорию восприятия» Хофмана. Мы фильтруем реальный мир и воспринимаем его ограниченно и субъективно. По Хофману то, что мы считаем миром (материальный, познаваемый, ощущаемый), вообще не имеет отношения к крайней (реальной) реальности. Мы живём в иллюзии.

Икскюль же признаёт объективную реальность (Umgebung), из которой существа выбирают аспекты, которые отражаются в умвельте. И сходится с Хофманом относительно сужения зрения или фильтрации необходимых свойств. Он использует пример дуба, который разные виды воспринимают по-своему (муравьи ползают по коре, птицы сидят на ветвях и тд):

«Если бы мы попытались сложить воедино все противоречивые свойства, которые дуб обнаруживает как объект, получился бы хаос.
И тем не менее все они — лишь части стройной структуры одного субъекта, являющегося надежной опорой для всех окружающих миров, субъекты которых не знают и никогда не узнают о его существовании».

То есть, дуб всё-таки объективно существует, хоть и познать его во всей полноте ни животным, ни насекомым, населяющим его, не дано.

Это не какой-то злой умысел природы, а необходимость: «Надёжность важнее, чем богатство». В среде, в которой есть только опасность и награда, а остальное исключено, гораздо проще выжить. Бесконечное количество явлений с непонятным предназначением лишнее, не необходимое.

Например, рыба живёт в ограниченной среде с жёстким набором свойств (солёная/пресная вода, температура, хим. состав, наличие питания). За пределами воды для неё нет ничего, потому что оно не представляет для неё пользы и ведёт к прекращению жизни. Узнай она о том, что существует, например, космос, то это непоправимо ранило бы неокрепший рыбкин разум.

А что человек во всём этом? Человек так же создал себе умвельт, но плюс к этому смотрит на мир через разные перспективы: идеи, воззрения, которые находятся на концептуальном уровне, выше биологического. В этом наше проклятье.

Человек — это любознательная рыбка, открывшая, что помимо размножения и лакомств есть космос.

И это сводит с ума.

ЛØТØС