Найти в Дзене

Гараж вождя: любимые иномарки Сталина и секреты советского «броневика»

Многие уверены, что «Отец народов» всегда поддерживал отечественного производителя и ездил исключительно на советских ЗИСах. На самом деле всё немного сложнее. Иосиф Виссарионович автомобили любил, в отличие от самолетов, и в технике разбирался отлично. Заглянем в кремлевский гараж и разберемся, какие машины предпочитал Сталин и почему советский лимузин весил как грузовик. В начале своей карьеры Сталин, как и многие большевики, донашивал «наследие царского режима» – роскошные Rolls-Royce, на которых ранее передвигалась семья Романовых, а затем и Ленин. Был в его гараже и скромный (по меркам элиты) Vauxhall, который он подарил жене Надежде Аллилуевой. Но настоящая любовь у вождя случилась с «американцами». Большую часть правления Сталин отдавал предпочтение марке Packard («Паккард»).
Почему именно он? Все просто: мощь, надежность и невероятная для тех лет плавность хода. Самым известным экземпляром стал белый Packard Twelve, который, по одной из версий, Сталину подарил президент США Фра
Оглавление

Многие уверены, что «Отец народов» всегда поддерживал отечественного производителя и ездил исключительно на советских ЗИСах. На самом деле всё немного сложнее. Иосиф Виссарионович автомобили любил, в отличие от самолетов, и в технике разбирался отлично.

Заглянем в кремлевский гараж и разберемся, какие машины предпочитал Сталин и почему советский лимузин весил как грузовик.

Первая любовь – американская классика

В начале своей карьеры Сталин, как и многие большевики, донашивал «наследие царского режима» – роскошные Rolls-Royce, на которых ранее передвигалась семья Романовых, а затем и Ленин. Был в его гараже и скромный (по меркам элиты) Vauxhall, который он подарил жене Надежде Аллилуевой.

Но настоящая любовь у вождя случилась с «американцами». Большую часть правления Сталин отдавал предпочтение марке Packard («Паккард»).
Почему именно он? Все просто: мощь, надежность и невероятная для тех лет плавность хода.

Самым известным экземпляром стал белый Packard Twelve, который, по одной из версий, Сталину подарил президент США Франклин Рузвельт. Этот 12-цилиндровый гигант был бронированным и считался вершиной автомобилестроения 30-х годов. Сталин так ценил эту машину, что на Ялтинской конференции 1945 года передвигался именно на ней, игнорируя протокольные советские авто.

Vauxhall
Vauxhall

«Сделайте мне как Паккард, но советский»

Разумеется, негоже лидеру сверхдержавы-победителя вечно ездить на иностранной технике. Было дано задание: сделать свой лимузин, который не уступал бы американскому.

Советские инженеры не стали изобретать велосипед. Новый ЗИС-110 внешне очень напоминал тот самый любимый вождем Паккард-180. Красиво, величественно, но для Первого лица этого было недостаточно.

Так появился ЗИС-115 – настоящая крепость на колесах. И вот здесь начинается самое интересное.

-3

Секреты советского броневика

Это не просто машина, обшитая сталью. ЗИС-115 – это, по сути, бронекапсула, вокруг которой построили автомобиль.

  • Броня: защита была скрыта под внешними кузовными панелями. Бронировали всё: от пола до крыши.
  • Стекла: толщина стекол достигала 7,5 см! Они выдерживали прямое попадание пули. Из-за чудовищного веса (почти центнер каждое!) поднять такие окна вручную было невозможно. Электростеклоподъемников тогда не ставили, поэтому внутри дверей спрятали специальные гидравлические домкраты.
  • Вес: реальный вес машины с полной заправкой и пассажирами составлял чуть более 5 тонн. Для сравнения: это вес двух больших внедорожников Land Cruiser.
-4

Цепочки на дверях и проблема с тормозами

Двери у ЗИС-115 получились настолько тяжелыми, что открывать их приходилось охранникам – самому вождю делать это было не по статусу, да и физически непросто.

Интересный факт: чтобы на ходу тяжеленная дверь случайно не открылась под своим весом (замки могли не выдержать нагрузок на поворотах), их страховали массивными накидными цепочками изнутри. Безопасность – превыше всего.

Конечно, законы физики обмануть сложно. Обычные барабанные тормоза с трудом останавливали 5-тонную махину, разогнанную до 100 км/ч. Тормозной путь был огромным. Также специально для этой машины Ярославский шинный завод выпускал особые усиленные покрышки. Они не взрывались даже при простреле, но были лишены модного белого обода – смотрелись строго и мрачно.

Паранойя или трезвый расчет?

Система охраны Сталина на дорогах – это тема для отдельного детектива.

  1. Покер на дороге: никогда не было известно точно, в какой машине едет сам вождь. Из Кремля выезжали сразу несколько одинаковых черных ЗИСов.
  2. Смена номеров: номера на автомобилях меняли ежедневно.
  3. Игра в прятки: внутри салона (за водителем) были откидные сиденья – страпонтены. Сталин часто садился именно туда, а не на главный диван. Так его силуэт было трудно разглядеть снаружи, плюс рядом всегда сидел начальник охраны Власик.
-5

Сразу после смерти вождя эти уникальные броневики стали не нужны новой власти – Хрущев предпочитал открытые кабриолеты, демонстрируя демократичность. ЗИСы утилизировали или передавали союзникам (например, в КНДР).

До наших дней сохранились единицы. Сегодня такой ЗИС-115 – это не просто машина, а коллекционный раритет, стоимость которого на аукционах исчисляется миллионами долларов.