Дальняя авиация России сегодня, 23 декабря отмечает 111 лет.
Праздник учрежден в 1999 году приказом главнокомандующего Военно-воздушными силами России Анатолия Корнукова.
В этот день, 23 декабря 1913 года, совершил свой первый полет четырехмоторный самолет «Илья Муромец» конструкции инженера Игоря Сикорского – самый большой на то время самолет в мире.
Год спустя, 23 декабря 1914 года, указом императора Николая II утверждено постановление Военного Совета о формировании первой эскадры самолетов «Илья Муромец». Это положило начало тяжелой бомбардировочной авиации не только в России, но и во всем мире. Самолет часто называют «прадедушкой» стратегических бомбардировщиков.
В годы Первой мировой войны Россия первой из всех стран-участниц создала эскадру тяжелых бомбардировщиков и применяла их для дальней аэроразведки и нанесения бомбовых ударов по железнодорожным узлам и другим стратегическим целям.
Славная традиция создания самолетов для дальней авиации не прерывается все 111 лет. Отечественную традицию создания инновационных тяжелых самолетов военного и гражданского назначения после Игоря Сикорского продолжил авиаконструктор Андрей Туполев, во многом опираясь на опыт своего предшественника. Еще до войны под его руководством были созданы такие самолеты, как ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), смело бившие мировые рекорды по продолжительности полетов и массе перевозимых грузов.
В годы войны отечественная дальняя авиация ВВС и флота уже в 1941 году наносила удары по Берлину, а также осуществляла дерзкие рейды против целей в Румынии и Болгарии.
После войны, продолжая работу по укреплению военного потенциала страны, конструкторское бюро Андрея Туполева в кратчайшие сроки методом обратного инжиниринга обеспечило ВВС самолетами Ту-4, а вскоре стратегическая авиация получила настоящий самолет-богатырь – Ту-95. Поиски и разработки новых систем вооружения для дальней авиации не прекращаются и в современной России.
В наше время на вооружении дальней авиации находятся стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, авиационный ракетный комплекс МиГ-31И, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолеты-заправщики Ил-78, учебные и транспортные самолеты различных модификаций.
Сегодня дальняя авиация участвует в обеспечении обороноспособности РФ и принимает участие в СВО. С начала СВО 19 штурманов ВКС РФ были удостоены звания Героя России, более 4 000 военнослужащих летного, инженерно-технического состава и подразделений обеспечения награждены государственными наградами. Самолеты дальней авиации, будучи воздушным компонентом российской ядерной триады, также могут наносить удары обычным ракетно-бомбовым вооружением, в том числе крылатыми ракетами.
Сегодня, в день 111-летия Дальней авиации ВКС РФ, Музей политической истории России предлагает вспомнить первые, но уже уверенные, шаги русской дальней авиации и посмотреть фото из коллекции музея.
В материале представлены экспонаты из коллекции Музея политической истории России:
- Фотография. Группа военных у самолета «Илья Муромец», крупнейшего русского самолета периода 1-й мировой войны. 1916 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников;
- Фотография. Группа летчиков у самолета, подобного типу самолета «Илья Муромец». 1917 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников;
- Фотография. Один из первых русских самолетов «Илья Муромец», заснятый в полете в районе расположения русских войск под Варшавой. 1914 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников;
- Фотография. Один из первых русских самолетов «Илья Муромец», находившийся на вооружении русских войск. 1915 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников;
- Фотография. Самолет «Илья Муромец» на летном поле во время подготовки к полету. 1915 год. ГМПИР, Фонд фотографических источников.
Материал подготовлен пресс-службой ГМПИР
Фото: экспонаты из коллекции ГМПИР