Найти в Дзене

23 декабря Дальняя авиация России отмечает 111 лет: смотрим экспонаты ГМПИР

Дальняя авиация России сегодня, 23 декабря отмечает 111 лет.
Праздник учрежден в 1999 году приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами России Анатолия Корнукова.
В этот день, 23 декабря 1913 года, совершил свой первый полет четырехмоторный самолет «Илья Муромец» конструкции инженера Игоря Сикорского – самый большой на то время самолет в мире.
Год спустя, 23 декабря 1914 года, указом

Дальняя авиация России сегодня, 23 декабря отмечает 111 лет.

Праздник учрежден в 1999 году приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами России Анатолия Корнукова.

В этот день, 23 декабря 1913 года, совершил свой первый полет четырехмоторный самолет «Илья Муромец» конструкции инженера Игоря Сикорского – самый большой на то время самолет в мире.

Год спустя, 23 декабря 1914 года, указом императора Николая II утверждено постановление Военного Совета о формировании первой эскадры самолетов «Илья Муромец». Это положило начало тяжелой бомбардировочной авиации не только в России, но и во всем мире. Самолет часто называют «прадедушкой» стратегических бомбардировщиков.

Фотография. Группа военных у самолета «Илья Муромец», крупнейшего русского самолета периода 1-й мировой войны. 1916 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников
Фотография. Группа военных у самолета «Илья Муромец», крупнейшего русского самолета периода 1-й мировой войны. 1916 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников

В годы Первой мировой войны Россия первой из всех стран-участниц создала эскадру тяжелых бомбардировщиков и применяла их для дальней аэроразведки и нанесения бомбовых ударов по железнодорожным узлам и другим стратегическим целям.

Славная традиция создания самолетов для дальней авиации не прерывается все 111 лет. Отечественную традицию создания инновационных тяжелых самолетов военного и гражданского назначения после Игоря Сикорского продолжил авиаконструктор Андрей Туполев, во многом опираясь на опыт своего предшественника. Еще до войны под его руководством были созданы такие самолеты, как ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), смело бившие мировые рекорды по продолжительности полетов и массе перевозимых грузов.

В годы войны отечественная дальняя авиация ВВС и флота уже в 1941 году наносила удары по Берлину, а также осуществляла дерзкие рейды против целей в Румынии и Болгарии.

Фотография. Группа летчиков у самолета, подобного типу самолета «Илья Муромец». 1917 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников
Фотография. Группа летчиков у самолета, подобного типу самолета «Илья Муромец». 1917 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников

После войны, продолжая работу по укреплению военного потенциала страны, конструкторское бюро Андрея Туполева в кратчайшие сроки методом обратного инжиниринга обеспечило ВВС самолетами Ту-4, а вскоре стратегическая авиация получила настоящий самолет-богатырь – Ту-95. Поиски и разработки новых систем вооружения для дальней авиации не прекращаются и в современной России.

В наше время на вооружении дальней авиации находятся стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, авиационный ракетный комплекс МиГ-31И, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78, учебные и транспортные самолеты различных модификаций.

Сегодня дальняя авиация участвует в обеспечении обороноспособности РФ и принимает участие в СВО. С начала СВО 19 штурманов ВКС РФ были удостоены звания Героя России, более 4 000 военнослужащих летного, инженерно-технического состава и подразделений обеспечения награждены государственными наградами. Самолеты дальней авиации, будучи воздушным компонентом российской ядерной триады, также могут наносить удары обычным ракетно-бомбовым вооружением, в том числе крылатыми ракетами.

Фотография. Один из первых русских самолетов «Илья Муромец», заснятый в полете в районе расположения русских войск под Варшавой. 1914 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников
Фотография. Один из первых русских самолетов «Илья Муромец», заснятый в полете в районе расположения русских войск под Варшавой. 1914 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников

Сегодня, в день 111-летия Дальней авиации ВКС РФ, Музей политической истории России предлагает вспомнить первые, но уже уверенные, шаги русской дальней авиации и посмотреть фото из коллекции музея.

Фотография. Один из первых русских самолетов «Илья Муромец», находившийся на вооружении русских войск. 1915 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников
Фотография. Один из первых русских самолетов «Илья Муромец», находившийся на вооружении русских войск. 1915 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников


Фотография. Самолет «Илья Муромец» на летном поле во время подготовки к полету. 1915 год.
 ГМПИР, Фонд фотографических источников
Фотография. Самолет «Илья Муромец» на летном поле во время подготовки к полету. 1915 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников
-6

В материале представлены экспонаты из коллекции Музея политической истории России:

- Фотография. Группа военных у самолета «Илья Муромец», крупнейшего русского самолета периода 1-й мировой войны. 1916 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников;

- Фотография. Группа летчиков у самолета, подобного типу самолета «Илья Муромец». 1917 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников;

- Фотография. Один из первых русских самолетов «Илья Муромец», заснятый в полете в районе расположения русских войск под Варшавой. 1914 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников;

- Фотография. Один из первых русских самолетов «Илья Муромец», находившийся на вооружении русских войск. 1915 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников;

- Фотография. Самолет «Илья Муромец» на летном поле во время подготовки к полету. 1915 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников.

Материал подготовлен пресс-службой ГМПИР

Фото: экспонаты из коллекции ГМПИР