Найти в Дзене
Диванные хроники

Три дня в морозилке и генерал НКВД за плитой: как Сталин ел щи и превращал обеды в допрос

Сталин требовал щи, которые три дня пролежали в морозилке. Без вариантов, ежедневно на стол. Технология родом из сибирской ссылки: после варки кастрюлю замораживали на двое-трое суток. Капуста разваривалась до мягчайшего состояния, а бульон превращался в густую золотистую массу. Замороженная капуста теряла структуру и становилась нежной, бульон настолько загустевал, что держал ложку вертикально. В кастрюлю клали сразу несколько сортов мяса. Эти щи Сталин ценил больше любых деликатесов. В 1920-х вождь питался из кремлевской столовой (гречка, отварное мясо, борщ). После смерти жены в 1932 году всё изменилось. Есть в одиночестве он больше не мог, поэтому с того момента за столом всегда были гости. На ближней даче появились три личных повара, а к 1940-м в меню добавились грузинские блюда: плов, лобио, харчо. Главным поваром был Александр Эгнаташвили, заместитель начальника охраны и комиссар госбезопасности (впоследствии генерал-лейтенант). Официально работал в НKВД, реально управлялся с к

Сталин требовал щи, которые три дня пролежали в морозилке. Без вариантов, ежедневно на стол. Технология родом из сибирской ссылки: после варки кастрюлю замораживали на двое-трое суток. Капуста разваривалась до мягчайшего состояния, а бульон превращался в густую золотистую массу.

Замороженная капуста теряла структуру и становилась нежной, бульон настолько загустевал, что держал ложку вертикально. В кастрюлю клали сразу несколько сортов мяса. Эти щи Сталин ценил больше любых деликатесов.

В 1920-х вождь питался из кремлевской столовой (гречка, отварное мясо, борщ). После смерти жены в 1932 году всё изменилось. Есть в одиночестве он больше не мог, поэтому с того момента за столом всегда были гости. На ближней даче появились три личных повара, а к 1940-м в меню добавились грузинские блюда: плов, лобио, харчо.

Главным поваром был Александр Эгнаташвили, заместитель начальника охраны и комиссар госбезопасности (впоследствии генерал-лейтенант). Официально работал в НKВД, реально управлялся с кастрюлями и сковородками. Эгнаташвили первым снимал пробу с каждого блюда перед подачи, за что получил кличку "Кролик". Ходили слухи, что он был незаконнорожденным братом Сталина. Вождь дал ему генеральские погоны.

-2

Со временем Сталин перестал доверять даже "особой кухне". Члены Политбюро обязаны были пробовать все блюда раньше хозяина, вина стояли в запечатанных бутылках и открывались при всех. Только после того как Молотов, Каганович или Берия отпивали из бокала, Сталин брался за еду. Микоян вспоминал: "Сталин ставил новую бутылку и говорил: вы, как кавказцы, разбираетесь в винах, попробуйте".

На ближней даче действовал принцип самообслуживания: блюда приносили в больших судках, каждый сам накладывал себе еду. Обслуга покидала столовую сразу после подачи. Застолья начинались поздно (часов в 22-23, после киносеансов). Сталин просыпался к полудню, в Кремль ехал к вечеру и возвращался за полночь. Под этот режим подстраивалось всё руководство страны.

-3

На кухне стояла настоящая русская печь с лестницей на лежанку. Когда прихватывал радикулит, Сталин забирался наверх и грел спину. В той же печи для него выпекали свежий хлеб, а во дворе стояла ещё одна печь для шашлыков. Сталин любил сам резать и мариновать мясо.

Для грузинских застолий приглашали народного артиста СССР Михаила Чиаурели в качестве тамады. Действовал полный кавказский ритуал с длинными тостами и передачей "алаверды". Югославский политик Джилас отмечал: "Поглощал количества еды, огромные даже для более крупного человека". На столе всегда стояли хванчкара и киндзмараули, мукузани с цинандали. Сам Сталин пил мало, одну бутылку растягивал на несколько дней.

Из блюд вождь предпочитал тонкие бараньи рёбрышки на вертеле и шашлык из двухнедельного ягнёнка, отварных перепелов. Также на столе бывала дунайская сельдь с копчёным рыбцом и свежая нельма из Сибири. Особую роль играл чанахи (мясо в горшочке с овощами). Микоян вспоминал, что когда открывали котёл с чанахи, запах был потрясающим.

-4

Застолья длились по четыре-пять часов. На приёме 24 мая 1945 года Молотов произнёс свыше 30 тостов, хотя Сталина нельзя было перебивать. Однажды он говорил тост целый час. Хрущёв вспоминал о застольных розыгрышах: гостям подкладывали на стул помидор, впрочем вряд ли кто-то осмелился бы.

На Ялтинской конференции в феврале 1945-го советская делегация кормила союзников на широкую ногу. На столе стояла икра с пирогами, маринованная сёмга и балык из нельмы, шемая с заливным из осетрины. У Рузвельта были филиппинские повара, но СССР обеспечивал продуктами.

Черчилль предпочитал 10-летний армянский коньяк "Двин" крепостью 50 градусов. Дочь Черчилля Сара при отбытии сказала: "Слава богу, больше никакой икры". Показ разрушенного Севастополя за застольем сработал, Рузвельт и Черчилль стали сговорчивее.

-5

Современники спорили: аскет или гурман? Джилас писал про "огромные количества еды", хотя в повседневности Сталин питался просто (гречка, отварное мясо, борщ). Изыски подавались только на официальных приёмах. Врач Шнейдерович вспоминал: "У вас временами появляется желание меня отравить?" Врач молчал. Сталин заметил: "Вы человек робкий, никогда этого не сделаете, но у меня есть враги".

В последние годы жизни Сталин перестал приглашать Микояна и Молотова на ночные застолья. Вопрос об их аресте был решён, фамилии фигурировали в документах МГБ. Эгнаташвили продолжал дегустировать еду, хотя его жену арестовали и расстреляли. В годы войны повар получил звание генерала, а грудь усыпали медалями.